Административное право Шпаргалка
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Административное право»
по дисциплине: «Административное право»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Административное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Административное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Поделиться
1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
2. Источники административного права.
3. Система административного права как отрасли права.
4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
5. Понятие, особенности административно-правовой нормы и её структура.
6. Виды административно-правовых норм.
7. Реализация административно-правовых норм.
8. Понятие, особенности административно-правовых отношений и их структура.
9. Виды административно-правовых отношений.
10. Понятие государственного управления и его признаки.
11. Виды государственного управления.
12. Принципы и функции государственного управления.
13. Соотношение государственного управления с исполнительной властью и политической деятельностью.
14. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности.
15. Усмотрение в сфере государственного управления.
16. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) и его признаки.
17. Принципы построения и деятельности органов государственного управления.
18. Порядок создания органов государственного управления.
19. Организационная структура и штаты органов государственного управления.
20. Виды органов государственного управления.
21. Полномочия Президента Республики Беларусь по реализации задач и функций в сфере государственного управления.
22. Аппарат Президента Республики Беларусь: понятие и структура.
23. Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь.
24. Правовой статус Управления делами Президента Республики Беларусь.
25. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
26. Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов.
27. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.
28. Формы работы Совета Министров Республики Беларусь.
29. Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.
30. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления.
31. Полномочия республиканских органов государственного управления.
32. Формы работы республиканских органов государственного управления.
33. Понятие местного самоуправления и система его органов.
34. Понятие местного управления и система его органов.
35. Основные функции органов местного управления.
36. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций).
37. Подотчетность и подчиненность органов местного управления.
38. Компетенция местных исполнительных комитетов (местных администраций).
39. Формы работы исполнительных комитетов (местных администраций).
40. Особенности деятельности Советов.
41. Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь: понятие и особенности.
42. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения.
43. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
44. Административно-правовой статус общественных объединений.
45. Понятие и признаки государственного служащего. Виды государственных служащих.
46. Права, обязанности и ответственность государственных служащих.
47. Классы, классные чины, звания, ранги государственных служащих.
48. Поступление на государственную службу.
49. Прохождение государственной службы.
50. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности.
51. Понятие и признаки правового акта управления. Юридическое значение правового акта управления.
52. Функции, формы и виды правовых актов управления.
53. Отличие правового акта управления от других действий администрации, иных актов и юридических документов.
54. Юридическая сила правовых актов управления. Основные требования, предъявляемые к правовому акту управления.
55. Порядок принятия и действие правовых актов управления.
56. Понятие и особенности методов осуществления управленческих действий.
57. Убеждение и стимулирование в административном праве.
58. Административное принуждение: понятие и особенности. Виды мер административного принуждения.
59. Понятие и особенности контроля за субъектами административного права.
60. Государственный контроль: понятие и виды.
61. Надзор за субъектами административного права.
62. Общественный контроль.
63. Административно-правовые основы управления в области архитектуры и строительства.
64. Административно-правовые основы управления в области внутренних дел.
65. Административно-правовые основы управления жилищно- коммунальным хозяйством.
66. Административно-правовые основы управления здравоохранением.
67. Административно-правовые основы управления в области иностранных дел.
68. Административно-правовые основы управления в области информации.
69. Административно-правовые основы управления в области культуры.
70. Административно-правовые основы управления в области охраны лесного хозяйства.
71. Административно-правовые основы управления в области обороны.
72. Административно-правовые основы управления образованием.
73. Административно-правовые основы управления в области налогов и сборов.
74. Административно-правовые основы управления в области охраны природных ресурсов и окружающей среды.
75. Административно-правовые основы управления в области чрезвычайных ситуаций.
76. Административно-правовые основы управления промышленностью.
77. Административно-правовые основы управления в области связи и информатизации.
78. Административно-правовые основы управления в области сельского хозяйства и продовольствия.
79. Административно-правовые основы управления в области спорта и туризма.
80. Административно-правовые основы управления в области торговли.
81. Административно-правовые основы управления в области транспорта и коммуникаций.
82. Административно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты.
83. Административно-правовые основы управления в области финансов.
84. Административно-правовые основы управления экономикой.
85. Административно-правовые основы управления в области энергетики.
86. Административно-правовые основы управления юстицией.
87. Административно-правовые основы управления в области государственной безопасности.
88. Административно-правовые основы управления в области стандартизации.
89. Административно-правовые основы управления в области науки и технологий.
90. Административно-правовые основы управления в таможенной сфере.
10. Понятие государственного управления и его признаки.
Государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством на основе и во исполнение законов.
Государственное управление – это особый вид социального управления.
Оно имеет свои, только ему присущие особенности: 1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; 2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством (в качестве субъекта управления здесь выступает вся система органов исполнительной власти, а объектом управления является та или иная отрасль, сфера управления, общество в целом); 3) субъекты государственного управления действуют по поручению государства; 4) сущностью государственного управления является исполнение законов; 5) органы государственного управления действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права
Государственное управление в собственном смысле – это прежде всего исполнительно-распорядительная деятельность. Это – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти.
Понятие «государственное управление» реализуется в двух видах:
1. Под государственным управлением понимается управление делами государства, которое осуществляется всеми государственными органами и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной);
2. Государственное управление – это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.
Признаки государственного управления
• государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей функциональную и компетентную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
• государственное управление имеет общегосударственный характер, т. е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества;
• государственное управление представляет собой, прежде всего, деятельность исполнительно-распорядительного характера;
• государственное управление носит государственно-властный характер;
• государственное управление – прерогатива специальных субъектов, представляющих собой исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления;
• предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества.
20. Виды органов государственного управления:
По масштабу деятельности:
• Общегосударственные (аппарат Президента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты и комитеты);
• Местные (свою деятельность распространяют, как правило, на административно-территориальную единицу).
• Органами республиканских органов на местах (органы, которые находятся в административно-территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администрациям)).
По порядку образования: образуемые:
• Президентом (Совет Безопасности, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, Совет Министров и др.);
• Советом Министров (состав коллегий министерств и государственных комитетов образует по согласованию с Президентом государственные организации);
• Республиканскими органами государственного управления (комитеты создают подведомственные им предприятия, организации, объединения и учреждения, а в административно-территориальных единицах – свои территориальные органы.);
• Местными исполнительными и распорядительными органами (образуют отделы и управления, а также комиссии по вопросам своей деятельности.).
По характеру компетенции:
• на органы общей компетенции (относятся Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы));
• на органы специальной компетенции (Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности);
• на органы отраслевой компетенции (на республиканском (некоторые министерства, государственные комитеты) или на местном уровне (отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельными отраслями, группами (сферами) родственных и подчиненных предприятий, учреждений по всем вопросам их деятельности);
• на органы межотраслевой компетенции (часть министерств, часть государственных комитетов и комитетов при Совете Министров и некоторые отделы, управления местных исполкомов);
• на органы хозяйственного руководства (управления (администрации) объединений (концернов), администрации государственных предприятий, учреждений).
По порядку разрешения подведомственных вопросов:
• на коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, Совет Безопасности, Правление и Совет директоров Национального банка.)
• на единоначальные (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учреждений.)
30. Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления.
Структура – это внутреннее устройство системы, строение системы.
Виды структуры (звенности):
Существует несколько видов структур системы государственного управления: одно-, двух- трех- и четырехзвенная.
Однозвенность в государственном управлении состоит в том, что существует лишь один орган (звено) государственного управления. Им является республиканский орган. Нижестоящие органы отсутствуют, а, следовательно, нет иерархии, нет, по существу, системы. Таких органов немного – это Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК).Все названные органы существуют в одном лице и не имеют своих нижестоящих органов.
Двухзвенная структура системы предполагает существование только двух органов в управленческой системе: вышестоящего, находящегося в центре органа, и нижестоящего органа (организации) – республиканского органа государственного управления и управляемого объекта.
Подобная структура существует в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границы, таможенным делом. Двухзвенную структуру можно назвать основной.
Кроме того, существует и иная, как бы неосновная (дополнительная) двухзвенная структура. Сущность такой структуры системы государственного управления выражается в том, что республиканский орган управляет объектами, не являющимися для него основными. Названные объекты могут быть республиканского значения. Например, Министерство внутренних дел, Министерство обороны непосредственно управляют в своей сфере учебными заведениями.
Трехзвенная система управления строится с учетом административно-территориального деления, устройства государства. Она состоит из республиканских органов, областных органов (как правило), районных органов (учреждение, предприятие, организация).
Трехзвенная структура системы характерна, например, для управления внутренними делами, где существует Министерство внутренних дел, управления внутренних дел облисполкомов, отделы внутренних дел райисполкомов.
Четырехзвенная структура состоит из республиканского органа, областного органа (Минского городского), органа в районе, объекта управления (учреждений, предприятий, организаций).
Данная структура имеет место в системе министерств образования, здравоохранения и культуры.
40. Особенности деятельности Советов.
Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления.
Советы являются юридическими лицами.
Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путём реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Советы подотчётны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.
Деятельность Советов обеспечивается за счёт средств соответствующего бюджета.
Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 % депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведёт председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя.
Сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – его заместителем.
Исключительно на сессиях Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы:
1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;
2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов;
3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местных референдумов.
По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с указанным законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
50. Понятие, значение и виды административно-правовых форм деятельности.
Форма управления – это внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления исполнительной власти, административной деятельности.
Посредством использования форм управления в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.
Правовые формы управления – это формы управления, имеющие юридическое установление и содержание и влекущие соответствующие правовые последствия.
Правовая форма управления, как правило, характеризуется следующими признаками:
1) установление в нормативном правовом акте;
2) наличие государственно-властной природы;
3) главное содержание – исполнительно-распорядительная деятельность.
Виды форм управления по содержанию:
правоустановительная форма управления - это формирование правовых норм, их изменение, отмена, замена;
правоприменительная форма управления связана с исполнением нормативных правовых актов с целью применения нормы права в конкретном случае;
регулятивная форма управления используется для разрешения возникающих в системе управления конкретных управленческих дел, для осуществления функций управления, для обеспечения правовой защиты граждан, для регулирования деятельности органов управления, должностных лиц, государственных служащих;
правоохранительная форма управления связана с осуществлением контрольно-надзорной управленческой функции. В рамках этой формы защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие в области управления правовые споры, применяются меры административного правового принуждения к физическим и юридическим лицам, используются особые принудительные средства и методы воздействия.
Неправовые формы управленческой деятельности не связаны с реализацией государственно-властных полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют их осуществлению. Такие формы при их применении не влекут юридических последствий, не создают новых и не изменяют старых административно-правовых отношений.
Неправовые формы управления (организационные формы) традиционно включают:
организационные действия (или мероприятия);
материально-технические действия.
60. Государственный контроль: понятие и виды.
Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь
Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие: контроль в процессе формирования органов управления; контроль за численностью, структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы; контроль за инвестиционной деятельностью органов управления; контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.
Контрольные полномочия Палаты представителей проявляются в том, что она: дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства или отклоняет программу. Повторное отклонение Палатой представителей программы означает выражение вотума недоверия Правительству; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава выражает вотум недоверия Правительству. Вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности.
Палата представителей: осуществляет контроль за деятельностью Правительства при разработке республиканского бюджета; рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении, о принципах осуществления отношений собственности, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об установлении республиканских налогов и сборов, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и др.
Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.
Исполнительный комитет: разрабатывает и вносит для утверждения в Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан; разрабатывает и вносит для утверждения в Совет депутатов проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету депутатов отчеты об их выполнении.
Контроль органов исполнительной власти можно разделить:
Общий контроль - его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции.
Внутриведомственный контроль. Этот вид контроля осуществляется органами отраслевой компетенции за органами единой системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами.
Надведомственный контроль. Этот вид контроля осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении
важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляет: Конституционный Суд Республики Беларусь; суды общей юрисдикции. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции: законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, международно-правовых актов, ратифицированных Республикой Беларусь, законов, декретов и указов; актов любого другого государственного органа международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
70. Административно-правовые основы управления в области охраны лесного хозяйства.
Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Минлесхоз в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Положением.
Основными задачами Минлесхоза являются:
• проведение единой государственной политики в области рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;
• осуществление управления деятельностью подчиненных Минлесхозу государственных организаций;
• государственный контроль за состоянием, рациональным использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства;
• проведение единой экономической политики в области лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходимых условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций;
• обеспечение в установленном законодательством порядке потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, лесоматериалах и другой лесной продукции;
• обустройство лесного фонда.
80. Административно-правовые основы управления в области торговли.
Министерство торговли Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется Кабинету Министров Республики Беларусь. Минторг и соответствующие структурные подразделения местных исполнительных комитетов составляют единую систему управления торговлей и государственного регулирования этой отрасли.
Главными задачами Минторга являются:
• формирование единой государственной политики в сфере торговли, включая регулирование торговой и торгово-производственной деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, с использованием своих прав, экономических рычагов и стимулов в целях удовлетворения потребностей населения в товарах и торговых услугах, повышения культуры обслуживания;
• анализ и прогнозирование тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, финансовому и правовому регулированию деятельности субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, в сфере торговли;
• воздействие в соответствии с законодательством на формирование потребительского рынка республики и повышение качества товаров;
• обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав потребителей в сфере торговли.
90. Административно-правовые основы управления в таможенной сфере.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
• осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
• взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
• обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
• осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
• проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела и т.д. и т.п.
Таможня Республики Беларусь входит в единую систему таможенных органов Республики Беларусь, осуществляет возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны деятельности. Руководство деятельностью таможни осуществляет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее - Комитет).Структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможни утверждаются Комитетом. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются Комитетом по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Основными задачами таможни являются:
• Непосредственное осуществление таможенного дела, реализация таможенной политики в пределах закрепленной за ней зоны деятельности.
• Обеспечение соблюдения законодательства Республики Беларусь по таможенному делу, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь.
• Осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.
• Ведение таможенной статистики.
• Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, административными правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
• Содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь и т.д.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 91.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты