41. Общая характеристика административных правонарушений против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
В КоАП выделены правонарушения против здоровья населения в отдельной главе (гл16), включающей 3 вида:
• Адм.правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью (ст.16.1 – 16.2)
• Адм.правонарушения, связанные с радиационной безопасностью (ст.16.3-16.6)
• Иные адм.правонарушения против здоровья населения (ст.16.7 – 16.9)
42. Общая характеристика административных правонарушений против собственности.
В гл.10 КоАП определены виды адм.правонарушений против собственности и предусмотрены меры адм.отв.-ти за совершение указанных правонарушений. Такой мерой преимущественно явл.штраф, за один вид предусмотрена возможность наложения предупреждения как альтернатива штрафу (ст.10.6) и еще один вид – адм.арест как альтернатива штрафу(ст10.5)
Родовой объект – установленные общественные отношения, позволяющие иметь собственность, т.е. право пользоваться, владеть, распоряжаться имуществом тому, в чьей собственности оно находится.
43. Общая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.
К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относятся:
- нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (ст. 12.1);
- нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов (ст. 12.2);
- нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов (ст. 12.3);
- нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) (ст. 12.4).
44. Общая характеристика административных правонарушений против здоровья населения.
К административным правонарушениям против здоровья населения относятся противоправные виновные деяния, характеризующиеся признаками, предусмотренными статьями Главы 16 КоАП, за которые установлена административная ответственность.
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия в сфере охраны здоровья населения.
45. Общая характеристика административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.
Закон РБ от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды», как и все законодательство, касающееся ООС, устанавливает правовые основы ООС, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.
Основными задачами законодательства РБ об охране ООС являются:
– обеспечение благоприятной окружающей среды;
– регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;
– предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
– улучшение качества окружающей среды;
– обеспечение рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
46. Общая характеристика административных правонарушений против общественного порядка и общественной нравственности.
К административным правонарушениям против общественного порядка и нравственности в соответствии с главой 17 КоАП относятся:
- мелкое хулиганство (ст. 17.1);
- стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы (ст. 17.2);
- распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения (ст. 17.3);
- вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ст. 17.4);
- занятие проституцией (ст. 17.5).
47. Общая характеристика административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Под транспортом понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный транспорт. К водному относят морской и речной транспорт, а к воздушному – авиационный.
К административным правонарушениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта в соответствии с главой 18 КоАП относятся:
- умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст. 18.1);
- нарушение правил безопасности движения или эксплуатации ж/д, воздушного или водного транспорта (ст. 18.2).
48. Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления.
Порядок управления - это свод предписаний административного законодательства, устанавливающего публичные процедуры деятельности государственных и муниципальных органов, права и обязанности их должностных лиц.
К административным правонарушениям против порядка управления в соответствии с главой 23 КоАП относятся:
- Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления (ст. 23.1);
- Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы (ст. 23.2);
- Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении (ст. 23.3);
- Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4).
49. Общая характеристика административных правонарушений против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
К административным правонарушениям против правосудия в соответствии с главой 24 КоАП относятся:
- неуважение к суду (ст. 21.1);
- воспрепятствование явке в суд народного заседателя (ст. 24.2);
- непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений (ст. 24.3);
- заведомо ложные объяснение либо заявление (ст. 24.4).
50. Общая характеристика административных правонарушений против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Статья 26.1. Неявка на мероприятия по призыву
Неявка без уважительных причин на мероприятия по призыву на воинскую службу по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) (в том числе неявка гражданина, отказавшегося от получения таких повестки или направления) или в сроки, установленные законодательством, если такая неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности, –
влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.