1 Кризис высшего образования: основные характеристики.
Изначально высшее образование было элитарным. В любой общественной системе человек, который учился в университете, считался лидером. В советские времена школьник, окончив свои 8 классов, сначала шел поступать в ПТУ, учился тесать детали, а затем, если были способности, поступал в институт.
Но в 90-ых годах 20 века, случилось так, что в угоду частной инициативе ВУЗов заработать на высшем образовании в Беларуси, все изменилось. Государство дало эту возможность институтам и университетам, и этим своим позволением они убили высшее образование, потому что сейчас те, кто выходят из ВУЗов, за малым исключением,— это не специалисты.
Предположим, что виной может быть само Централизованное Тестирование. В эпоху до введения централизованного тестирования ребенок с родителями планировал, «куда» он может поступить со своим багажом знаний и способностями, и уже исходя из этого, он готовился к экзамену. Но сейчас планирование образования отошло на второй план. Ребенок поступает туда, куда позволяют проходные баллы. Фактор желания практически не играет первостепенной роли. По собственному желанию теперь поступают разве что в медицинские или военные ВУЗы. Глядя правде в глаза, можно утверждать, что почти все институты и университеты имеют балласт студентов, поступавших лишь бы поступить. И с этими «лишними» людьми ничего нельзя поделать. Выход: либо государство решит взять обязательства обучать всех бесплатно и завысит планку поступления, либо все образование в Беларуси станет платным. До тех пор перспективы не будет.
2 Тенденции коммерциализации сферы образования.
Обычно коммерциализация университета начинается с того, что кто-то из его сотрудников находит возможность заработать деньги. Речь может идти о щедром финансировании исследований в обмен на исключительное право коммерческого использования их результатов, о получении прибыли от заочного обучения или о заключении выгодного контракта с фирмой — производителем одежды, предлагающей наличные деньги и бесплатную спортивную форму для университетской команды в обмен на размещение на этой форме своей корпоративной эмблемы. Руководство университета, естественно, приветствует подобные инициативы, помогающие ему финансировать перспективные программы или покрывать бюджетный дефицит, который принимает порой угрожающие размеры. Оно охотно изучает предложения такого рода и подсчитывает возможные прибыли. Лишь затем, уже имея их в виду, университетские администраторы начинают всерьез размышлять, не могут ли эти предложения повредить основной деятельности университета. Именно в этот момент они пытаются сообразить, как организовать коммерческое предприятие таким образом, чтобы оно могло развиваться и, несмотря на сопряженный с ним риск, приносить деньги.
Перспективы прикладной науки и образования в Беларуси неразрывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Коммерциализация является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Прикладная наука выступает производительной силой при условии структурных преобразований. Проблемный характер коммерциализации теоретической науки и образования заключается в том, что коммерческий заказ мог бы привести к изменению научного профиля, который стал бы не теоретическим, а прикладным.
3 Понятие о компетентности. Компетентностный подход в образовании.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского – соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность – это способность действовать в ситуации неопределённости.
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
4 Сущность и структура социально-экономической компетентности специалиста образования.
Социально-экономическая компетентность – интегративная профессионально-личностная характеристика специалиста образования, обусловливающая его готовность и способность проектировать и реализовывать эффективную профессиональную и социальную деятельность в актуальных экономических условиях.
Смысловую структуру социально-экономической компетентности специалиста образования уместно представить следующим составом, который может служить основой для конструирования номенклатуры соответствующих компетенций: осознание и позиционирование себя в качестве реального действующего лица социально-экономического развития региона, родного города или села, общества и государства в целом; умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях профессиональной среды и адаптироваться к ним; способность изыскивать нереализованные возможности в профессиональной сфере, добиваться их реализации; способность превращать идеи в реальный продукт, востребованный в социуме, и реализовывать его; умение проектировать собственную профессиональную деятельность с позиции ее социально-экономической и личностной эффективности.
5 Сущность понятия «самоопределение». Профессиональное, жизненное и личностное самоопределение: специфика и взаимосвязь.
Самоопределение – процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения. Условно можно выделить 2 вида самоопределения: личностное и профессиональное.
Личностное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.
6 Характеристика белорусской модели социально-экономического развития.
В отличие от большинства европейских постсоциалистических стран, в Беларуси начиная с 1995 г. стратегия постепенного преобразования экономики реализовывалась под действенным контролем государства. Благодаря такой политике были достигнуты положительные структурные изменения в экономике и обеспечены высокие темпы экономического развития. При этом удалось избежать непомерно высоких социальных издержек трансформации экономики: массовой бедности и безработицы, высокого уровня коррупции, массовых банкротств предприятий и целых отраслей экономики.
Сохранив государственную собственность на стратегические экономические объекты, Беларусь обеспечила социальную защищенность своих граждан. Но при этом замедлился процесс создания дееспособного финансового рынка как механизма приватизации. Кроме того, проблемой переходного периода в Беларуси стало достижение высокой мотивации труда. Слабая развитость частнособственнического отношения к ведению хозяйства снижает заинтересованность в получаемых результатах. В то же время сильное государство позволяет решать свои функции и создавать общественные блага.
7 Документы, определяющие основные цели социально-экономического развития Республики Беларусь.
Основные акты программного характера, имеющие приоритетное политическое, социальное и экономическое значение для Республики Беларусь: Директивы Президента Республики Беларусь; Послания Президента Республики Беларусь; Послания Конституционного Суда Республики Беларусь.
Основные стратегии, концепции, доктрины и иные правовые акты, определяющие направления развития Республики Беларусь: Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З; Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З; О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год. Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 483;
Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год. Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484;
Об утверждении Концепции обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018-2022 годы. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 410;
Об утверждении Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Указ Президента Республики Беларусь от 5 сентября 2016 г. № 334.
8 Положение молодежи на рынке труда РБ.
Создание необходимых условий для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей является приоритетной задачей государства в области регулирования социально-трудовых отношений.
Сегодня на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), т.к. они не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями и молодежи отдается предпочтение. В экономике республики, по информации Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат), удельный вес работающей молодежи в возрасте до 30 лет составил 24 %.
Наибольший удельный вес молодежи от общей численности работающих отмечается в таких отраслях экономики, как информационновычислительное обслуживание (35,6 %), торговля и общественное питание (33,6 %), финансы, кредит и страхование (31,9 %), строительство (29,9 %), непроизводственные виды бытового обслуживания населения (29,2 %), культура (24,6 %).
Законодательством о труде и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области: бронирование рабочих мест; гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений; преимущественное право при обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите; равная со взрослыми оплата при сокращенной продолжительности рабочего дня и др.
9 Возможности трудоустройства специалиста образования в актуальных социально-экономических условиях.
Каждый выпускник сферы образования является молодым специалистом. Согласно п.5 ст.83, п.4 ст. 84, п.4 ст.85 Кодекса Республики Беларусь об образовании молодыми специалистами являются: выпускники, работающие по распределению в течение срока обязательной работы по распределению; выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы; выпускники, работающие по перераспределению, в течение срока обязательной работы по перераспределению.
Молодые специалисты принимаются на работу на должности в соответствии со специальностью и квалификацией, полученными ими в учреждении образования и указанными в свидетельстве о направлении на работу.
Кроме того, большинство выпускников по специальностям образовательной сферы учатся на бюджетной основе, следовательно, после обучения распределяются на работу в различные образовательные сферы Республики Беларусь. Молодым специалистам могут быть предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда на период сохранения трудовых (служебных) отношений с государственным органом или иной государственной организацией в индивидуальном порядке (Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда»).
10 Понятие о карьере. Горизонтальная и вертикальная карьера.
Решение строить карьеру – это серьезный и ответственный шаг. Встав на этот путь, человек будет стремиться к накоплению знаний, практического опыта и навыков.
Его потребность в самоутверждении будет постоянно расти и появится жгучее желание достигнуть более высокого статуса, еще большей независимости. Без планирования здесь не обойтись.
Однако в подобной ситуации необходимо опираться на свои потребности и социально-экономические условия, в которых находится человек. Ведь если специалист выбрал путь, который слишком тяжел для него или просто-напросто не подходит, то постепенно его желание работать снижается, он начинает работать не в полную силу, повышение квалификации теряет для него всякий смысл.
Поэтому очень важным является знание работником того, как он будет продвигаться в системе должностей и рабочих мест. А чтобы не оказаться в плену собственных заблуждений и неведения на помощь нам приходят такие понятия, как «вертикаль и горизонталь». Что же это такое?
Горизонтальная и вертикальная карьера
Вертикальная карьера представляет собой продвижение по службе вверх. Этот вид карьеры наиболее явный и очевидный, т.к. человек получает новую должность и новую оплату своего труда. Именно вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница».
11 Карьера в сфере образования: особенности, возможности.
Основной проблемой в карьере сферы образования является то, что мужчины составляют около 14% от общего числа работников системы образования в Беларуси.
Существует проблема феминизации образования, но это «проблема» не только белорусской школы «На этот аспект обращают внимание и соседи в Российской Федерации, и ряд других учреждений. В частности, если приводить пример, то страна с наибольшим контингентом мужчин в системе образования – это Япония. 50% мужчин в школах являются преподавателями».
Существует ряд причин, по которым в системе образования работают в основном женщины. Это определенный стереотип учреждений образования, которое занимается не только образованием в первую очередь, но и воспитанием подрастающего поколения. А стереотип, что воспитывать должна женщина, в нашем обществе, к сожалению, присутствует. Возможно, это субъективная оценка, однако, подобного мнения придерживается Министр образования Республики Беларусь.
Еще одной причиной является непропорционально низкая относительно сложности работы заработную плату. Планируется, что к 2025 году зарплата педагога должна составлять 100% от средней по стране. На январь-август этого 2019 года средняя зарплата педагогов была около 730 рублей, то есть около 80% от средней по стране.
Профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс систематического накопления новых знаний, которые постоянно используются учителем в практике работы с учащимися. Во-вторых, умениям выбирать ясные и практически осуществимые цели учебно-воспитательной работы. В-третьих, умению дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.
12 Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – система отличительных признаков деятельности конкретного человека, обусловленных особенностями его личности и выбранная им для наилучшего осуществления этой деятельности.
Профессиональная направленность субъекта труда. Профессиональная направленность личности – личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. Это положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии; понимание и принятие целей и задач профессии, относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов. Наибольшую социальную ценность имеет идейно выдержанная профессиональная направленность.
Профессиональное самосознание субъекта труда. Профессиональное самосознание – осознание себя в профессиональной деятельности. 1) Осознание своей принадлежности к определённой профессиональной группе; 2) познание и самооценка своих профессиональных качеств; 3) осознание себя как субъекта определённой профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание включает:- осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов; - осознание этих качеств у коллег, сравнение себя с ними; - учёт оценки себя как профессионала со стороны коллег; - познание и самооценка себя и своего профессионального поведения. У профессионала с высоким уровнем самосознания повышается уверенность в себе, удовлетворенность профессией, возрастает стремление к самореализации.
13 Деловая этика: значение и основные принципы.
Деловая этика, определение, предмет, задачи принципы Деловая этика – наука, которая устанавливает какие-то законы, принципы, правила, главные явления общения.
Деловая этика — это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических приемов конкуренции. Деловой этикет — это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Этика — одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Таким образом, мораль, или нравственность, является предметом изучения этики, подобно тому, как право представляет собой предмет юридической науки, а язык – языкознания.
Иногда этику и определяют как науку о морали, точнее этику определить именно как учение о морали. При этом важно подчеркнуть, что этика не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта.
Деловая этика – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
14 Деловой стиль одежды.
Любой стиль в одежде подчинен собственным правилам. Что касается делового стиля, правил здесь значительно больше, чем в любом другом. И тем не менее их важно знать и придерживаться. Это касается как женщин, так и мужчин.
Женская одежда в деловом стиле. Женский деловой костюм – это жакет и брюки либо жакет и юбка строгого покроя плюс невычурная блузка. Возможны вариации с жилетами, свитерами с вырезом под горло (водолазка – это, скорее, одежда спортивного стиля). Женская одежда делового стиля обычно требует темных тонов. Подойдут черный, серый, темно-синий. Возможен коричневый, но он идет далеко не всем. Юбка может быть чуть выше колена. Колготки или чулки – это тоже одежда. Женская одежда делового стиля подразумевает обязательное ношение колготок или чулок в любое время года. Стоит помнить и о том, что наиболее приемлем телесный цвет. Идеальным цветом обуви, подходящим к понятию "женская одежда делового стиля", является черный. Каблук может быть любым, но лучше, чтобы он не был выше восьми сантиметров.
Мужская одежда делового стиля. Если считается, что костюм и рубашка – это исчерпывающий перечень предметов одеяния, входящий в понятие "мужская одежда делового стиля", то это не так. Безусловно, в этот список должен быть включен галстук. В завязанном виде галстук должен доставать до пряжки на ремне. Со строгим однотонным костюмом можно носить однотонную рубашку и галстук с рисунком либо однотонный.
15 Современное состояние рынка образовательных услуг в РБ. Особенности частного бизнеса в сфере образования.
На рынке образовательных услуг предложение определяется деятельностью учреждений образования, а спрос формируется под влиянием множества субъектов: государство регламентирует заказ на образовательные услуги; бизнес рассматривает образование как источник развития кадрового потенциала; индивидуальные потребители связывают образование с развитием интеллектуального капитала.
От социально-экономического состояния представленных субъектов зависит конъюнктура рынка образовательных услуг, включая сферу высшего образования.
1. Социально-культурная среда. Спрос на образовательные услуги прямо пропорционален уровню культуры: чем выше культура человека, тем сильнее потребность в получении новых знаний и дополнительного образования, вследствие чего и формируется человеческий капитал. 2. Экономическая среда. Низкая конкурентоспособность белорусской системы высшего образования является следствием затяжного кризиса в стране. Полученная специалистом квалификация и приобретенные компетенции должны быть востребованы работодателями, т.е. иметь опережающий характер относительно запросов рынка труда. Если США и ЕС находятся на VII уровне технологического уклада, что соответствует развитию экономики знаний, то Республика Беларусь остановилась на IV уровне. 3. Национальная среда.
16 Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя в РБ: основной алгоритм.
Порядок регистрации через личное обращения в регистрирующий орган: 1 заполняем заявление; 2 предоставить вместе с заявлением фотографию. Законодательно не установлено какую фотографию предоставить, но, исходя из практики, и исходя из того, что требуют органы, для этого нужна цветная фотография размером 3х4.; 3 Квитанция об оплате государственной пошлины, которая составляет 0,5 базовой величины. Базовая величина составляет с 1 января 2019 года-25,5 рублей. Итого-0,5*25,5 рублей=12,75 рублей будет составлять госпошлина. Оплата происходит в любой банковской организации. Для этого потребуется знать реквизиты, которые будут сообщены в самом регистрирующем органе.4 Открыть расчётный счет в банке (любой по желанию потенциального ИП). Нужно это для осуществления платежей, а это в свою очередь, даёт уверенность государственному органу в том, что у ИП осуществляются платежи. 5 Получение свидетельства о гос. Регистрации; 6 Далее, в течение 5 рабочих дней ИП выдается документ (извещение) о постановки на учет в налоговых органах, фонда социальной защиты, а также органах государственной статистики (индивидуального предпринимателя).