Единая транспортная система
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Шпаргалка
на тему: «Единая транспортная система»
по дисциплине: «Транспортная система»
2021
15.00 BYN
Единая транспортная система
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Транспортная система
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Поделиться
5 Методы географического исследования транспорта.
Методы географических исследований — это способы изучения объектов, явлений и процессов.
Метод описания — один из древнейших методов, который существует уже более 2 тыс. лет. В результате путешествий и полевых исследований собиралось определённое количество сведений о географических объектах, явлениях, процессах. После сбора или накопления достаточного количества информации о том или ином географическом объекте, явлении, процессе приступали к анализу этой информации, составляя подробные описания.
Метод наблюдения. Наблюдение можно проводить непосредственно на местности, а можно в лаборатории. Этот метод позволяет выявлять признаки наблюдаемых природных и социальных объектов и явлений.
Метод сравнения представляет собой сопоставление разных свойств изучаемых объектов. Сравнение позволяет выявить количественные или качественные сходства и различия изучаемых объектов.
Статистический метод. Учёные собирают разнообразную информацию о географических и социальных объектах, о населении. На основе статистических данных могут быть составлены разнообразные карты. Статистическая информация может быть оформлена в виде таблиц, графиков, диаграмм.
10 Административно-территориальная структура экономики РБ.
материальными, трудовыми, природными и финансовыми ресурсами.
Но при административном районировании ставится и более прагматическая задача – определить границы региона таким образом, чтобы обеспечить управляемость экономическими и социальными процессами. Признаком управляемости региона выступает степень достижения координации протекающих социально-экономических процессов. В этих же целях в границах административной единицы выделяются территориальные образования более низких рангов, вплоть до населенного пункта и сельского совета.
В рамках административно-территориальной единицы на основе ТПК формируется экономика региона. Экономика региона включает ТПК, а также финансовое хозяйство, предполагает развитие межбюджетных отношений. Экономические отношения региона включают отношения собственности, налоговые обязательства и материальную ответственность, предполагают контроль за целевым использованием финансовых ресурсов.
Экономика региона опирается на государственную (республиканскую и коммунальную) собственность, частную собственность предпринимателей и сектора домашних хозяйств, предполагает развитие местных рынков факторов производства (труда, земли, денежного капитала, недвижимости).
15 Понятие природно-ресурсного потенциала.
Природные ресурсы — пространственно-временная категория; их объем различен в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае, если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств.
Природные ресурсы являются необходимым (но не обязательным) условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам — их обладателям дополнительные преимущества.
Наиболее часто природно-сырьевые ресурсы отождествляются с минеральным и ресурсами (такими полезными ископаемыми, как уголь, нефть, природный газ, металлические руды, неметаллическое сырье -- фосфаты, калийные соли, асбест). Нередко в силу особой значимости топлива используют сочетание «минеральное сырье и топливо». В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость -- с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.
В зарубежных странах применяется иная классификация запасов: разведанные (конечные извлекаемые), то есть те, которые доказаны геологоразведочными работами; достоверные (извлекаемые при современном уровне развития техники); прогнозные, или геологические (наличие которых в недрах Земли предполагается на основе научных прогнозов и гипотез).
20 Классификация минеральных ресурсов (топливно-энергетические, металлические и неметаллические).
Классификация минеральных ресурсов. Единой общепринятой классификации минеральных ресурсов нет. Однако часто используют следующее разделение: топливные горючие, металлические рудные и неметаллические нерудные полезные ископаемые.
Топливно-энергетические ресурсы. Группа топливно-энергетических ресурсов является важнейшей для современных потребностей мировой экономики в структуре минеральных ресурсов. В нее входят три основные подгруппы:
невозобновимых ТЭР нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, горючие сланцы, торф
возобновим ТЭР древесина
неисчерпаемые гидроэнергетические ресурсы.
Рудные (металлические) полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, например, Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский. Страны, расположенные в пределах таких поясов, обычно имеют благоприятные предпосылки для развития горнодобывающей промышленности. В пределах этой группы выделяются черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды). Большие запасы железорудного сырья сосредоточены в США, КНР. Индии, России. В последнее время к ним добавились некоторые страны Азии (Индия), Африки (Либерия, Гвинея, Алжир), Латинской Америки (Бразилия). Крупные запасы алюминиевого сырья (бокситов) имеются во Франции, Италии, Индии, Суринаме, США, государствах Западной Африки, странах Карибского бассейна, России. Медные руды сосредоточены в Замбии, Заире, Чили, США, Канаде, а свинцово-цинковые — в США, Канаде, Австралии.
25 Миграции населения (внутренние и внешние).
Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию -- выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или длительный срок, и иммиграцию -- въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок.
Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.
Внутренняя миграция-- перемещение населения по территории страны. Внутренняя миграция может быть добровольной, вынужденной и насильственной.
Миграция может быть возвратной и безвозвратной, а также законной и незаконной.
Возвратная миграция -- переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок.
Безвозвратная -- переселение с окончательной сменой постоянного места жительства.
Законная миграция -- въезд, переселение и пребывание на территории страны, осуществленные в соответствии с нормами, существующими в ее законодательстве.
30 География железнодорожного транспорта. Роль железнодорожного транспорта в мировой транспортной системе.
Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.
Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.
Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.
Важной характеристикой дорожной сети является её густота.
Густота транспортной сети – это протяжённость дорог, приходящихся на единицу площади. Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют Европейские страны (средний показатель – 100 км на 1000 км2 площади). В России этот показатель составляет примерно 5 км на 100 км2 площади, в странах Африки – 2,7 км на 100 км2.
35 Технико-экономические особенности морского транспорта. Главные черты развития морского транспорта в мире.
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Преобладают внешние перевозки грузов. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж- плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж(перевозка грузов между портами одной страны, расположенными в разных бассейнах) имеет меньшее значение.
Морские границы Российской Федерации протянулись на 47 тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные. На долю морского транспорта приходится около 10–15% грузооборота страны.
Основными типами морских судов являются танкеры– суда для перевозки наливных грузов исухогрузы– суда для перевозки неналивных грузов. В составе морского флота наряду с универсальными судами значительную долю составляют специализированные: лесовозы, рефрижераторные суда, железнодорожные паромы. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл — «от двери к двери». Суда типа «РО-РО» (роклеры)позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают их на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах.
40 Городской транспорт. Основные показатели, характеризующие городскую транспортную сеть.
Для сравнения и оценки ГТС используют ряд показателей, которые характеризуют соответствие транспортной сети обслуживаемому городу и осваиваемым пассажиропотокам. Различают две группы этих показателей: технические и экономические.
Технические показатели. Характеризуют совершенство технических решений сети по различным критериям оптимизации (доступности для населения, обеспечения прямолинейности поездок, маневренности, изолированности от городской застройки и остального городского движения, трудности сообщения и др.). Все эти показатели выражают в относительных (безразмерных) или размерных единицах. Основной недостаток технических показателей – их несравнимость, трудность, а часто и невозможность приведения к единому измерителю. Вместе с тем они дают возможность непосредственно в явном виде исследовать и направленно выбирать характеристики ГТС.
45 Организация управления транспортной системой. Области и формы взаимодействия и конкуренции видов транспорта.
Транспортная составляющая маркетинговой стратегии в системе «спрос-предложение» предполагает использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных услугах и повышения эффективности использования транспортных ресурсов. Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурентоопасны друг для друга. Конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса, конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только на относительно коротких расстояниях (до 200–500 км).
В пассажирских междугородных перевозках наиболее конкурентны между собой железнодорожный и воздушный транспорт наряду со взаимодействием с автобусным сообщением в конце маршрутов. В конечном счете, правильными и эффективными являются те формы функционирования различных элементов транспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют интересам потребителей транспортных услуг. Таким образом, в рыночной экономике объективно на первый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимодействию и координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам «от двери до двери» и «точно в срок». Поэтому на транспортном рынке конкурентные факторы часто уступают интеграционным, координирующим к взаимной выгоде и транспорта, и клиентуры. Тесное взаимодействие различных видов транспорта является основой эффективного функционирования единой транспортной системы страны.
50 Мировая транспортная система и ее рать п развитии и размещении мирового хозяйства, в международном разделении труда. Основные показатели развития мирового транспорта. Важнейшим критерием оценки работы
В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значительно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы, млн. т: сырая нефть -- 1000, нефтепродукты - 300, железная руда - 340, каменный уголь - 370, зерно - 250. Из других грузов морской торговли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн. т.
Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузового транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Складываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» -- комбинация морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский; Япония -- Восточное побережье США; Трансамериканский; Западная Европа -- Ближний и Средний Восток). [2, с.109]
Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и ритмичности доставки грузов.
В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объединяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных коридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.
55 Добывающая и топливно-энергетическая промышленность.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. ТЭК включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) ТЭК состоит из двух отраслей: электроэнергетики и топливной промышленности, включая все системы инфраструктуры, как этих отраслей, так и сопряженных с ними отраслей и производств. Управление топливно-энергетическим комплексом осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитете по энергоэффективности при Совете Министров, Концерн «Белнефтехим». В ТЭК Беларуси выделяют топливную промышленность(нефтяную, газовую, торфяную) и электроэнергетическую промышленность. Отрасли комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве республики. На них приходится 26 % капитальных вложений в промышленность, почти пятая часть основных производственных фондов, 14 % валовой продукции промышленности отрасли. В целом республика использует 34,5-35,5 млн. тонн условного топлива в год (из них 26-27 млн. тонн котельно-печного топлива, 3,8-4,0 млн. тонн светлых нефтепродуктов и 3-3,5 млн. тонн используется в качестве сырья).
Топливно – энергетический (топливный) баланс - это соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии ( приходная часть) и использования их в экономике страны. Прогнозные потребности в топливно энергетических ресурсах определяются по всем направлением их использования на основе удельных норм расхода на единицу продукции и объемов производства.
60 Роль и значение машиностроения для экономики республики. Структура машиностроительного комплекса. Основные предприятия машиностроения и металлообработки. Формирование основных товарных ресурсов. Основные тенденции развития этих отраслей.
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %) .
Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении- это станкостроение и инструментальная промышленность.
Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
65 Производство основных сельскохозяйственных товаров, перспектива развития сельского хозяйства. Обеспеченность населения Республики Беларусь основными продуктами питания. Отрасли промышленности, использующие товары и ресурсы сельского хозяйства.
Сельское хозяйство – одна из основных и жизненно важных отраслей народного хозяйства. Основной задачей сельского хозяйства является обеспечение населения продовольствием, а промышленности сырьем. Продукты питания и промышленные товары, производимые из сельскохозяйственного сырья, составляют более ¾ товаров народного потребления.
Около одной трети населения республики занято в сельском хозяйстве. Оно является сферой приложения труда и средой обитания населения. Сельское хозяйство является одним из основных поставщиков сырья для таких отраслей промышленности, как легкой, пищевой, комбикормовой и др. В свою очередь с/хозяйство является также и потребителем промышленных товаров. Оно широко использует технику, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и т.д.
Сельское хозяйство РБ специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур. В растениеводстве преобладают зерновые (ячмень, рожь, пшеница, картофель, кормовые культуры). Расширяются посевы зернобобовых и масличных культур. В животноводстве – КРС (молоко и мясо), свиньи и птица.
Необходимо отметить, что технологический и ресурсный потенциал растениеводства и животноводства используется пока недостаточно. На низком уровне остается обеспеченность хозяйств собственными оборотными средствами. Не соблюдается соотношение между основными и оборотными средствами. Ухудшилась финансовое состояние и платежеспособность предприятий.
Государство продолжает оказывать сельскому хозяйству многостороннюю помощь.
70 Республика Беларусь в системе международных торгово-экономических связей Участие Республики Беларусь в международной торговле.
Значение торгово-экономических связей определяется прежде всего тем, что в качестве внешнего фактора экономического развития они являются важным средством для сбалансированности производства и потребления; возможностей и потребностей хозяйства республики; средством ускорения научно-технического прогресса; перевода экономики страны на путь рыночного развития. Они влияют на темпы и пропорции развития хозяйства, его отраслевую структуру, территориальную организацию производства.
Основная форма участия Беларуси в мировых торгово-экономических связях - торговля. Поэтому прежде чем анализировать географию внешней торговли республики, необходимо дать определение, что такое экспорт и импорт и что к ним относится. Под экспортом подразумевается вывоз товаров из Беларуси. Под импортом понимается ввоз товаров в Беларусь для внутреннего их использования. В экспорт и импорт не входят: монетарное золото, ценные бумаги и монеты, транзит зарубежных товаров через территорию республики, реэкспортные товары без завоза в Беларусь, товары, которые ввозятся или вывозятся временно.
Экономические интересы России во взаимодействии с Беларусью прежде всего связаны с увеличением поставок белорусской продукции производственно-технического назначения минеральных удобрений, химических волокон и нитей, шин, металлорежущих станков, тракторов, грузовых автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, строительных материалов, бумаги и картона, льноволокна, холодильников и морозильников, телевизоров, мотоциклов и велосипедов, тканей всех видов, трикотажных изделий, и другой продукции. В свою очередь Беларусь заинтересована в поставках из России топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ), по которым она полностью зависит от России, проката черных и цветных металлов, сырье для химической и нефтехимической промышленности, синтетического каучука, кальцинированной и каустической соды, машин и технологического оборудования для различных отраслей народного хозяйства.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты