44 Понятие и виды правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
45 Административные правонарушения в области благоустройства и пользования жилыми помещениями
46 Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления
47 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст.24.3 КоАП Республики Беларусь)
44 Понятие и виды правонарушений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
В Особенной части КоАП содержится специальная глава (глава 22) "Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями", в которой выделен ряд составов об административной ответственности в строительстве, к которым можно отнести:
Статья 22.1. Отступление от утвержденного архитектурного проекта; Статья 22.2. Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект либо отступление от него; Статья 22.3. Нарушение требований законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; Статья 22.4. Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ; Статья 22.5. Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ; Статья 22.6. Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ; Статья 22.7. Нарушение порядка представления информации об авариях и инцидентах на опасных производственных объектах или потенциально опасных объектах, об авариях зданий и сооружений и порядка их расследования; Статья 22.8. Самовольное строительство; Статья 22.9. Нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения; Статья 22.10. Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов; Статья 22.11. Нарушение порядка проведения раскопок; Статья 22.12. Нарушение правил пользования жилыми помещениями; Статья 22.13. Нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации; Статья 22.14. Нарушение законодательства об аккумулировании денежных средств в сфере строительства (реконструкции).
Родовым объектом данных правонарушений является совокупность близких
общественных отношений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями.
[...]
45 Административные правонарушения в области благоустройства и пользования жилыми помещениями
Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее — Правила) утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399. В соответствии с п. 1 ст. 26 ЖК граждане и организации обязаны соблюдать установленные для проживания санитарные и технические требования, природоохранные требования, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений и иные требования, установленные законодательством. Пунктом 5 ст. 26 ЖК также установлено, что владение и пользование жилыми помещениями должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих в жилом доме. Согласно подп. 7.10 п. 7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утв. постановлением Совмина от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила), с 23.00 до 7.00 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в т.ч. при выполнении бытовых (ремонтных) работ, проведении ручных погрузочно-разгрузочных работ, резком закрытии дверей и других действиях). Подпунктом 16.1 п. 16 Правил запрещаются действия (бездействие), приводящие к порче жилых и вспомогательных помещений, нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций.
На основании п. 20 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утв. постановлением Совмина от 16.05.2013 № 384, в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается: – производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 часов и заканчивать их позднее 19 часов в рабочие дни; – загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома; – использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки.
[...]
46 Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления
Административное правонарушение против порядка управления – это противоправное виновное (умышленное), в том числе характеризующееся иными признаками, предусмотренными нормами КоАП Республики Беларусь деяние (действие или бездействие), которое направлено против порядка управления, за которое установлена административная ответственность, указанная в санкциях частей 24 главы КоАП.
Стоит отметить, что под административным правонарушением против порядка управления, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, посягающее на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления.
Административными правонарушениями, посягающими на порядок управления, следует признавать противоправные, виновные и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся при осуществлении порядка управления [9, с. 223].
Общим объектом административных правонарушений, унифицированных в главе 24 КоАП, является сфера регулирования общественных отношений в области порядка управления.
Управление в широком смысле означает управление чем-то или кем-то. Под порядком управления понимается определенная последовательность регулирования государственными органами социальной жизни в обществе [10].
Объективно большинство административных правонарушений данной группы имеют место в виде активных действий, например, неповиновения законному распоряжению сотрудников органов внутренних дел, самоуправство и другие.
[...]
47 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст.24.3 КоАП Республики Беларусь)
Ст.24.3 КоАП: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе. Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Объектом данного правонарушения является порядок управления. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может рассматриваться как в действии – неповиновении, выраженном, к примеру, в уходе от сотрудника, ведущего административный процесс, выполнение действий, в отношении которых сотрудник выразил обоснованный запрет, в удерживании документов, которые необходимо предъявить и т.д., а также в бездействии, выраженном в неисполнении действий, которые должностное лицо законно требует исполнить. С субъективной стороны для рассматриваемого правонарушения характерен прямой умысел. Субъект – общий, а именно лицо, достигшее возраста 16 лет.
Согласно ст.3.30 ПИКоАП, административные протоколы по рассматриваемому правонарушению уполномочены составлять: - органы внутренних дел. - исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней. - органы Комитета государственного контроля. - Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. - органы, подразделения и организации системы Министерства по чрезвычайным ситуациям. Рассмотреть же данный протокол уполномочен исключительно суд.
[...]