1. Субъект административного правонарушения: понятие, признаки. Виды субъектов административного правонарушения.
2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.
3. Юридическое лицо как субъект административной ответственности.
4. Должностное лицо как субъект административной ответственности.
5. Индивидуальный предприниматель как субъект административной ответственности.
6. Субъективная сторона административного правонарушения.
7. Множественность административных правонарушений: понятие, виды. Совокупность административных правонарушений. Повторность административных правонарушений.
8. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: понятие, виды.
9. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с административными правонарушениями: понятие и признаки.
10. Меры административно-правового принуждения: понятие и виды.
1. Субъект административного правонарушения: понятие, признаки. Виды субъектов административного правонарушения.
Субъектом состава административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных КоАП.
Субъектом состава административного правонарушения является лицо, обладающее административной деликтоспособностью, т.е. лицо, которое в соответствии с административным деликтным законодательством может быть привлечено за правонарушение к административной ответственности.
Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.
1. Деяние - это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.
3. Юридическое лицо как субъект административной ответственности.
Юридические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать общественные организации, коммерческие структуры и т.д., совершившие административное правонарушение, за которое они несут административную ответственность.
Специальный субъект административной ответственности, юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах - столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
5. Индивидуальный предприниматель как субъект административной ответственности.
Индивидуальный предприниматель является субъектом разных видов правонарушений, и все они связаны с его предпринимательской деятельностью. В ч.1 ст. 4.8 КоАП установлено, что физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществлением им предпринимательской деятельности и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП.
Приведенная формулировка позволяет сделать следующий вывод: чтобы физическое лицо в виде индивидуального предпринимателя было субъектом административного правонарушения необходимо наличие трех условий: • быть индивидуальным предпринимателем; • совершить деяние в русле осуществления предпринимательской деятельности; • такое деяние должно быть предусмотрено соответствующей статьей Особенной части КоАП.
7. Множественность административных правонарушений: понятие, виды. Совокупность административных правонарушений. Повторность административных правонарушений.
Множественность административных проступков - это выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.
Разновидностями множественности административных правонарушений является: 1) совокупность (ст. 2.7); 2) повторность (ст. 2.5);
Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.
9. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с административными правонарушениями: понятие и признаки.
Административно-правовое принуждение – 1) это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с административным правонарушением 2) это система мер государственного принудительного воздействия, осуществляемого преимущественно в сфере АД отношений.
Особенности:
1. характер мер принуждения;
2. обилие и разнообразие мер принуждения;
3. меры принуждение не влекут серьезных (не столь суровы) последствий для лица, к которому они применяются.