Педагогика Шпаргалка
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Педагогика»
по дисциплине: «Педагогика»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Педагогика
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Педагогика как отрасль гуманитарного знания. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
2. Сущность проблемного обучения, его формы, методы и технологические основы. Структура проблемного урока.
3. Методы и методология педагогики.
4. Теоретические основы развивающего обучения(определение, цели, сущность, структура, содержание).
5. Система образования в Республике Беларусь: Характеристика ступеней и уровней.
6. Технология проектного обучения: история развития технологии, современные требования к реализации проектного обучения в образовании.
7. Образование как социокультурный феномен, его функции и соответствующие им образовательные модели.
8. Смешанное обучение: понятие, преимущества и риски применения, основные модели реализация.
9. Понятие о дидактике: её предмет и основные категории. Основные дидактические концепции.
10. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика гендерного воспитания.
11. Развитие личности как педагогическая проблема. Объективные и субъективные факторы развития личности. Роль обучения в развитии личности.
12. Активные формы и методы обучения: отличительные черты и общая характеристика.
13. Средства обучения, их квалификация и характеристика. Компьютерные средства в обучении.
14. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика формирования здорового образа жизни.
15. Документы, определяющие содержание образования, и их характеристика. Основные требования к учебной литературе.
16. Возрастная периодизация развития личности : основные физические, физиологические и психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста.
17. Понятие о содержании образования. Источники и факторы формирования содержания образования. Концепция содержания образования по И.Я. Лернеру, В.В.Краевскому, М.Н. Скаткину.
18. Некоторые технологии интенсификации образовательного процесса (2-3 по выбору: тренинг, кейс-метод, пресс-конференция, коллаж, мозговой штурм и др.): сущность, проектирование, особенности реализации.
19. Сущность процесса обучения его структура, функции , закономерности и принципы.
20. Возрастная периодизация развития личности: основные физические ,физиологические и психолого-педагогические характеристики юношеского возраста.
21. Понятие о формах организации обучения .Общая характеристика организационных форм процесса обучения.
22. Возрастная периодизация развития личности: основные физические, физиологические и психолого-педагогические характеристики подросткового возраста.
23. Урок - основная форма организации учебного процесса в школе. Типология и структура уроков. Требования к уроку.
24. Сущность и система принципов личностно ориентированного образования школьников. Особенности построения урока в данной технологии.
25. Педагогические технологии в образовательном процессе: понятие, общая характеристика, классификации.
26. Возрастная периодизация развития личности: основные физические, физиологические и психолого-педагогические характеристики дошкольного возраста.
27. Игровые технологии в обучении и воспитании. Проектирование и проведение деловой и ролевой игры.
28. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика гражданско-патриотического воспитания.
29. Информационно-коммуникационные технологии как основа дистанционного и смешанного образования. ”Перевернутый класс” как технология обучения.
30. Внеурочные формы организации учебной деятельности (факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии, домашняя работа).
31. Компетентностный поход в среднем образовании. Образовательные и социально-личностные компетенции выпускника школы.
32. Общая характеристика наглядных методов обучения. Условия их эффективного применения.
33. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе.
34. Общая характеристика словесных методов обучения. Условия по их эффективного применения.
35. Понятие цели воспитания. Типы и этапы целеполагания в педагогике.
36. Общая характеристика практических методов обучения. Условия их эффективного применения.
37. Многообразие организационных форм воспитания, их общая характеристика.
38. Компетентностно-ориентированное задание как элемент содержания современного образования: признаки, проектирование, типология, особенности применения в учебном процессе.
39. Понятие о методах и приемах обучения. Разные подходы к классификации методов обучения.
40. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика экологического воспитания.
1 Педагогика как отрасль гуманитарного знания. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
Педагогическая система характеризуется двумя параметрами: она функционирует и одновременно развивается. Отсюда возникает необходимость управления функционированием педагогической системы и управления ее развитием.
Систему педагогических наук образуют следующие науки: Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности.
Одной из важных задач педагогической науки является и задача внедрения результатов исследований в практику.
Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками. Тесная связь существует у педагогики с философией, ведь педагогическое знание, долгое время являлось частью философских наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, построение рассуждений и правильная формулировка умозаключений.
Тесно связана педагогика с гуманитарными науками, например эстетика, этика и социология, помогает определить социальные потребности человека в образовании. Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учёт психологических особенностей обучающихся. Немаловажную роль играют физиологические особенности обучающихся. Помогает в этом физиология, медицина и гигиена. Связь педагогики с данными науками помогает построить процесс обучения более комфортным для обучающихся, которые имеют отклонения в здоровье. Определяется учебная нагрузка и оптимальные гигиенические условия. Определение экономических и социальных потребностей и ресурсов при проектировании развития образования обусловило связи педагогики с экономикой, демографией и социологией.
Под влиянием антропологии (науки о происхождении и эволюции человека) сформировалась педагогическая антропология
10 Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика гендерного воспитания.
Направления воспитательной работы в школе: гражданско-патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, культуры быта и досуга.
Гендерная культура - актуальная проблема современности, которая предполагает формирование у детей представлений о красоте человека в любом возрастном периоде, а также представлений о жизненном предназначении женщины и мужчины; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков и девочек.
Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.
Важнейшая цель гендерного образования – создание условий для максимальной самореализации мальчиков и девочек, юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.
Цели гендерного воспитания в школе:
1. преодоление гендерных стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребенка, мальчика и девочки.
2. внедрение гендерных подходов в школе благоприятствует развитию партнерских отношений между полами, воспитывает их в духе толерантности.
3. создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.
4. воспитание у молодых людей гендерной культуры, которая понимается как интегральное образование личности, отражающее меру и способ ее гендерной социализации, эффективность взаимодействия с лицами противоположного пола и готовность к осуществлению семейных функций
Гендерное воспитание в школе:
- позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации;
- предполагает гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основаниях эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности;
- осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола
20 Возрастная периодизация развития личности: основные физические, физиологические и психолого-педагогические характеристики юношеского возраста.
Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.
Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации. Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту. Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.
В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает: - сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; - развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации); - становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.
Мышление - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды. Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний. Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.
Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью. Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).
Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.
Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
30 Внеурочные формы организации учебной деятельности (факультативы, кружки, олимпиады, экскурсии, домашняя работа).
Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной работы. Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и пр.).
Факультативные и дополнительные занятия. Наряду с обязательными учебными занятиями в школах используются и разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными.
В первую очередь к внеклассным занятиям относятся факультативные занятия. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе.
Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. В школьной практике обучения экскурсии проводятся не часто, и поэтому лучше, чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить полную картину реальной действительности. Такие экскурсии называются комплексными. Например, можно проводить экскурсию в лес, изучая виды растущих там деревьев и одновременно устно решая математические задачи, главными героями которых являются изучаемые деревья. Гармонично включаются в такие экскурсии рассказы учителя о своем крае и его истории, об экологических проблемах данной территории.
Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий во внеурочное время. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.
Домашнее задание обычно включает в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, поставленным опытом и др.).
Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, разработка проектов, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью великих ученых, писателей, деятелей культуры.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам и развитию их творческих способностей, исследовательских умений. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее, составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление школьников – победителей. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету.
40 Основные направления воспитательной деятельности в современной школе: специфика экологического воспитания.
Для формирования экологической культуры обучающихся в школе нужно придерживаться следующих направлений: Организация школьного экологического объединения. Эколого-просветительская деятельность. Исследовательская работа. Организация работы по формированию здорового образа жизни.
Основными методами для формирования экологической культуры школьников, опираясь на концепцию личностно-ориентированного образования, являются: диалоговая методика, создание эколого-педагогических ситуаций, эколого-ориентированные уроки, проектная деятельность, использование эколого-педагогических задач в экологическом образовании, использование школьного экомониторинга, игровых технологий. При этом данные методы могут применяться как в урочной деятельности (программы для школьного компонента, самостоятельные факультативные курсы, отдельные "вкрапления" в уроки), так и во внеурочное время ( мероприятия, учебно-исследовательские работы, проекты, акции и т.д.). Внеклассные занятия делятся на три основных типа: индивидуальные, групповые и массовые.
Экологическая культура человека связана как с личностью в целом, так и её различными сторонами проявления. Она возникает как новое психическое образование и проявляется как ответственное отношение к природе - это внутреннее качество личности. Оно включает: наличие определённых знаний и убеждений; готовность к практической деятельности по бережному и ответственному отношению к природе.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: воспитательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути решения; формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Воспитывая у школьников ответственное отношение к природе, педагог-эколог должен придерживаться ряда принципов: Междисциплинарный подход, показывающий универсальную ценность природы. Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем. Повседневная забота каждого человека о сохранении среды обитания для будущих поколений. Целенаправленное общение школьников с окружающей средой (выездные полевые практики и экологические тропы). Систематическое и непрерывное изучение экологического материала.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты