Основы социально-гуманитарных наук
МГТК (Минский торговый колледж) филиал БГЭУ
Шпаргалка
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Поделиться
1. Дайте понятие мировоззрения и опишите его структуру
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.
Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.
2. Опишите, что в человеке является предметом философского анализа
Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития. В рамках данной науки осуществляется синтез различных аспектов знаний о человеке, происходит выход за пределы внутринаучной рефлексии.
Человек – это фундаментальная философская категория, фиксирующая представления о существе, целостность и уникальный характер природы которого определяются единством его биопсихо-социальных характеристик.
3. Раскройте понятия индивид, индивидуальность, личность
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
4. Перечислить исторические типы мировоззрения
В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.
5. Обозначьте, что будет являться предметом изучения философии
Философия – это наука о наиболее общих закономерностях развитиях природы, общества и мышления. Эти закономерности и являются предметом философии. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир». Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.
Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; систему «Человек – мир» в целом и состояние в котором она находится.
6. Раскройте содержание учения о человеке в системе философских знаний
Антропология в философии: 1) антропология как раздел философии, который изучает сущность и существование человека, 2) антропология как философский метод (суть: человек рассматривается как главная философская проблема), 3) одно из учений в философии (синтетическая философия).
Выделяют культурную и социальную антропологию, которые изучают человеческие общества в сравнении.
7. Раскройте сущность философии и религии в эпоху средневековья: проблема отношения разума и веры
Проблема веры и разума возникла еще с апологетов, пытавшихся средствами разума доказать истинность христианских догматов – положений, в которые надлежит верить.
Возможные соотношения разума и веры:
1) Вера выше разума. «Верю, чтобы понимать»
Схоластическое направление базировалось на идее Августина о том, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: вера дает разуму истины, которые он затем должен прояснить, т.к. в проясненные истины человек крепче верит («Верю, чтобы понимать»). Поэтому многие схоласты полагали, что возможен синтез философии и теологии, т.е. гармония между верой и знанием при приоритете веры (Фома Аквинский).
8. Раскройте содержание понятия сознание, опишите отличия сознания человека от психики животных
Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.
1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.
2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека.
9. Опишите виды и структурную организацию бытия
Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие - все это вопросы онтологии.
Бытие - это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным и духовным.
В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Некоторые философы считают равноправными оба начала бытия: и материальное, и идеальное, - их называют дуалистами (от лат. duo - два). В противоположность дуализму позицию при-знания первичности одного из двух факторов, материального или идеаль-ного, называют философским монизмом (от греч. monos - один).
10. Дайте понятие социального класса, социального слоя (страты), социального статуса
Социальные классы. В соответствии с классовым подходом в вертикальной организации общества выделяют общественные классы.
Классы представляют собой большие социальные группы, различные по их месту и роли в системе производства и распределения благ, а также — по относительной доле потребляемых благ.
В социально-классовой структуре современного общества принято выделять три основных социальных класса: высший, средний и низший.
11. Раскройте понятие социальной общности и опишите ее признаки, классификацию
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.
12. Раскройте понятие «социальный институт»
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни.
13. Опишите принципы разделения власти и институты государственной власти
Теория разделения властей зародилась в XVII–XVIII вв. в Европе. Её целью было ограничить абсолютную власть монарха. Когда все полномочия в государстве принадлежат одному лицу, оно может использовать власть в своих личных интересах, никто не в силах ему помешать.
Поэтому было предложено разделить власть на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти независимы, автономны, для принятия большинства решений необходимо согласие нескольких органов.
14. Дайте понятие правового социального государства и гражданского общества
Правовое государство базируется на следующих принципах: верховенство закона; разделение властей; приоритет прав и свобод гражданина и человека; взаимная ответственность государства и личности; контроль и надзор за соблюдением законов.
Создание правового государства или его провозглашение еще не означает полной свободы и наличия возможностей для развития личности. Для этого государство должно быть еще и социальным, т.е. государство для человека.
Идея социального государства была выдвинута Лоренцем фон Штайном, а понятие «социальное правовое государство» ввел Герман Геллер.
15. Раскройте понятие государство и опишите взаимосвязь с политической системой
Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
16. Раскройте понятие политической системы
Политическая система —комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.
Политическая система характеризуется:
- политической идеологией;
- политической культурой;
- политическими нормами, традициями и обычаями.
17. Раскройте понятие и значение конституции
Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории какого-либо государства и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.
Конституция устанавливает:
- основные принципы устройства общества и государства;
- наименования и полномочия органов государственной власти;
- механизм осуществления государственной власти;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
18. Опишите основные этапы развития белорусского государства
Выделяют 6 этапов формирования белорусской государственности:
1 этап: Полоцкий период. Формирование первых государственных образований на территории Беларуси (Полоцкая, Туровская, Смоленская). Начало формирования белорусского этноса. Важнейшую роль в этот период сыграло христианство по византийскому образцу. Это привело к развитию культуры, появлению письменности. В этот период важную роль сыграли: Е. Полоцкая, К. Туровский.
2 этап: ВКЛ (сер. 13в. 1569г) Характеризуется расцветом культуры. Старобелорусский язык был государственным. Активно развивалась правовая мысль. В Беларуси впервые появилось книгопечатание на восточно – славянских землях. Выдающимися представителями были: Ф. Скорина, Николай Гусовский, Л. Сапега, Андрей Волан, Василий Тяпинский.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 18.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты