Судоустройство Шпаргалка
МГЭИ (Международный гуманитарно-экономический институт)
Шпаргалка
на тему: «Судоустройство»
по дисциплине: «Судоустройство»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Судоустройство
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Судоустройство
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Поделиться
1 Раскройте предмет и систему курса «Судоустройство».
2 Классифицируйте правовые источники дисциплины.
3 Охарактеризуйте правоохранительную деятельность государства.
4 Субъекты правоохранительной деятельности.
5 Раскройте понятие «судебная власть».
6 Место судебной власти в государстве. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной.
7 Правосудие – понятие и черты. Формы судопроизводства и их характеристика Соотношение правосудия и судопроизводства.
8 Конституционные основы принципы судебной власти – понятие значение и система.
9 Принцип открытого разбирательства дел в суде. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе.
10 Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дела в суде. Презумпция невиновности.
11 Судебная система – понятие, задачи и черты. Принципы построения судебной системы.
12 Элементы судебной системы – звенья и ветви. Судебные инстанции.
13 Формирование и развитие судебной системы в Советский период (1917-1991 голы).
14 Судебная система РБ – основные этапы развития.
15 Общая характеристика действующей системы РБ.
16 Конституционный Суд РБ – понятие и черты.
17 Компетенция Конституционного Суда.
18 Состав и порядок формирования КС. Председатель и судьи КС.
19 Порядок деятельности КС. Первые акты КС.
20 Районный суды. Место в судебной системе, полномочия, организация.
21 Областной Минский городской суд ¬ понятие, черты, структура, полномочия.
22 Президиумы областных судов. Судебные коллегии областных судов.
23 Верховный Суд РБ – полномочия, структура место в судебной системе.
24 Президиум, Пленум, судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
25 Судебные коллегии ВС.
26 Экономические суды – понятие, функции, система, полномочия.
27 Международный арбитражный суд при БТПП – понятие, функции, состав.
28 Понятие правовая характеристика судей.
29 Требования к кандидатам на должность судьи. Права и обязанности судей.
30 Порядок назначения судей на должность. Процедура подбора кандидатов в судьи.
31 Аттестация судей. Квалификационные классы судей.
32 Дисциплинарная ответственность судей.
33 Приостановление и прекращение полномочий судьи.
34 Отставка судьи – основание, порядок, последствия.
35 Профессиональная этика судей – понятие и значение. Кодекс чести судьи.
36 Народные заседатели – понятие, функции правовой статус.
37 Понятие и значение судейского сообщества и судейского самоуправления. Задача и система органов судейского сообщества.
38 Съезд судей – порядок созыва, компетенция, рабочие органы, принятие решений и их исполнение.
39 Республиканский совет судей – состав, компетенция, организационная структура и рабочие органы; порядок созыва и проведения заседаний.
40 Конференция судей – компетенция, порядок созыва и их проведения, принятие решений и их исполнения.
41 Квалификационная коллегия судей.
42 Понятие, значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судей. Органы, осуществляющие эту деятельность.
43 Минюст РБ. – понятие, структура, задачи, полномочия.
44 Система, задачи, основные направления деятельности органов юстиции на местах.
45 понятие, значение, направления деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
46 Прокурорский надзор.
47 Система и структура органов прокуратуры.
48 Порядок назначения и освобождения прокурора от должности. Условия приема на работу. Классные чины прокурорских работников.
49 Предварительное расследование – понятие, цели и задачи. Место предварительного расследования в системе правоохранительной деятельности.
50 Органы следствия – следственный комитет РБ и его подразделения. Иные органы следствия.
51 Правовое положение следователей РБ.
52 Дознание – понятие и задачи. Органы дознания.
53 Оперативно-розыскная деятельность – понятие и задачи. Органы осуществляющие ОРД.
54 ОВД – понятие, задачи, система. МВД – функции, организация.
55 Органы милиции – понятие, функции, структура.
56 Правовой статус сотрудников ОВД – понятие и основные черты. Система званий и их присвоение.
57 Раскройте понятие и задачи адвокатуры.
58 Виды юридической помощи. Возмездная и безвозмездная помощь. Участие адвоката в судопроизводстве.
59 Организационные формы деятельности адвокатуры – понятие и виды.
60 Органы адвокатского самоуправления: понятие и система. Коллегии адвокатов, съезд адвокатов.
61 правовой статус лиц, работающих в адвокатуре. Адвокат – понятие, требования, аттестация лицензирование. Стажеры адвокатуры.
62 Права и обязанности адвокатов. Гарантии адвокатской деятельности.
63 Профессиональная этика адвоката.
64 Дисциплинарная ответственность адвоката. Лишение права заниматься адвокатской деятельностью.
65 Нотариат в РБ – понятие, значение принципы деятельности.
66 Нотариальная деятельность – понятие и основные черты. Нотариальные действия.
66 Нотариальная деятельность – понятие и основные черты. Нотариальные действия.
67 Организация нотариата. Нотариальные канторы, нотариальное бюро.
68 правовой статус нотариуса в РБ.
69 Права и обязанности нотариусов.
70 Нотариальное самоуправление – понятие, органы и полномочия.
71 Профессиональная этика нотариусов.
72 Судебная система РФ и правоохранительные органы.
73 Судебная система, прокуратура, милиция США.
74 Правоохранительная система Великобритании.
75 Судебные и правоохранительная система Франции.
76 Судебная система, прокуратура и адвокатура в ФРГ.
3 Охарактеризуйте правоохранительную деятельность государства.
Все государственные органы и должностные лица в пределах своей компетенции занимаются правоохраной, тем самым осуществляя правоохранительную деятельность в широком смысле слова. Правоохранительная деятельность в узком смысле – это специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений, осуществляемая специально созданными для того судами и правоохранительными органами.
Предметом изучения курса судоустройства является специальная правоохранительная деятельность. Для осуществления данной функции государство создает специальные правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариата, таможенные органы, налоговые, адвокатура, юридическая служба предприятий и объединений. Хотя адвокатура и юридическая служба предприятий и объединений не являются правоохранительными органами. Все действующие суды и правоохранительные органы принято называть органами юстиции.
6 Место судебной власти в государстве. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной.
Законодательная власть в лице Национального Собрания Республики Беларусь принимает законы, которые определяют организацию и деятельность третьей власти. Таким образом, законодательная власть воздействует на систему правосудия, “управляет” органами судебной власти, формирует судебную политику. Будучи подзаконной, судебная власть участвует в законотворческой деятельности в присущих ей формах: путем обращения к субъектам права законодательной инициативы о принятии нового закона либо внесении изменений или дополнений в тот или другой нормативно-правовой акт или его отмене, участия в обсуждении законопроектов, их разработке и т.д. Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе прежде всего выполняя свою основную функцию: дачи заключений о соответствии Основному закону нормативно-правовых актов.
9 Принцип открытого разбирательства дел в суде. Принцип состязательности и равенства сторон в процессе.
Статья 115 Конституции РБ устанавливает, что “правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе”. Суть этого положения состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Состязательность и равенство сторон в процессе являются неразрывными понятиями, т.к. ни о каком состязании не может быть речи, если состязающиеся стороны не наделены равными правами и возможностями для отстаивания собственных позиций.
Реализация принципа состязательности и равенства сторон в полной мере осуществляется лишь в стадии судебного разбирательства. В ч.4 ст.24 УПК определено, что стороны в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях. Суд же при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, следит за законностью действий сторон, способствует установлению истины по делу.
12 Элементы судебной системы – звенья и ветви. Судебные инстанции.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Звено судебной системы – суд или суды, занимающие определенное положение в судебной в системе и наделенные предусмотренной законом компетенцией – совокупность однотипных судов, имеющих структуру и полномочия. Звенья связаны стадиями движения юридических дел в судах, т.е. стадиями судебного процесса, судопроизводства. Современное законодательство определяет, что систему общих судов составляют: - районные (городские) суды; - областные (Минский городской) суды и экономические суды областей и г. Минска; - Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Нижним (основным) звеном являются районные (городские) суды. Среднее звено – областные, Минский городской суды. Верхнее звено – Верховный Суд Республики Беларусь (и его коллегии). Экономические суды в Республике Беларусь образуют двухзвенную систему: Нижнее звено – экономические суды областей и г. Минска; Верхнее звено – Верховный Суд Республики Беларусь (коллегия по экономическим делам).
15 Общая характеристика действующей системы РБ.
Судебная система определена Конституцией Республики Беларусь 1994 г и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г.
Судебная система – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией.
Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Звено судебной системы – суд или суды, занимающие определенное положение в судебной в системе и наделенные предусмотренной законом компетенцией – совокупность однотипных судов, имеющих структуру и полномочия. Звенья связаны стадиями движения юридических дел в судах, т.е. стадиями судебного процесса, судопроизводства. Современное законодательство определяет, что систему общих судов составляют: - районные (городские) суды; - областные (Минский городской) суды и экономические суды областей и г. Минска; - Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Нижним (основным) звеном являются районные (городские) суды.
18 Состав и порядок формирования КС. Председатель и судьи КС.
Формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень (Председатель, Заместитель Председателя и 10 судей): - шесть судей КС назначаются Президентом РБ (в т.ч. Председатель – с согласия Совета Республики Национального собрания РБ);- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.
Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РБ составляет 70 лет. Судьи КС назначаются или избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.
В КС есть Секретариат, который осуществляет информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности Конституционного Суда. Секретариат КС является юридическим лицом, его деятельностью непосредственно руководит Начальник Секретариата КС, назначаемый на эту должность Председателем КС. Сотрудники Секретариата КС пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством о служащих государственного аппарата.
При КС РБ из числа ученых и иных специалистов создается – Научно-консультационный совет, положение о котором утверждается КС-ом и который является совещательным органом.
21 Областной Минский городской суд ¬ понятие, черты, структура, полномочия.
В каждой области РБ, городе Минске действуют соответственно обл. суд, Минский гор. суд. В РБ действует Бел воен суд. Обл. (Минский гор.), Бел воен суды состоят из председателя суда, зам. председателя суда и судей. В областном (Минском городском), Белорусском военном судах образуются: президиум суда; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам. При необходимости Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ в областном (Минском городском), Белорусском военном судах могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количественный состав судей обл. (Минского гор.), Бел воен судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.
24 Президиум, Пленум, судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей Верховного Суда Республики Беларусь в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Президиум Верховного Суда Республики Беларусь: а) рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела; б) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; в) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих общих судов; г) заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов. Состав и полномочия Пленума Верховного Суда РБ.
27 Международный арбитражный суд при БТПП – понятие, функции, состав.
Международный арбитражный суд при БелТПП (МАС) создан 12 апреля 1994 г. во исполнение принятых Республикой Беларусь международных обязательств как одно из необходимых условий осуществления внешнеэкономической деятельности. МАС является полноправным членом Европейской группы арбитражных судов, входит во всемирную систему международных арбитражных (третейских) судов, которые сегодня рассматривают подавляющее большинство международных и значительную часть внутренних экономических споров. Основной задачей МАС Беларуси является правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции. Согласно ст. 4 Закона «О международном арбитражном (третейском) суде» МАС рассматривает: гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.
30 Порядок назначения судей на должность. Процедура подбора кандидатов в судьи.
Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.
Кандидатом на должность судьи общего или экономического суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.
33 Приостановление и прекращение полномочий судьи.
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи РБ; за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного дисциплинарного проступка. К судьям могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев; замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе на срок до 6 месяцев; освобождение от должности. При выборе меры учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины. Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит: Президенту РБ- в отношении всех судей; Председателю Верховного Суда РБ- в отношении всех судей судов общей юрисдикции; председателям областных (Минского городского) судов - в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских), специализированных судов; председателям экономических судов областей (города Минска) - в отношении судей соответствующих экономических судов областей (города Минска). Лицо, возбуждающее дисциплинарное производство (далее – ДП), предварительно проверяет сведения о ДП судьи.
36 Народные заседатели – понятие, функции правовой статус.
Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, установленных Кодексом о суд-ве.
Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.
Народными заседателями не могут быть: лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в психоневрологическом и (или) наркологическом диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, судьи, прокурорские работники, работники судов, сотрудники органов государственной безопасности, внутренних дел, Следственного комитета РБ, Государственного комитета судебных экспертиз РБ, работники органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.
39 Республиканский совет судей – состав, компетенция, организационная структура и рабочие органы; порядок созыва и проведения заседаний.
Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия, а также иные полномочия в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей.
Полномочия Республиканского совета судей сохраняются до проведения очередного съезда судей Республики Беларусь. Республиканский совет судей подотчетен съезду судей Республики Беларусь (ст. 158).
Республиканский совет судей избирается съездом судей Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет.
В состав Республиканского совета судей также входят по должности Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, их заместители, если они не избраны в состав Республиканского совета судей.
42 Понятие, значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судей. Органы, осуществляющие эту деятельность.
Материально- техническое обеспечение деятельности судов- вся исполнительно- распорядительная деятельность, направленная на обеспечение нормальных условий осущ. правосудия. В нее включается кадровое, организационное, ресурсное и информ. обеспечение органов судебной власти при строгом соблюдении их независимости и самостоятельности.
Осуществляется:
- секретариат КС в отношении КС РБ
- аппаратов ВС в отношении ВС
- аппаратов ВХС – ВХС РБ, хоз. судов областей(гор.Минска) и спец. хоз судов.
- Минюст – обл.(Мин.гор), районных(городских) и специализ.судов.
- управлением юстиции обл.(Мин.гор), исполнительным комитетом в отношении района (гор.),специал. судов.
Значение; все они разрабатывают и вносят предложения по поводу организации работы судов, осущ. подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышают квалификацию, ведение судебной статистики, разрабатывают меры по укреплению независимости судей.
45 Понятие, значение, направления деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Прокуратура РБ - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории РБ, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.
Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция РБ, Закон о прокуратуре РБ 2007 года и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства).
48 Порядок назначения и освобождения прокурора от должности. Условия приема на работу. Классные чины прокурорских работников.
Прокурор – это физическое лицо, состоящее на службе в органах прокуратуры, исполняющее должностные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» или приказом вышестоящего прокурора.
Следует разграничивать понятия «прокурорский работник» и «работник прокуратуры».
Прокурорский работник – это работник прокуратуры, имеющий классный чин (воинское звание – в военной прокуратуре), т.е. прокурор, следователь, а также стажер прокуратуры.
Работник прокуратуры – понятие более широкое, это все лица, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником (секретари, заведующие канцелярией, технические работники и т.д.).
Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь (ст. 125 Конституции Республики Беларусь, ст. 18 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).
Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должностей:
• заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
• начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и их заместителей, советников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, помощников Генерального прокурора Республики Беларусь по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений.
51 Правовое положение следователей РБ.
Обеспечение процессуальной самостоятельности следователя имеет огромное значение при выполнении задач предварительного следствия. Представление самостоятельности важно и тем, что таким образом на следователя возлагается ответственность за ход и результаты расследования.
Процессуальную самостоятельность следователя, также и его независимость необходимо отнести к принципам уголовного судопроизводства. Хотя самостоятельность следователя и реализуется главным образом на досудебной стадии, но это не означает, что её реализация не отражается на осуществление правосудия. Следователь должен принимать решения и действовать по своему внутреннему убеждению и нести полную ответственность за расследование уголовного дела. Поэтому, если на данном этапе не будут обеспечены гарантии деятельности следователя, то это приведёт к дальнейшему обезличиванию этой процессуальной фигуры, снижению престижа этой профессии и утрате профессиональной, действенной категории юристов.
54 ОВД – понятие, задачи, система. МВД – функции, организация.
Основы построения системы ОВД юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», положениях о республиканском, территориальных органах управления, входящих в данную систему.
В соответствии со ст. 1 закона ОВД – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них этим законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
ОВД являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В указанной статье сформулировано понятие ОВД, в котором содержатся основные признаки, характеризующие данные органы, определяющие их место и роль в обществе и государстве.
ОВД – это государственные органы, являющиеся частью государственного аппарата, образованные в установленном законодательными актами порядке и наделенные государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций государства.
Являясь государственными органами, ОВД обладают рядом общих черт, присущих всем государственным органам и отличающих их от иных организаций:
– состав и порядок деятельности ОВД определяется Конституцией Республики Беларусь, законом об ОВД и принятыми на их основе нормативными правовыми актами;
– ОВД имеют четко определенную законом организационную структуру.
57 Раскройте понятие и задачи адвокатуры.
Адвокатура – правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.
Основными задачами адвокатуры являются:
- оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов. Под юридической помощью понимается деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами;
- участие в правовом воспитании граждан.
Юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов. Любое физическое и юридическое лицо на территории РБ вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору, за исключением случаев оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами.
60 Органы адвокатского самоуправления: понятие и система. Коллегии адвокатов, съезд адвокатов.
1. Органами адвокатского самоуправления в Республике Беларусь являются съезд адвокатов и коллегии адвокатов.
В Республике Беларусь образуются Республиканская и территориальные (Минская городская и областные) коллегии адвокатов.
2. Коллегии адвокатов действуют на основании уставов, которые кроме сведений, предусмотренных законодательными актами, должны содержать указания на порядок и источники формирования имущества коллегий адвокатов и направления его использования, а также порядок осуществления контроля за использованием имущества коллегий адвокатов.
3. Государственная регистрация коллегий адвокатов, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательными актами.
Статья 41. Территориальная коллегия адвокатов
1. Территориальная коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов отдельной административно-территориальной единицы, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов.
63 Профессиональная этика адвоката.
Правила профессиональной этики адвоката представляют собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к личности адвоката и его поведению при выполнении профессиональных обязанностей, а также во взаимоотношениях с клиентами, коллегами, органами адвокатского самоуправления, государственными органами, учреждениями и должностными лицами, общественными и иными организациями.
Вопросы профессиональной этики адвоката регулируют Правила профессиональной этики адвоката, утвержденные Постановлением Министерства юстиции РБ 27.06.2001 г. № 15. О правилах профессиональной этики адвоката упоминается также в статьях 17,19 Закона РБ от 15.07.1993 г. «Об адвокатуре».
Необходимо отметить, что Республика Беларусь - одна из первых стран СНГ, принявшая правила профессиональной этики адвокатов. В то же время мировой практике этические кодексы адвокатов известны уже давно. Так, в США правила профессиональной этики адвокатов появились еще в 1908 году. Они давали достаточно полный перечень установлений по вопросам взаимоотношений с судом и коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара.
66 Нотариальная деятельность – понятие и основные черты. Нотариальные действия.
Нотариусы совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки (в том числе завещания); удостоверяют согласия, доверенности; принимают меры по охране наследства и управлению им; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в имуществе, нажитом супругами в период брака; свидетельствуют верность копий документов и выписок из документов; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; удостоверяют форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; удостоверяют факт достоверности документа, принятого при создании хозяйственного общества, документа органа управления хозяйственного общества; передают заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам; принимают в депозит нотариуса деньги в белорусских рублях и иностранной валюте (далее - денежные средства) и (или) ценные бумаги.
69 Права и обязанности нотариусов.
Для осуществления нотариальной деятельности, эффективной защиты субъективных прав граждан, организаций и государства в целом нотариусы и уполномоченные должностные лица наделены совокупностью прав и обязанностей.
Права нотариуса, уполномоченного должностного лица можно подразделить на общие функциональные, которые предоставляются любому лицу, занимающемуся определенным видом деятельности, и специальные права, которые отражают специфику нотариальной деятельности и полномочия лица по ее осуществлению. Так, например, к общим функциональным правам частного нотариуса относятся права арендовать помещение для нотариального бюро, нанимать работников, открывать счета в банках и другие права.
В п. 1 ст. 38 Закона о нотариате закреплены следующие специальные права нотариуса, уполномоченного должностного лица.
1. Нотариусы, уполномоченные должностные лица имеют право истребовать сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий;
Согласно Инструкции о порядке истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 26 (далее – Инструкция), при обращении заинтересованных лиц за совершением нотариального действия нотариус обязан выяснить, каким образом будут производиться действия по сбору сведений и (или) документов – по запросу нотариуса либо самим обратившимся заинтересованным лицом. Если заинтересованное лицо изъявило желание, что сбор всех либо определенных сведений и (или) документов будет производиться нотариусом, то производится регистрация в книге регистрации заинтересованных лиц об истребовании сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия, о чем заинтересованное лицо расписывается в графе «Примечания».
72 Судебная система РФ и правоохранительные органы.
Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Функции правоохранительных органов:
конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1
Виды правоохранительных органов
Суд - осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
Прокуратура - осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) - занимаются вопросами законности и правопорядка.
75 Судебные и правоохранительная система Франции.
Во Франции существует система общих судов и система административных судов. Система административных судов состоит из административных трибуналов, адм. апилляционных судов и возглавляющего систему адм. судов – Государственного совета. Общие суды в свою очередь подразделяются на суды общего права и специальные суды.
Судебная система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд). Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:
коммерческие споры;
споры по социальным вопросам;
земельные споры.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты