Хозяйственный процесс Шпаргалка
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Хозяйственный процесс»
по дисциплине: «Хозяйственный процесс»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Хозяйственный процесс
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Хозяйственный процесс
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 120.
Поделиться
1. Понятие хозяйственного процесса и хозяйственного процессуального права. Источники хозяйственного процессуального права.
2. Стадии хозяйственного процесса.
3. Виды хозяйственного судопроизводства и их сравнительная характеристика.
4. Хозяйственные процессуальные правоотношения и их особенности. Субъекты хозяйственных процессуальных отношений и их классификация. Cуд как обязательный субъект хозяйственных процессуальных правоотношений. Отводы.
5. Понятие, система и значение принципов хозяйственного процессуального права, их классификация. Конституционные принципы.
6. Принципы диспозитивности, состязательности, равноправия и добросовестности сторон.
7. Принципы гласности, непосредственности, процессуальной экономии. Элементы электронного правосудия в хозяйственном процессе.
8. Понятие, состав и виды участников хозяйственного процесса. Хозяйственная процессуальная правоспособность и дееспособность.
9. Понятие и виды подведомственности дел экономическому суду. Общие правила подведомственности дел экономическому суду. Подведомственность экономическому суду дел искового и приказного производства. Разграничение подведомственности между судами и лицами, совершающими нотариальные действия. Совершение нотариусами исполнительных надписей по требованиям, вытекающим из хозяйственной (экономической) деятельности.
10. Подведомственность экономическому суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
11. Понятие и виды подсудности дел экономическому суду. Родовая подсудность. Договорная подсудность.
12. Правила разграничения подсудности между районными, областными (Минским городским) и экономическими судами.
13. Территориальная подсудность: понятие, виды, правила. Основания и порядок передачи дел из одного суда в другой суд.
14. Стороны в хозяйственном процессе: понятие, признаки, процессуальные права и обязанности.
15. Процессуальное соучастие: понятие, виды, основания возникновения. Процессуальные права и обязанности процессуальных соучастников.
16. Процессуальное правопреемство. Особенности процессуального правопреемства в исполнительном производстве.
17. Ненадлежащая сторона. Замена ненадлежащего ответчика.
18. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора.
19. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.
20. Участие прокурора в хозяйственном процессе.
21. Участие в хозяйственном процессе государственных и иных органов. Заключение государственного или иного органа как средство доказывания.
22. Понятие и виды представительства в хозяйственном процессе.
23. Полномочия представителя в хозяйственном процессе (объем и оформление).
24. Иск и исковая форма защиты права в хозяйственном процессе. Виды исков.
25. Соединение и разъединение исковых требований.
26. Элементы иска и их значение.
27. Изменение иска.
28. Право на иск и право на предъявление иска. Условия и предпосылки права на предъявление иска и их значение.
29. Отказ от иска. Ходатайство об оставлении иска (заявления) без рассмотрения (абз. 13, 14 ст. 151 ХПК). Признание иска.
30. Мировое соглашение: понятие, значение, субъекты.
31. Мировое соглашение: форма и содержание.
32. Мировое соглашение: порядок заключения и утверждения судом. Исполнение мирового соглашения и последствия его неисполнения.
33. Возражения ответчика против иска как средство защиты ответчика против иска: понятие и виды. Отзыв ответчика на исковое заявление.
34. Встречный иск в хозяйственном процессе.
35. Обеспечение иска. Отмена обеспечения иска. Замена одной меры обеспечения другой. Обеспечение исполнения решения.
36. Понятие судебного доказывания, доказательств и средств доказывания в хозяйственном процессе.
37. Предмет доказывания. Определение предмета доказывания по конкретному делу. Классификация фактов, входящих в предмет доказывания.
38. Факты, не подлежащие доказыванию. Доказательственные факты.
39. Относимость и допустимость доказательств. Процесс доказывания и оценка доказательств.
40. Бремя доказывания, обязанность доказывания и обязанность представления доказательств. Доказательственные презумпции (понятие и значение).
41. Классификация доказательств. Консультация специалиста. Основания привлечения специалиста к участию в хозяйственном процессе.
42. Объяснения лиц, участвующих в деле: понятие, виды, форма, содержание, их оценка судом. Признание факта. Согласие сторон по фактическим обстоятельствам дела.
43. Письменные доказательства и их виды. Вещественные доказательств.
44. Экспертиза в хозяйственном процессе: понятие, значение, виды, основания назначения.
45. Экспертиза в хозяйственном процессе: порядок назначения и проведения. Заключение эксперта как средство доказывания (содержание, структура) и его оценка судом.
46. Свидетельские показания. Процессуальный порядок допроса свидетелей. Права и обязанности свидетеля.
47. Звуко- и видеозапись как средство доказывания в хозяйственном процессе. Обеспечение доказательств. Судебные поручения. Направление судебных поручений иностранным судам и исполнение судебных поручений иностранных судов.
48. Приостановление производства по делу: понятие, процессуальные последствия, классификация оснований. Обязательные основания приостановления производства по делу.
49. Факультативные основания приостановления производства по делу.
50. Формы окончания рассмотрения дела без вынесения решения: виды, процессуальная сущность и последствия.
51. Прекращение производства по делу.
52. Оставление иска (заявления) без рассмотрения.
53. Понятие, виды и значение судебных расходов в хозяйственном процессе. Освобождение от судебных расходов.
54. Распределение судебных расходов между сторонами. Возмещение судебных расходов государству. Возврат государственной пошлины.
55. Государственная пошлина, порядок исчисления и уплаты. Освобождение от государственной пошлины.
56. Издержки, связанные с рассмотрением дела. Порядок взыскания расходов по оплате услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь.
57. Процессуальные сроки: понятие, виды, последствия истечения. Сроки рассмотрения дела экономическим судом.
58. Исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков. Перерыв, приостановление, продление и восстановление процессуальных сроков. Пресекательные сроки.
59. Примирительная процедура в хозяйственном процессе: понятие, значение, порядок проведения и формы окончания.
60. Соглашение о примирении в хозяйственном процессе: субъекты, форма, содержание.
61. Соглашение о примирении в хозяйственном процессе: порядок заключения, утверждения судом и исполнения.
62. Меры процессуальной ответственности в хозяйственном процессе. Злоупотребление процессуальными правами и противодействие ему.
63. Судебная корреспонденция в хозяйственном процессе. Надлежащее уведомление.
64. Возбуждение производства по делу. Последствия возбуждения производства по делу. Отказ в принятии искового заявления.
65. Возвращение искового заявления.
66. Форма и содержание искового заявления и последствия их несоблюдения.
67. Оставление искового заявления без движения.
68. Досудебный порядок урегулирования спора: понятие, содержание, значение, последствия несоблюдения.
69. Порядок предъявления и рассмотрения претензий в порядке досудебного урегулирования спора.
70. Подготовка дела к судебному разбирательству. Подготовительное судебное заседание.
71. Понятие и значение судебного разбирательства. Порядок в заседании экономического суда. Фиксирование хода судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суда вне заседания. Протокол, краткий протокол судебного заседания.
72. Части (этапы) судебного разбирательства.
73. Отложение судебного разбирательства. Перерыв в судебном заседании.
74. Понятие и виды судебных постановлений суда первой инстанции. Сущность и содержание решения суда, его отличие от определения. Порядок вынесения решения.
75. Требования, предъявляемые к судебному решению.
76. Исправление недостатков решения судом, принявшим решение.
77. Законная сила судебного решения. Немедленное исполнение решения: виды и основания.
78. Отсрочка и рассрочка исполнения судебного постановления. Изменение способа и порядка исполнения.
79. Определения суда первой инстанции: понятие, виды, содержание, порядок принятия. Частное определение и ответственность за его не исполнение. Обжалование (опротестование) определений суда первой инстанции.
80. Понятие приказного производства и его особенности. Основания возбуждения приказного производства. Разграничение компетенции суда и лиц, совершающих нотариальные действия, по рассмотрению бесспорных требований.
81. Заявление о возбуждении приказного производства: форма, содержание, порядок подачи. Отзыв на заявление.
82. Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства.
83. Порядок вынесения и содержание определения о судебном приказе. Основания к отказу в вынесении определения о судебном приказе. Отмена определения о судебном приказе.
84. Производство по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
85. Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.
86. Производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
87. Особенности рассмотрения хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных лиц.
88. Сущность и значение производства в суде апелляционной инстанции. Субъекты и объекты апелляционного обжалования (опротестования). Апелляционные инстанции.
89. Порядок и срок подачи апелляционной жалобы (протеста). Возвращение апелляционной жалобы (протеста).
90. Пределы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства в суде апелляционной инстанции.
91. Порядок и сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Отказ от апелляционной жалобы. Постановление суда апелляционной инстанции и его законная сила.
92. Прекращение производства по апелляционной жалобе. Оставление апелляционной жалобы без рассмотрения.
93. Полномочия апелляционной инстанции в хозяйственном процессе.
94. Основания для изменения или отмены постановлений экономического суда в апелляционном порядке.
95. Сущность и значение производства в суде кассационной инстанции. Субъекты и объекты кассационного обжалования (опротестование). Кассационная инстанция.
96. Порядок и срок подачи кассационной жалобы (протеста). Возвращение кассационной жалобы (протеста).
97. Пределы, порядок и сроки рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Отказ от кассационной жалобы. Постановление суда кассационной инстанции и его законная сила. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
98. Прекращение производства по кассационной жалобе. Оставление кассационной жалобы без рассмотрения.
99. Полномочия кассационной инстанции в хозяйственном процессе.
100. Основания для изменения или отмены постановлений экономического суда в кассационном порядке.
101. Сущность, значение стадии производства по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора. Должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора. Суды надзорной инстанции. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
102. Поводы и основания к принесению протеста в порядке надзора. Жалоба в порядке надзора: понятие, значение, субъекты, объекты, порядок подачи и рассмотрения.
103. Протест в порядке надзора, его содержание. Отзыв протеста. Порядок, пределы и сроки рассмотрения дела по протесту в суде надзорной инстанции. Оставление протеста без рассмотрения. Постановление суда надзорной инстанции. Обязательность указаний суда надзорной инстанции.
104. Полномочия суда надзорной инстанции. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
105. Сущность и значение производства по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
106. Порядок рассмотрения заявлений (представлений) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
107. Исполнительное производство: понятие, значение, место в системе хозяйственного процессуального права. Стадии исполнительного производства. Источники регулирования исполнительного производства.
108. Органы исполнения судебных постановлений. Субъекты исполнительного производства. Компетенция суда и судебного исполнителя. Постановление судебного исполнителя.
109. Защита прав сторон и иных лиц в исполнительном производстве. Обжалование (опротестование) действий судебного исполнителя. Иск об исключении имущества из акта описи (освобождении от ареста).
110. Основания исполнения и исполнительные документы. Судебный приказ: значение, содержание, порядок выдачи, дубликат. Выдача судебного приказа на основании актов несудебных органов.
111. Сроки в исполнительном производстве. Срок для добровольного исполнения. Поворот исполнения судебного постановления.
112. Возбуждение исполнительного производства. Отказ в возбуждении исполнительного производства.
113. Возвращение исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.
114. Место совершения исполнительных действий. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения.
115. Отложение совершения исполнительных действий. Приостановление исполнительного производства. Розыск должника. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа.
116. Окончание исполнительного производства. Распределение взысканных средств между взыскателями. Расходы по исполнению исполнительного документа. Принудительный сбор.
117. Обращение взыскания на денежные средства должника – юридического лица или индивидуального предпринимателя. Очередность платежей с текущих (расчетных) банковских счетов.
118. Обращение взыскания на имущество должника. Арест имущества, его изъятие и реализация. Реализация имущества должника на торгах (электронных торгах). Реализация арестованного имущества специализированной организацией. Самостоятельная реализация арестованного имущества должником.
119. Разрешение хозяйственных (экономических) споров третейскими судами. Обжалование и исполнение решений третейских судов. Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений.
120. Урегулирование хозяйственных (экономических) споров с участием медиатора. Медиация и судебный процесс. Выдача исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения, международного медиативного соглашения.
10. Понятие и виды подсудности дел экономическому суду. Родовая подсудность. Договорная подсудность.
Подсудность – это относимость подведомственному эконом.суду дела к ведению конкретного эконом.суда соответствующего уровням или территории.
Виды:
1.родовая-помогает определить суд какого уровня системы судов общей юрисдикции должен принять конкретное дело к своему производству в качестве суда 1-ой инст. в зависимости от рода (предмета) спора. Правило родовой подсудности (ст.48ХПК) гласит, что подведомственный эконом.суду спор, рассматривается по 1-ой инст. эконом.судом области (г.Минска).
2.территориальная-вид подсудности, который разграничивает компетенцию эконом.судов в зависимости от места рассмотрения спора.
Виды территориальной подсудности:
1)общая (ст.49ХПК)-определяет эконом.суд в зависимости от места нахождения или жительства ответчика.
2)альтернативная (ст.50ХПК)-право выбора эконом.суда, который будет рассматривать конкретное дело, принадлежит истцу.
3)исключительная (ст.51ХПК)-не допустимо применение иных правил, чем те, которые указаны в законе для данной категории дел (например, заявления о признании должника банкротом подается в эконом.суд по месту нахождения должника).
4)договорная (ст.52ХПК)-стороны соглашением устанавливают эконом.суд для разрешения конкретного дела.
Договорная подсудность может изменить правила общей и альтернативной подсудности.
5)по связи дел (ч.3 ст.49ХПК)-устанавливает эконом.суд независимо от территориальной принадлежности спора, т.к. этот спор связан с др. делом в др. эконом.суде.
Последствием нарушения правил подсудности является отказ в принятии искового заявления. Однако, это не препятствует повторному обращению с надлежащим образом оформленном иском (т.е. с тождественным иском).
Разногласия между судами по поводу подведомственности разрешаются ВС РБ.
20. Участие в хозяйственном процессе государственных и иных органов. Заключение государственного или иного органа как средство доказывания.
Свидетели вызываются для объяснений по существу спора, они обязаны явиться и сообщить известные им сведения и обстоятельства по делу, предоставить по требованию хозяйственного суда объяснения в письменном виде, отвечать на вопросы судьи, лиц, участвующих в деле.
В соответствии со ст. 72 ХПК свидетелем может быть любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора хозяйственным судом. Свидетель, таким образом, рассматривается законодателем как источник сведений о фактах, положенных в основание иска или возражений против него. Знание этих сведений судом и другими участниками хозяйственного процесса позволит вынести правильное решение. Придавая важное значение свидетельским показаниям для вынесения правильного решения, законодатель обвязывает свидетеля давать правдивые показания, отвечать на вопросы судьи, лиц, участвующих в арбитражном процессе. За дачу заведомо ложных показаний или уклонение отдачи показаний свидетель несет уголовную ответственность. Свидетелю судья разъясняет его права и обязанности, о чем он дает подписку, которая приобщается к делу.
Свидетелями не могут быть:
— представители по гражданскому или хозяйственному делу и лица, исполняющие обязанности защитников по уголовному делу, — в отношении фактов, которые стали известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;
священнослужители — в отношении фактов, сведения о которых они получили во время исповеди;
лица, которые в силу физических и психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах и давать о них показания;
другие лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Свидетель имеет право не давать показания против самого себя, членов своей семьи и близких родственников.
Показания свидетеля записываются в протокол судебного заседания, так как он их дает устно и также отвечает на вопросы лиц, участвующих в процессе. По предложению хозяйственного суда свидетель может изложить свои показания в письменном виде. Однако представление письменных свидетельских показаний по инициативе свидетеля или стороны по делу не предусматривается.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, хозяйственный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, назначает экспертизу. В соответствии со ст. 70 ХПК экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения, и назначенное судом.
Нетрудно убедиться, что экспертиза может быть назначена для разрешения вопросов из любой отрасли науки, техники, искусства и т.д., кроме правовой, в которой судья сам является специалистом и обладает необходимыми познаниями. Лицо, которому поручено проведение экспертизы, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.
Эксперт может отказаться отдачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или если он не обладает знаниями, необходимыми для выполнения возложенной на него обязанности. При необходимости эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, просить суд об истребовании дополнительных материалов.
[...]
30. Мировое соглашение: форма и содержание.
Согласно ст. 121 ХПК мировым соглашением признается соглашение сторон о прекращении судебного спора на основании взаимных уступок.
Мировое соглашение с точки зрения теории гражданского процесса представляет собой договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях. Если мировое соглашение заключается по спору, возникшему из гражданско-правовых отношений, несомненно, что оно представляет собой гражданско-правовую сделку в полном смысле этого слова. Даже в случае, если оно не утверждается судом или не представляется сторонами на утверждение суда, оно все равно остается сделкой, создающей гражданско-правовые права и обязанности.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 25 марта 2004 г. № 9 под мировым соглашением понимается соглашение сторон о прекращении судебного спора, возникшего из гражданско-правовых отношений, путем достижения на основании добровольного волеизъявления сторон определенности в отношении искового требования (требований), принятого к рассмотрению хозяйственным судом.
Вместе с тем мировое соглашение, помимо материально-правового содержания, имеет и процессуальную составляющую. Хотя мировое соглашение и является договором, но договором особым, заключаемым только при наличии спора в суде и действующим с момента утверждения его судом. Таким образом, документ, названный сторонами мировым соглашением, но не утвержденный судом, мировым соглашением не является, это гражданско-правовая сделка. Еще одной особенностью мирового соглашения как договора является его в основном односторонне обязывающий характер: в соответствии с мировым соглашением, в большинстве случаев, обязанности возлагаются на ответчика, права же имеет только истец. В общем-то, такое положение логично вытекает из сущности мирового соглашения как средства урегулирования спора: ведь заключается оно в том случае, если ответчик признает свою вину в нарушении права истца.
Правовыми последствиями утверждения хозяйственным судом мирового соглашения являются установление прав и обязанностей, решение спора, прекращение производства по делу либо исполнительного производства и, как следствие, невозможность повторного обращения с тождественным иском, возможность принудительного исполнения, в связи с чем судебный акт, которым утверждается мировое соглашение (определение), близок по правовому значению и юридической силе к решению хозяйственного суда.
40. Классификация доказательств. Консультация специалиста. Основания привлечения специалиста к участию в хозяйственном процессе.
Под доказательствами в хозяйственном судебном процессе понимаются любые фактические данные, полученные в соответствии с законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (ст. 83 ХПК). Из этого следует, что хозяйственный суд, рассматривая спор, должен оценить, дать квалификацию доказательств, представленных сторонами суду, как сведений об обстоятельствах, имеющих отношение к рассматриваемому делу. Стороны, представляя свои сведения об обстоятельствах, осуществляют доказывание обстоятельств, являющихся основанием для разрешения спора в хозяйственном суде.
В процессуальной науке сложилось традиционное представление о видах доказательств. Классификацию принято проводить по трем основаниям: характер связи доказательств с обстоятельствами дела; источник формирования; процесс формирования доказательства.
Характер связи доказательства с подлежащими установлению обстоятельствами обусловливает наличие прямых и косвенных доказательств.
Доказательство может быть непосредственно связано с устанавливаемыми обстоятельствами (например, договор как письменное доказательство непосредственно подтверждает наличие или отсутствие определенных условий). Такое доказательство принято называть прямым доказательством.
Как правило, прямое доказательство имеет непосредственную, однозначную связь, устанавливающую или опровергающую наличие какого-то обстоятельства. Однако связь между доказательством и устанавливаемым обстоятельством может быть более сложной и многозначной. В этом случае из доказательства сложно сделать однозначный вывод о наличии или об отсутствии обстоятельства, можно лишь предполагать несколько выводов. Доказательства, с помощью которых нельзя сделать однозначный вывод о наличии или об отсутствии какого-то факта, называются косвенными доказательствами.
[...]
50. Прекращение производства по делу.
Суд, рассматривающий экономические дела, прекращает производство по делу, если:
спор не подлежит рассмотрению в суде, рассматривающем экономические дела;
имеются вступившие в законную силу постановления суда, рассматривающего экономические дела, или иного суда общей юрисдикции, решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение, принятые по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда суд, рассматривающий экономические дела, отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения;
имеется решение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда, иного постоянного арбитражного органа, находящихся на территории Республики Беларусь, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда суд, рассматривающий экономические дела, отказал в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение этого решения;
истец отказался от иска и отказ принят судом, рассматривающим экономические дела;
юридическое лицо или организация, не являющаяся юридическим лицом, являющиеся стороной по делу, ликвидированы;
спорное правоотношение после смерти индивидуального предпринимателя или гражданина, являющихся стороной по делу, не допускает правопреемства;
заключено мировое соглашение и оно утверждено судом, рассматривающим экономические дела;
стороны заключили соглашение о примирении в порядке, установленном главой 17 ХПК РБ.
60. Соглашение о примирении в хозяйственном процессе: порядок заключения, утверждения судом и исполнения.
Примирительная процедура завершается при:
достижении примирения и заключении соглашения о примирении;
недостижении примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя;
истечении срока примирительной процедуры.
При достижении примирения по всем или отдельным требованиям стороны заключают соглашение о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон, основанные на условиях, предусмотренных частями первой–третьей статьи 63, статьей 122 настоящего Кодекса.
Соглашение о примирении может содержать указание на заключение сторонами нового договора, который может прилагаться к этому соглашению. Защита нарушенного права по новому договору в случае неисполнения его добровольно производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Соглашение о примирении подписывается представителями сторон и утверждается определением суда, рассматривающего экономические дела.
Утверждение и исполнение соглашения о примирении производятся судом, рассматривающим экономические дела, в порядке, установленном настоящим Кодексом для утверждения и исполнения мирового соглашения.
70. Понятие и значение судебного разбирательства. Порядок в заседании экономического суда. Фиксирование хода судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суда вне заседания. Протокол, краткий протокол судебного заседания.
Судебное разбирательство осуществляется в судебном заседании суда, рассматривающего экономические дела, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания.
Судья суда, рассматривающего экономические дела (председательствующий в судебном заседании):
открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;
проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников хозяйственного процесса и документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия;
устанавливает, были ли извещены надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, какие имеются сведения о причинах их неявки;
выясняет вопрос о возможности слушания дела;
объявляет состав суда, рассматривающего экономические дела, сообщает, кто участвует в деле в качестве секретаря судебного заседания – помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;
разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальные права и процессуальные обязанности;
удаляет из зала судебного заседания свидетелей, явившихся до вызова их для допроса;
предупреждает переводчика об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта – об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперта, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; свидетеля (непосредственно перед допросом) – об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;
предупреждает лиц, участвующих в закрытом судебном заседании, об ответственности за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, о чем у них берется подписка;
определяет с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последовательность совершения процессуальных действий;
руководит судебным заседанием, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела. При этом он вправе снимать с обсуждения вопросы и прекращать исследование вопросов, которые не имеют отношения к делу, а также предлагать лицам, участвующим в деле, представить объяснения и дополнительные доказательства по обстоятельствам, имеющим значение для дела;
рассматривает заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;
принимает меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.
[...]
80. Заявление о возбуждении приказного производства: форма, содержание, порядок подачи. Отзыв на заявление.
Заявление о возбуждении приказного производства подается в суд, рассматривающий экономические дела, по правилам подсудности, установленным статьями 49 - 52 ХПК.
В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:
наименование суда, рассматривающего экономические дела, в который подается заявление;
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);
требования взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;
обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие их;
расчет взыскиваемой суммы;
перечень прилагаемых документов.
Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем.
К заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в суд, рассматривающий экономические дела. К заявлению о возбуждении приказного производства, подписанному представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочия на подписание заявления о возбуждении приказного производства.
90. Порядок и сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Отказ от апелляционной жалобы. Постановление суда апелляционной инстанции и его законная сила.
Апелляционная жалоба (протест) на судебное постановление суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции должна быть рассмотрена в срок не более пятнадцати дней со дня ее поступления в суд, рассматривающий экономические дела, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения.
В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) может быть продлен председателем суда, рассматривающего экономические дела, или его заместителем, но не более чем на пятнадцать дней.
Апелляционная жалоба (протест) на определение суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции о возвращении искового заявления (заявления, жалобы), об отказе в принятии искового заявления (заявления, жалобы) рассматривается судом, рассматривающим экономические дела, апелляционной инстанции не более пяти дней со дня ее поступления в суд без извещения сторон.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями суда, рассматривающего экономические дела, рассматривавшими дело.
В постановлении суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции указываются:
наименование и состав суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий; фамилия и инициалы секретаря судебного заседания – помощника судьи;
фамилия, собственное имя, отчество (наименование) лица, подавшего апелляционную жалобу (протест);
дата принятия судебного постановления судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции;
краткое содержание судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
основания, по которым в апелляционной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу (протест);
объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;
обстоятельства дела, установленные судом, рассматривающим экономические дела, апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
при изменении или отмене судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции – мотивы, по которым суд, рассматривающий экономические дела, апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, рассматривающего экономические дела, первой инстанции;
выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (протеста).
[...]
100. Сущность, значение стадии производства по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора. Должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора. Суды надзорной инстанции. Поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора.
Вступившие в законную силу судебные постановления судов, рассматривающих экономические дела, в Республике Беларусь могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц, указанных в статье 301 настоящего Кодекса, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок подачи жалобы в порядке надзора исчисляется со дня вступления в силу этого судебного постановления. Пропуск указанного срока является основанием для возвращения жалобы в порядке надзора, за исключением случаев, когда обжалуемое судебное постановление препятствует принятию законного решения по другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты в порядке надзора вправе приносить:
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора – на судебные постановления любого суда, рассматривающего экономические дела, в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
110. Сроки в исполнительном производстве. Срок для добровольного исполнения. Поворот исполнения судебного постановления.
В случаях, если приведенное в исполнение судебное постановление изменено или отменено и принято новое судебное постановление о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения в целом или его части, должнику возвращается все, что было взыскано с него в пользу кредитора по измененному или отмененному в соответствующей части судебному постановлению (поворот исполнения судебного постановления).
Если не приведенное в исполнение судебное постановление изменено или отменено и принято новое судебное постановление о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения в целом или его части, суд, рассматривающий экономические дела, принимает судебное постановление о полном или частичном прекращении взыскания по измененному или отмененному в соответствующей части судебному постановлению.
Вопрос о повороте исполнения судебного постановления должен быть решен судом, рассматривающим экономические дела, который принимает новое судебное постановление.
Суд, рассматривающий экономические дела, рассматривающий дело в апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он окончательно разрешает спор, или прекращает производство по делу, или оставляет заявление без рассмотрения в целом или его части, обязан решить вопрос о повороте исполнения судебного постановления, приведенного в исполнение.
Если в постановлении об изменении или отмене судебного постановления нет указания о повороте его исполнения, должник вправе подать заявление о повороте исполнения судебного постановления в суд, рассматривающий экономические дела, первой инстанции.
По результатам рассмотрения заявления о повороте исполнения судебного постановления суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При повороте исполнения судебного постановления суд, рассматривающий экономические дела, выдает судебный приказ на возврат взысканных денежных сумм, имущества или его стоимости на основании заявлений юридических лиц или граждан, к которым прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого по делу судебного постановления.
120. Урегулирование хозяйственных (экономических) споров с участием медиатора. Медиация и судебный процесс. Выдача исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения, международного медиативного соглашения.
Что касается медиативного соглашения по экономическим спорам, то ХПК допускает применение внесудебной медиации, о чем свидетельствуют положения ст. 151 ХПК в соответствии с которой, заявление сторон о своем намерении урегулировать спор в соответствии с соглашением о применении медиации влечет оставление искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения. Если в процедуре медиации спор урегулировать не удается, то стороны могут по этому же спору обратиться в суд. Урегулировать экономический спор в рамках внесудебной медиации стороны могут и без обращения в суд. При этом, если заключенное в таком порядке медиативное соглашение не будет исполнено добровольно можно будет обратиться в экономический суд за его принудительным исполнением. Об этом свидетельствуют положения ст. 262-1 ХПК, согласно которой, в случае неисполнения добровольно медиативного соглашения заинтересованная сторона медиативного соглашения может подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения. Такое заявление должно отвечать требованиям ХПК о мировом соглашении. Экономический суд может отказать в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения, если установит, что условия медиативного соглашения противоречат требованиям ХПК о мировом соглашении (ст. 262-3 ХПК). Таким образом, ХПК допускает принудительное исполнение как медиативных соглашений, достигнутых как в рамках судебной, так и в рамках внесудебной медиации.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 120.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты