1).1. Предмет, объект и задачи исторического краеведения.
Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.
Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.
Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.
2).2. Типология и методы краеведения.
Виды краеведения: географическое, литературное и историческое.
Географическое краеведение: оно является частью общего краеведения и изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Также является важным фактором в развитии экономики и культуры отдельных районов страны.
Литературное краеведение является частью общего краеведения и изучает биографию и места, связанные с жизнью и деятельностью литераторов, литературные произведения.
Историческое краеведение, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучения жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
3).7. Письменные источники по истории края.
Сведения об объектах краеведения можно найти в самых различных источниках. Они и дают разнообразную информацию о крае. Источников (как и объектов) существует множество. Их объединяют в 3 группы: письменные, устные, вещественные.
Письменные источники подразделяются на:
Печатные как основной источник краеведческих сведений – различные книги, периодика, научная и художественная литература, мемуары, публицистика, справочные издания, в т.ч. многочисленные энциклопедии, словари, путеводители, адресные и памятные книги и т.д.
4).10. Памятники и памятные места производственной деятельности, культуры, науки, искусства.
Отражение в памятниках трудовой деятельности человека в различные эпохи. Красносельские шахты по добыче кремня. Производственные мастерские в древнем Гомеле. Водяные и ветряные мельницы. Памятники гидротехнического и дорожного строительства. Здания мануфактур, фабрик, заводов.
Мемориальные памятники культуры, науки, искусства. Здания, связанные с деятельностью культурно-просветительских учреждений, здания частного и общественного характера. Усадьбы (Залесье М. Огинского). Кладбища.
5).13. Работа музеев по изучению белорусского края.
Музеи широко используются в экскурсионной практике Республики Беларусь. Здесь организовывается огромное количество различных выставок, обновляются экспозиции, проводятся различные виды научно-просветительской работы, такие как лекции, мастер-классы, научные конференции, музейные уроки и различные виды экскурсий. Это всё способствует привлечению новых посетителей, в том числе и иностранных, что благоприятно сказывается не только на внутреннем, но и на внешнем туризме.
В фондах музея находятся ценные коллекции, которые имеют большую историческую ценность и привлекательность для туристов, например, уникальная коллекция предметов, найденных на археологических раскопах «Берестья».
6).15. Порядок работы с архивными материалами.
Любое архивохранилище представляет собой собрание различных архивных фондов. Архивный фонд - это совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц. В архивах, особенно в отделах рукописей библиотек и музеев, хранятся не только архивные фонды, но и образованные в разное время коллекции. Архивная коллекция- комплекс отдельных документов различных организаций и лиц, объединенных по тематическому или иному логическому признаку.
В фонде (коллекции) первоначальным комплексом является дело, то есть отдельная единица хранения. Обычно дело объединяет документы, относящиеся к определенному вопросу, помещенные в отдельную обложку и имеющие сплошную нумерацию листов.
7).16. Музеи и архивы Гомельщины.
Музеи города Гомеля:
• Музей истории города Гомеля
• Брагинский исторический музей
• Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года Ветковский государственный музей народного творчества)[1]
• Гомельский областной краеведческий музей
• Дом-музей деда Талаша
• Ельский историко-краеведческий музей
• Мемориальный музей им. П. М. Лепешинского
• Мозырский объединенный краеведческий музей
• Охотничий домик
8).17. Методика археологических и этнографических исследований.
Методы исследования – это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Одним из основных методов изучения жизни народов являются полевые исследования или полевая этнография.
Полевая этнография-- исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.
9).18. Значение памятников археологии и этнографии в историческом краеведении.
Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества на основе вещественных памятников. Термин "археология" впервые использовал древнегреческий философ Платон (427-347 гг. До н.э.), имея в виду вообще науку о древности ("архайос" - древний, "логос" - наука, слово).
Основными источниками археологии является вещественные памятники, но вместе с тем она не имеет возможности развиваться самостоятельно наук и их источниковой базы. В свою очередь многие другие науки той или иной степени используют выводы археологии. Конечно, такой взаимообмен касается прежде всего исторических дисциплин. Так, благодаря этнографии стало ясно, что предметы, называемые в народе "громовыми знаками", "чертовыми пальцами", были орудиями труда или оружием предков европейцев, потому что именно такие копья, топоры, ножи использовали племена Америки, Африки, Океании. Со своей же стороны археология способствовала выявлению корней или начала многих явлений, известных по этнографии.
10).19. Экскурсия в краеведении.
Широкое применение в экскурсионной методике нашли такие общие методы познания, как анализ и синтез.
Анализ — метод познания, в котором изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные части, элементы, когда отдельно изучаются различные признаки предмета. Мысленное разделение предмета, выделение из единого целого той или иной части позволяет исследователю составить более полное и правильное понятие о самом предмете.
Аналитический метод исследования служит основой показа на экскурсиях. Он позволяет экскурсантам получить научное понятие об экскурсионных объектах, явлениях, которые изучаются, например, на биологических и геологических экскурсиях.
Не меньшее значение для экскурсионной методики имеет такой метод познания, как синтез. Использование этого метода предполагает мысленное соединение отдельных частей или элементов предмета
11).20. Школьный краеведческий кружок, факультатив.
В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. В основе таких факультативов м кружков лежат уроки краеведения. Факультатив по краеведению удачно сочетает в себе многие лучшие формы, методы, приемы как внеклассной, так и урочной системы работы с учащимися. Основной задачей факультатива является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся.
12).21. Школьный музей.
В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду. Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, эти музеи воспитывают у школьников патриотизм, готовность к защите Родины. Такие музеи позволяют проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексные музеи являются учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов.
13).22. Изучение истории и культуры Гомельщины в досоветский период.
Основные моменты изучения культуры Гомельщины в досоветский период:
• В 19в. в усадьбе Румянцева создается краеведческий кружок, который занимается сбором различных документов, вещественных памятников, на основании деятельности кружка создается музей, который существует и до сих пор.
• Изучением Гомельщины занимаются такие видные ученые как И.И. Григорович, Доленго-Ходаковский, который приезжал для исследования границы белорусских земель и украинских.
• Романов выпускает сборник «Могилевская старина», который содержит и материалы по Гомельщине, а также «Археологический очерк Гомельского уезда».
• З. Радченко собрала и издала «Песни Гомельского уезда». Исследованиями Полесья занимался Сержпутовский.
• М.В. Довнар-Запольский интересовался Полесьем, исследовал этнографию Речицкого уезда.