1. Интегративные тенденции современной науки и проблема комплексного изучения человека. Предмет и статус человекознания.
2. Постиндустриальные вызовы как общепланетарный феномен.
3. Антропологическая кризис и его сущностные параметры.
4. Многомерность и целостность человека.
5. Многоуровневая природа человека.
6. Вариативность антропологических архетипов.
7. Проблема сущности человека. Трансцендентность и открытость человека.
8. Проекции человеческой реальности: индивидная, личностная, ндивидуальностная.
9. Родовые особенности человека и способ его бытия.
10. Экзистенциальные взаимоотношения человека с миром.
11. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека.
12. Предыстория евгеники.
13. Сущность евгенической программы создания «совершенного человека».
14. Евгеника и государство.
15. Современные антропологические тренды как предпосылки антропогенной революции.
16. Массовизация жизненного аутсорсинга.
17. Вертикальное расслоение человечества.
18. Детабуизация общественной жизни: социализация маргинальных гендеров.
19. Историческая киборгизация человека.
20. Современная постнеклассическая картина мира и проблема человека.
21. Форсайт-проекты и их сущность.
22. Вариативные сценарии биологической эволюции человека: микроэволюционный, стрессовый, инволюционный.
23. Современные антропофорсайт-проекты: биотехнологический, технобиоэволюционный.
24. Форсайт-мегапроект эволюционного трансгуманизма.
25. Современные трансформативные антропотехнологии и перспективы человека.
26. Технологическая утопия как зона антропологического риска. Человек пограничный.
27. Этико-правовые аспекты современных трансформативных антропотехнологий.
1. Интегративные тенденции современной науки и проблема комплексного изучения человека. Предмет и статус человекознания
Основные пути и направленность существования и функционирования науки XXI в.:
1. Ускорение роста научного знания.
2. Дифференциация и интеграция научного знания.
Внутринаучной стала интегративная тенденция к сближению математики, естественных и гуманитарных наук. Происходит активный перенос естественнонаучных понятий и методов в историю, филологию, юриспруденцию, психологию, искусствознание (что было и сотни лет назад). Также и науки о человеке и обществе начали влиять на физику, биологию, технические дисциплины. Появились и новые "естественно-гуманитарные" направления, например, экология, также комплекс проблем, условно называемых "психо-физикой".
Визитной карточкой школы Б.Г.Ананьева стал комплексный подход к исследованию человека, подход, при котором бытие человека как индивида, индивидуальности, субъекта и личности стало предметом научного исследования. Многообразие связей, открывающихся при таком подходе, позволило существенно расширить проблематику традиционных психологических исследований. Комплексный подход потребовал использования дополнительных методов, в том числе и методов других наук.
В комплексных исследованиях первого периода учитывался многоуровневый характер психики человека, рассматриваемого как индивид и личность, т.е. существо биологическое и социальное. Выделялись уровни общесоматического плана, социально-психологического.
Целостное и динамическое представление психики возможно лишь при условии ее изучения в потоке жизнедеятельности, а значит - в условиях различных состояний, в особенности наиболее значимых для личности. Поэтому измерения проводились в условиях относительного равновесия (так называемое "фоновое состояние"), и в условиях значительного напряжения психики (физические нагрузки и напряженная умственная деятельность).
3. Антропологический кризис и его сущностные параметры
Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений. Научно-технический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом этой цивилизации надежды на лучшее будущее. Еще полвека назад мало кто полагал, что техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге своего самоуничтожения.
Кризисные явления в развитии техногенной цивилизации превратили проблему человека в одну из главных глобальных проблем современности. В этой связи анализ новейших антропологических явлений и трендов – одна из центральных задач современной философии. Спектр этих тенденций неуклонно расширяется, отличаясь пестротой и разнообразием. По мнению В.С. Степина, самым опасным для перспектив человечества выступает прежде всего антропологический кризис.
Впервые в сознании людей мысль о том, что самым уязвимым существом на Земле является человек, возникла в ушедшем в историю ХХ веке. Причем эта идея усваивается с большим опозданием, на ее пути нагромождено немало идеологических препятствий. Тема возможной грядущей катастрофы понятнее, если она связывается с истощением сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, с загрязнением окружающей среды и другими глобальными проблемами. Современный человек уже как-то свыкся с мыслью, что он живет в цивилизации риска. Эсхатологичность видения мира сопрягается преимущественно с различными объективными феноменами и измерениями человеческого бытия. Однако в ряду глобальных проблем первостепенное значение начинает приобретать антропологическая проблема, понимаемая многими мыслителями как антропологический кризис.
5. Многоуровневая природа человека
Все в природе имеет многоуровневую структуру. Организм человека - это часть живой природы и он также имеет несколько уровней организации. Для того, чтобы понять, что такое организм человека и как на него воздействовать, необходимо определить его структуру.
1 уровень. Любое тело состоит из атомов.
2 уровень. Атомы связаны в молекулы.
3 уровень. Из молекул состоят все живые клетки, в том числе и клетки нашего организма.
Клетка организма имеет строго специфическую структуру: она обязательно имеет ядро (за счет него происходит деление клеток); цитоплазму, которая составляет внутреннюю среду клетки; митохондрии - энергетические структуры клетки; в ней присутствуют молекулы ДНК, ответственные за передачу генетической информации и т.д. В живой клетке имеется все необходимое для обеспечения жизнедеятельности.
4 уровень. Далее из клеток получаются ткани организма.
Специализация начинается уже на уровне клетки. Каждая клетка выполняет строго определенную работу, это задается ее структурой (внутренним устройством). Клетки делятся на нервные, слизистые, иммунные, печеночные, почечные, легочные и т.д. Точно так же специализируются и ткани организма: нервная ткань, слизистый эпителий, печеночная ткань, ткань сосудистой стенки, почечная ткань и т.д.
5 уровень. Из тканей образуются органы, которые выполняют строго определенную работу (функцию).
Характер работы определяет структура органа: почки выполняют выделительную функцию, печень - детоксикационную, сердце обеспечивает функцию передвижения крови (насосную) и т.д.
7. Проблема сущности человека. Трансцендентность и открытость человека
К «вечным» философским проблемам и относятся проблемы сущности человека, его места в мире, смысла его жизни, системы жизненных ценностей, степени свободы и меры ответственности за свою судьбу и некоторые другие.
Всякая философская антропология (учение о человеке) начитается с вопроса, что есть человек. То есть, можно ли говорить об особой человеческой сущности, если да, то как ее можно определить.
Группа философов, кот. считали, что у человека есть сущность:
Эта традиция идет еще от Сократа, кот. считал, что сущность человека – это его душа.
Христианская антропология исходит из того, что человек есть образ и подобие Бога-творца и поэтому сам есть существо творческое, поэтому сущность человека – душа, способная различать добро и зло, и свобода воли, вера, способная привести человека к спасению.
Идею о сущности человека выразили древние греки (Платон, Аристотель). Это идея «Homo sapiens» - человека разумного. Она проводит различие между человеком и животным вообще.
Сущность человека в особой сфере человеческой психики – сфере бессознательного, которая определяет человеческое поведение, антисоциальность и порочность человеческой натуры. Человек здесь определяется как невротическое животное.
Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение.
9. Родовые особенности человека и способ его бытия
Философская антропология выработала одно фундаментальное положение: кроме качеств природных и социальных, в человеке имеется то, что называется собственно человеческим, человеческой природой. Человек имеет свою родовую сущность.
Под родовой сущностью человека понимают устойчивые задатки и свойства, присущие всем представителям вида Homo sapiens, на какой бы ступени исторического развития они не находились и где бы не обитали на Земле. Таким образом, каждое человеческое существо, рожденное в человеческом обществе, благодаря родовой сущности имеет возможность стать человеком. В какой степени эта возможность будет реализована, зависит и от общества, и лично от человека.
Перечень основных родовых признаков человека.
1. Необходимость и способность совершенствования, становления человеком.
2. Характерной чертой и способом бытия человека является свобода.
3. Активно-деятельностное, созидательное отношение человека к миру.
4. Каждое человеческое действие предваряется и высвечивается принципом «как должно быть». В более сложной и высокой форме долженствование выражается в понятии идеала.
5. Чувство любви как важнейшее проявление человеческого в человеке. Почему и зачем появилось это чувство в человеческом обществе? Ведь для размножения вполне достаточно животных инстинктов. Когда появилось?
6. Система ценностей личности определяет степень человечности.
7. Духовность. Развитость души и духа.
8. Осмысленность собственного бытия. Стремление понять смысл своей жизни.
11. Проблема смысла жизни и смысла смерти в духовном опыте человека
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».
Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.
Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.
13. Сущность евгенической программы создания «совершенного человека»
Евгеническое движение Гальтона состояло из исследовательской программы (целью которой было выяснение относительной роли природы и среды в наследственности человека) и программы социальных действий, направленных на улучшение человеческого племени. Учёный различал позитивное и негативное евгенические направления.
Первое, по его мнению, должно способствовать бракам, дающим ценное для общества одарённое и здоровое потомство; второе стремится препятствовать бракам, дающим дефективное и больное потомство, нежелательное для общества. Гальтон тяготел к позитивному направлению, пропагандируя поддержку государством молодых пар с выдающимися природными качествами и аргументируя, что такие действия будут ценным вложением капитала.
Сознавая необходимость планомерного изучения вопросов наследственности у человека, Гальтон организовал в 1905 г. при Лондонском университете специальную евгеническую лабораторию. Учёный мечтал о более одарённой породе людей, чем его лучшие современники, о человеке более совершенном в умственном и моральном отношении, который может быть создан добровольным подбором одаренных пар при материальной поддержке их обществом. В начале XX в. после признания научным сообществом законов Менделя во всем мире произошло оживление интереса к евгеническим программам, в немалой степени вызванное ростом социальных и экономических проблем.
15. Современные антропологические тренды как предпосылки антропогенной революции
Тенденции в развитии современной антропологии и научной мысли затрагивают множество проблем бытия человека в глобальном техногенном мире. Для нас вполне очевиден круг проблем, находящийся на пересечении постиндустриальной, глобализирующейся цивилизации и трансформирующей человеческой природы, самосознания, ментальности, ценностей и идеалов.
Но нельзя и сказать, увы, что науке сегодня уже удалось понять представленную картину, раскрыть суть протекающих изменений. Не только ситуация в целом, но и многие отдельные из перечисленных явлений и процессов не получили еще основательной концептуализации.
Картина содержит в себе множество проблем. Ясно, однако, следующее: для общего понимания ситуации человека и ее перспектив развития особенно важно выделить и проанализировать те «крайние точки», к которым направляются ведущие антропологические тренды. Однако в сегодняшней антропологической ситуации существует, по крайней мере, одна подобная точка, выделившаяся отчетливо и бесспорно. Сразу несколько линий в главных сферах антропологических изменений – сферах генотехнологий и виртуальных практик – уже с определенностью обозначили, к какому пункту они направляются.
Под антропологическими революциями мы будем понимать принципиальные изменения в поведении людей, которые рассматриваются как отдельные этапы в развитии человечества. Наиболее известными из них являются неолитическая и промышленные революции. Неолитическая революция из охотника сделала крестьянина, а промышленная — из крестьянина — рабочего. В результате возникли принципиально отличные типы поведения. Это был нелинейный переход.
17. Вертикальное расслоение человечества
Вертикальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).
Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.
Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, знания, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.
Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В самых ранних архаических социальных системах структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с установлением социального неравенства между ними и внутри их.
Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают сосуществование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.
19. Историческая киборгизация человека
Киборгизация считается фишкой трансгуманизма – концепции, суть которой заключается в использовании науки и техники для улучшения умственных и физических способностей человека. Первыми к перспективе усиления человека с помощью науки пришли Семен Корсаков и Фрэнсис Уиллард, затем Джулиан Хаксли возродил интерес к трансгуманизму с помощью изобретения новой теории эволюции, а Рэймонд Курцвейл обосновал технологическую сингулярность – научно-технический прогресс, основанный на мощном искусственном интеллекте и киборгизации людей.
Научно-технический прогресс идет ускоренными темпами. Многие исследователи отмечают, что современные писатели-фантасты и учены футурологи с трудом успевают прогнозировать будущие изменения техно- и инфосферы в условиях разворачивающейся кибернетической и цифровой революции, перехода на новый технологический уклад.
Специалисты констатируют эру массовой гибридизации и киборгизации (симбиоза человека, техники и искусственного интеллекта). Процессы, ставшие реальностью в XXI веке, с одной стороны, восхищают человечество, заставляют гордиться возможностями нашего интеллекта, с другой стороны, ставят актуальные задачи философского осмысления результатов прогресса, контроля над его протеканием, техническими и гуманитарными последствиями внедрения новых технологий. Формирующийся «кибермир» обостряет проблемы, связанные с безопасностью жизни человечества. Автор считает необходимым начать разработку новой дисциплины – киберологии, изучающей принципиально новую кибернетическую форму существования материи, определиться с методологическими основаниями исследования.
21. Форсайт-проекты и их сущность
Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.
Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них
Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.
Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.
23. Современные антропофорсайт-проекты: биотехнологический, технобиоэволюционный
Проводится достаточно широкий спектр форсайт-исследований, включая национальные, региональные, отраслевые и корпоративные форсайты, а также международные проекты, такие как ERA.Net RUS или Rising Powers , так что точек взаимного пересечения может быть множество. Например, в рамках долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030, разрабатываемого по заказу Минобрнауки России и координируемого Вышкой, в качестве объектов исследования выбраны шесть приоритетных направлений развития науки и технологий. Среди них информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни (биотехнологии, медицина и здравоохранение), новые материалы и нанотехнологии, транспортные и космические системы, рациональное природопользование, энергетика и энергоэффективность. По каждому из них были определены мировые тенденции, перспективные инновационные рынки, продукты и услуги, приоритетные прикладные исследования и разработки.
25. Современные трансформативные антропотехнологии и перспективы человека
На основе достижений социальной антропологии, этнографии, археологии, сравнительных конкретно – исторических исследований в конце XX – начале XXI вв. – за рубежом появилось большое количество научных работ по политической и юридической антропологии. Французский исследователь Э. Саутхолл ввел в научный оборот понятие «сегментарное государство». Ранее употребляемое Х. Дж. Классеном и П. Скальником понятие «зачаточное государство» он считал похожим на сегментарное. «Сегментарное государство – это такая полития, в которой сферы ритуального сюзеренитета и политического суверенитета не совпадают». Ритуальный сюзеренитет – на периферии, а последний – в центральной области.
Первые государства возникли под воздействием внутренних процессов, а более поздние – в результате завоеваний. Политические санкции способствовали централизации государства. Централизация означает полный политический контроль. Политии «могли иметь схожие политические институты, религию, язык, письменность, единицы меры и веса, но при этом все же оставаться независимыми и жестоко соперничать». Междоусобные войны городов способствовали развитию военного искусства, завоевания вели к возникновению империй. Э. Саутхолл предложил последовательность эволюции обществ от города-государства до империй. Город – государство – полития во главе с обожествляемым правителем – государство, основанное на принуждении и политических санкциях – империя.
27. Этико-правовые аспекты современных трансформативных антропотехнологий
В настоящем исследовании, междисциплинарном в силу сложности и многомерности своего предмета, выявляется связь новейших технологических трендов с традиционными трансформативными антропологическими теориями и практиками, со смежными естественнонаучными и гуманитарными проблемами. Выявляется новый тип антропотехнологической коэволюции тела человека и его среды. Основные идеи работы могут использоваться в качестве концептуальной основы для дальнейшей разработки гуманитарной экспертизы конвергентных технологий, имеющих дело с «улучшениями природы человека», а также в городском планировании для разработки человекомерных коммуникативно-деятельностныхсред.
Представителями наноэтики отмечается, что в дискурсе технотрансформации человека акцент ставится на улучшении индивидуальных качеств: «быстрее», «сильнее», «умнее», а качества, подобные способности к любви, сопереживанию, взаимоподдержке практически не упоминаются. Анализируются взаимоотношения технотрансформаций и традиционных методик улучшения человека (обучение, религиозные практики, медитация, игра), а также взаимосвязь между техноэволюцией человека и среды его обитания (социальное, городское пространство и время, культурные ландшафты).
Далее, мы анализируем, как соотносятся основные проекты и идеи современных апологетов технотрансформации человека с выявленными ранее в нашей работе историко-культурными основаниями, философскими воззрениями, мистическими мотивами трансценденции человеком своей собственной природы. Проводится философский анализ и критика трансгуманистических движений, как социального феномена. Обозначается значение для темы данной работы результатов исследований, системы категорий и проблемного поля биоэтики, биополитики.