34 Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы. Привлечение осужденных к профессионально-техническому образованию и профессиональной подготовке
35 Воспитательная работа в ИУ различных видов и исправительных учреждениях открытого типа: основные направления, задачи и формы
36 Исправительные и воспитательные функции уголовно-исполнительных инспекций
34 Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы. Привлечение осужденных к профессионально-техническому образованию и профессиональной подготовке
В исправительных учреждениях организуются получение осужденными к лишению свободы общего среднего, профессионально-технического образования и прохождение профессиональной подготовки, создаются условия для получения среднего специального и высшего образования в дистанционной форме, а также дополнительного образования. Профессионально-техническое образование и профессиональная подготовка организуются по специальностям (направлениям специальностей, специализациям, профессиям), по которым осужденные, учитывая присвоенную квалификацию, смогут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Для получения осужденными образования в исправительных учреждениях местными исполнительными и распорядительными органами создаются необходимые условия.
2. Отношение осужденных к получению образования учитывается при определении степени их исправления.
3. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность на территории исправительных учреждений, оказывают помощь администрации исправительного учреждения в проведении воспитательной работы с осужденными.
[...]
35 Воспитательная работа в ИУ различных видов и исправительных учреждениях открытого типа: основные направления, задачи и формы
Процесс исправления осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь (далее — УИС) носит социально-педагогический характер. Это становится очевидным при рассмотрении процесса исправления, специально организуемого в условиях отбывания наказания, формирования у осужденного готовности к ведению правопослушного образа жизни, включающего в себя взаимосвязанные между собой процесс воспитания осужденных и их собственную активность по позитивному изменению своей личности с использованием созданных для этого в учреждении УИС возможностей. Обозначенный тезис свидетельствует о важности выбора оптимальной модели воспитательного воздействия на сознание осужденного, обусловливая таким образом достижение цели уголовной ответственности, закрепленной в ч. 2 ст. 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Определению оптимальной модели воспитательного воздействия на правосознание осужденного, создающей условия для активного участия осужденного в деятельности по подготовке к жизни в обществе после освобождения в научном сообществе, уделяется достаточно пристальное внимание. Большинство белорусских ученых выделяют собственную активность осужденных в качестве одного из основных компонентов процесса их исправления. Формирование у осужденных готовности к ведению правопослушного образа жизни во многом обусловлено степенью проявления их собственной активности, выраженной в приобретении социально значимых компетенций. В настоящее время для обозначения активности осужденных такого рода в белорусской пенитенциарной науке используется термин «ресоциализирующая активность осужденных» (активность осужденных, направленная на приобретение (восстановление) социально значимых знаний, умений, навыков и (или) избавление от негативных привычек, склонностей, зависимостей). Пенитенциарный период ресоциализации осужденных состоит в проявлении их ресоциализирующей активности и закладывает основу успешной интеграции в общество после освобождения (основу постпенитенциарного периода ресоциализации, результативность которого во многом зависит от мотивации осужденного к принятию активных действий по возвращении к правопослушному образу жизни).
[...]
36 Исправительные и воспитательные функции уголовно-исполнительных инспекций
Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют:
Основными задачами уголовно-исполнительной инспекции является организация и осуществление деятельности в рамках своей компетенции по организации исполнения и отбывания наказаний в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, превентивного надзора, профилактического учета и профилактического наблюдения, отсрочки исполнения наказания или его условного неприменения, а так же контроль за осужденными, освобожденными условно-досрочно.
Особый научный интерес представляет такой субинститут, как воспитательная работа. На это указывает ряд обстоятельств. Во-первых, воспитательная работа занимает второе место в перечне средств исправления осужденных после установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), что не является случайностью и свидетельствует о его повышенной важности для достижения такой цели уголовно-исполнительного законодательства, как исправление осужденных. Относительно указанного обстоятельства можно привести мнение А. Н. Ломакиной и О. В. Морозовой, которые полагают, что «воспитательная работа занимает основное, ведущее место в деятельности по исправлению осужденных и мотивированию их к законопослушному поведению».
[...]