Этнография и этнология Беларуси Шпаргалка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Этнография и этнология Беларуси»
по дисциплине: «Этнография и этнология Беларуси»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Этнография и этнология Беларуси
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Этнография и этнология Беларуси
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
1. 2. Важнейшие понятия в этнологии.
2. 11. Этнические сообщества Полинезии.
3. 26. Этнические общности Западной Европы: языковая и антропологическая характеристика. Религиозный состав. Расселение.
4. 27. Этнические общности Западной Европы: традиционное хозяйство и материальная культура.
5. 28. Этнические общности Западной Европы: духовные традиции, народное творчество.
6. 29. Межэтническое сотрудничество и межэтнические конфликты в современном мире.
7. 32. Этнические общности южных славян: языки, религиозная принадлежность, расселение. Особенности этнической истории и современные этнокультурные процессы.
8. 33. Этнические общности южных славян: традиционное хозяйство, материальная и духовная культура.
9. 35. Украинцы: традиционные занятия, материальная и духовная культура.
10. 36. Молдаване: этнографическая характеристика.
11. 39. Этнические общности Севера Восточной Европы.
12. 40. Русские: языковая, антропологическая характеристика. Историко-этнографическое деление этнической территории. Этнографические группы.
13. 41. Русские: традиционные занятия. Орудия труда.
14. 43.Русские: общественный быт. Семья и семейная обрядность.
15. 47. Этнологическое изучение Беларуси до середины ХІХ века.
16. 48. Этнологическое изучение Беларуси во второй половине ХІХ – начале ХХ века.
17. 49. Этнологическое изучение Беларуси в советский период (1920-1980-е гг.).
18. 50. Этнологические исследования Беларуси на современном этапе (1990-е - начало ХХІ века).
19. 52. Историко-этнографические регионы Беларуси. Региональные особенности материальной культуры белорусов.
20. 53. Традиционные занятия белорусов: земледелие и животноводство.
21. 55. Типы поселений, застройка усадьбы, хозяйственные и производственные постройки на Беларуси. Планировка и интерьер белорусской хаты.
22. 60. Семейная обрядность белорусов: родильно-крестильная и похоронная.
23. 61. Семейная обрядность белорусов: свадебная.
24. 63. Белорусское устно-поэтическое творчество.
25. 65. Народное декоративно-прикладное искусство белорусов.
26. 66. Этнические группы и межэтнические отношения в Беларуси.
1. 2. Важнейшие понятия в этнологии.
Народность — одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния и консолидации племен, перерастая со временем в этнос.
Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также самосознанием, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Суперэтнос - межэтническая общность, имеющая общегосударственный (общенациональный) уровень культурно-исторического единства по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д.
Субэтнос — часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.
2. 11. Этнические сообщества Полинезии.
Ов-а Гавайские, Самоа, Таити, Тонго, Кука, Пасхи. Расовый тип весьма специфичен. Для него характерны темно-смуглая кожа, высокий рост, широковолнистые волосы, средняя степень развития третичного волосяного покрова, слегка прогнатное лицо и средневыступающий, довольно широкий нос.
По мнению ученых полинезийцы в антропологическом отношении представляет собой контактный тип между монголоидной и австралоидной расами. Их около 40 народов. Самые крупные маори, самоа, тонга, гавайцы, таитяне. Основными занятиями полинезийцев являлись ручное земледелие и рыболовство. Главные возделываемые культуры – кокосовая пальма, хлебное дерево, банан, таро, ямс, тыква, кабачки. Трад. земл.орудие был деревянный кол. В отличие от Меланезии в Полинезии земледелием занимаются и мужчины, и женщины, а на Тонга – даже только мужчины.
3. 26. Этнические общности Западной Европы: языковая и антропологическая характеристика. Религиозный состав. Расселение.
Романская группа представлена 15 народами: итальянцы (в мире — 65 млн., из них 85% в Италии), италошвейцарцы (230 тыс.), фриулы (400 тыс.), романши (50 тыс.), ладины (14 тыс.), корсиканцы (280 тыс.), каталонцы (7,2 млн.), испанцы (27 млн.), галисийцы (3 млн.), португальцы (10,7 млн.), французы (44 млн.), франкошвейцарцы (1 млн.), валлоны (4 млн.), аромуны, или влахи (225 тыс.), и румыны (19 млн.).
Более половины итальянцев живут в городах. Итальянские города — древнейшие в европейской части света после финикийских и греческих. Некоторые города в Италии основаны еще в доримское время: греками — Неаполь, этрусками — Болонья, а большинство— в античное время (Рим, Генуя и др.). Подавляющее большинство верующего населения Италии — католики
Современный итальянский город не только административный и культурный центр, это прежде всего средоточие промышленности самых разнообразных отраслей. Италия — развитая индустриально-аграрная страна (6-е место по объему промышленного производства в капиталистическом мире).
4. 27. Этнические общности Западной Европы: традиционное хозяйство и материальная культура.
Романская группа представлена 15 народами: итальянцы (в мире — 65 млн., из них 85% в Италии), италошвейцарцы (230 тыс.), фриулы (400 тыс.), романши (50 тыс.), ладины (14 тыс.), корсиканцы (280 тыс.), каталонцы (7,2 млн.), испанцы (27 млн.), галисийцы (3 млн.), португальцы (10,7 млн.), французы (44 млн.), франкошвейцарцы (1 млн.), валлоны (4 млн.), аромуны, или влахи (225 тыс.), и румыны (19 млн.).
Традиционные занятия итальянцев — садоводство, зерновое хозяйство и животноводство. Виноградарство и на его базе виноделие стоят на первом месте как по древности самих отраслей, так и по распространенности их почти на всей территории Италии.
В пище итальянцев популярны блюда из макаронных изделий (по-итальянски — «паста»). Обычно первым блюдом (минестра) подается паста, сдобренная томатным соусом или маслом и сыром, иногда — промолотым мясом. В пище много специй и приправ.
Для сельских усадеб характерно четыре типа — два предполагают расположение жилых и хозяйственных построек под одной крышей, в двух других постройки представляют отдельные помещения.
Хотя народная одежда в деревне вытесняется общеевропейским костюмом, но кое-где она сохраняется довольно стойко. Мужской народный костюм итальянцев: панталони (короткие, ниже колен, штаны),
5. 28. Этнические общности Западной Европы: духовные традиции, народное творчество.
Романская группа представлена 15 народами: итальянцы (в мире — 65 млн., из них 85% в Италии), италошвейцарцы (230 тыс.), фриулы (400 тыс.), романши (50 тыс.), ладины (14 тыс.), корсиканцы (280 тыс.), каталонцы (7,2 млн.), испанцы (27 млн.), галисийцы (3 млн.), португальцы (10,7 млн.), французы (44 млн.), франкошвейцарцы (1 млн.), валлоны (4 млн.), аромуны, или влахи (225 тыс.), и румыны (19 млн.).
Традиционные занятия итальянцев — садоводство, зерновое хозяйство и животноводство. Виноградарство и на его базе виноделие стоят на первом месте как по древности самих отраслей, так и по распространенности их почти на всей территории Италии.
Ретороманцы близки к итальянцам и ита-лошвейцарцам в традиционных занятиях и материальной культуре. У ладинов и романшей распространен альпийский тип усадьбы, у фриулов — корте, а также карнийский вариант альпийского дома, обширные галереи, дугообразные портики, лестница на второй (и на третий) этаж, чаще внутренняя. Есть и два характерных блюда у фриулов: броваде (репа, выдержанная в виноградных выжимках и протертая на терке) и вареники с творогом и изюмом.
6. 29. Межэтническое сотрудничество и межэтнические конфликты в современном мире.
Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;— отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.
7. 32. Этнические общности южных славян: языки, религиозная принадлежность, расселение. Особенности этнической истории и современные этнокультурные процессы.
СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.
8. 33. Этнические общности южных славян: традиционное хозяйство, материальная и духовная культура.
Традиционная материальная культура. Самые ранние (родовые) поселения у зарубежных славян располагались «гнездами» и «кучами». Многодворные поселения в большинстве славянских стран представлены несколькими основными типами. Кучевые поселения (Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия) имели неправильную, круглую или вытянутую планировку. В середине некоторых из них находилась площадь. Этот тип планировки чаще всего встречался в районах с пересеченным рельефом или в предгорьях. Разбросанные поселения (Болгария, Альпийская Словения, Македония, Черногория) представляли собою крестьянские усадьбы или группы усадеб, расположенные особняком, в произвольном порядке. Рядовые поселения (Польша, Словения, Чехия) вытянуты вдоль рек и имеют широкую улицу с двумя проезжими дорогами по сторонам. Так постепенно возникают уличные поселения.
9. 35. Украинцы: традиционные занятия, материальная и духовная культура
Украинцы - этнос с древней высокоразвитой земледельческой культурой. Именно это занятие обусловило и традиционный быт, и материальную культуру, и систему основных праздников и обрядов (по сути кадендарно-земледельческих), и мировоззрение, и духовные ценности нашего народа.
В общественной жизни украинского села до конца XIX в., как у русских и белорусов, несмотря на развитие капитализма, сохранялись многие патриархальные отношения. Значительное место занимала соседская община-«громада». Характерны были многие традиционные коллективные формы труда - «толока», «супряга». Обычно они проходили в выходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за выполненную работу. Чаще всего участниками «толоки» были соседи, родственники, кумовья. Таким образом, выполняли различные полевые (пахали, сеяли, собирали урожай, заготавливали сено) и домашние работы (копали колодцы, строили дома и другие хозяйственные сооружения; пряли лен, шерсть, заготавливали продукты питания и т.д.), После выполненной работы накрывался стол, устраивался праздник.
10. 36. Молдаване: этнографическая характеристика.
Молдава́не — романский народ в Юго-Восточной Европе. Как народность молдаване сформировались в XIV—XVI веках в пределах средневекового Молдавского княжества, охватывавшего территории современных независимой Молдавии и румынской Западной Молдовы. После 1859 года молдаване западной части Молдавского княжества вошли в состав румынской нации. В настоящее время молдаване составляют большинство населения (2,7 млн чел. — 76,1 %) Молдавии и значительную долю населения ПМР. Живут также на Украине (258,6 тыс. чел.), в том числе компактно в двух регионах — Черновицкой и Одесской областях. Дисперсно расселены в России (172,3 тыс. чел.), Италии (68,591 тыс.чел.), Румынии и других странах. Общая численность — около 3,35 млн человек. Говорят на молдавском языке. Для части населения, проживающего на территории нынешней Республики Молдовы (особенно в Приднестровье), родным является русский, реже — украинский язык. В современной Молдавии литературный язык не отличается от румынского, однако для разговорного молдавского языка характерно широкое употребление русизмов. Молдаване, живущие в Приднестровье (32 % населения республики), используют молдавский язык на основе кириллицы. От большинства румын молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием[25] русского языка или же, как минимум, знакомством с ним[26]. Большинство молдаван исповедуют православие[27].
11. 39. Этнические общности Севера Восточной Европы.
Восто́чная Евро́па в узком смысле слова — географически центральная и северо-восточная Европа, населённая преимущественно славянскими народами, составляющая 2/3 территории этого подконтинента Евразии. Термин очень контекстно-зависим и даже изменчив; как отмечено в документе Организации Объединённых Наций, есть «почти так же много определений Восточной Европы, как областей науки» и «каждая оценка пространственных тождеств — по существу социальная и культурная конструкция».
Восточная Европа — область, находящаяся между Центральной Европой и Западной Азией, с отличительными чертами, присущими Византии, сформировавшимися под сильным влиянием Османской империи. Таким образом, европейскими историками признаётся преемственность крупнейших стран Восточной Европы культуре Эллинской, Римской и Византийской империй. Поэтому даже в колониальный период Западной Европы в Англии и Франции империями в полном смысле считались только Российская, Германская и Австрийская, находившиеся большей частью восточнее Эльбы.
12. 40. Русские: языковая, антропологическая характеристика. Историко-этнографическое деление этнической территории. Этнографические группы.
Русские говорят на русском языке. Русский язык выделился в ХIV–ХVI вв. из распавшегося древнерусского языка, от которого происходят также украинский и белорусский языки. Отличие русского языка от украинского и белорусского языков заключается в специфических особенностях его системы, главным образом в фонетике и морфологии. Значительные отличия между русским, украинским и белорусским языками наблюдаются также в лексике как наиболее подвижной и подвергающейся внешним воздействиям области языка.
В русском языке выделяется ряд наречий: севернорусское (наиболее типичная черта — оканье) и южнорусское (область аканья различных типов), своеобразно сочетание северно - и южнорусских особенностей представлено в среднерусских говорах.
13. 41. Русские: традиционные занятия. Орудия труда.
Относительно новой для русских сельскохозяйственной культурой был распространившийся с конца ХVIII в. картофель. С конца ХIХ в. он чаще стал выращиваться не на огородах, а в поле в яровом клине поближе к селению. Он использовался не только в пищу, но и как техническое сырье для выработки крахмала и выгонки спирта.
На юге выращивали арбузы и дыни. В 60–70-х гг. ХIХ в. в связи с активным строительством железных дорог бахчеводство здесь перерастает в торговую отрасль.
Скотоводство было вспомогательным, хотя и необходимым и тесно связанным с земледелием занятием русских. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягловую силу на пашне (в нечерноземной полосе — лошадей, в черноземной — волов). Без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне. От скота получали шерсть, кожи. Русские разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу (куры, утки, гуси).
14. 43.Русские: общественный быт. Семья и семейная обрядность.
Для традиционной социальной организация русских характерны четыре основных социальных института — семья, территориальная община, половозрастное объединение, производственно-промысловая артель.
Для традиционной семейной организации русских характерно сочетание двух структурных типов семьи — малой (одна супружеская пара) и большой неразделенной (две и более супружеских пар). В различных регионах расселения русского этноса в различные периоды зафиксированы различные варианты количественного соотношения этих двух структурных типов. Хотя общая тенденция заключалась в увеличении количества малых семей, в отдельные периоды под влиянием различных факторов наблюдались колебания в этом соотношении. Кроме того, следует иметь в виду, что названные структурные типы зачастую характеризовали этапы жизненного цикла одной семьи — от ее возникновения через количественное разрастание и структурное усложнение до разделения.
Важнейшей частью духовной культуры русских были календарные праздники и обряды. В них ярче всего выражалось народное мировоззрение, способ осмысления окружающей природной и социальной действительности.
15. 47. Этнологическое изучение Беларуси до середины ХІХ века.
После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.
Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.
16. 48. Этнологическое изучение Беларуси во второй половине ХІХ – начале ХХ века.
Белорусская этнография выделилась в самостоятельную науку к середине XIX в. Первые сведения о племенах, живших на территории Белоруссии, помещены в летописях и других исторических памятниках времён Киевской Руси. Быт белорусов Великого княжества Литовского отражён в поэме Н. Гусовского «Песнь о зубре» зафиксирован в документах, инвентарях, зарисовках путешественников и послов, среди них: «Записки о московских делах» С. Герберштейна (1549, Вена), «О религии, жертвоприношениях, свадебных, погребальных обрядах русинов, московитов и татар. Из работ разных писателей…» Я. Лосицкого (1582, г. Спир, Германия, на латинском языке).
Присоединение Белоруссии к России привлекло внимание российской общественности к жизни и культуре белорусов. Появились «Описание Кричевского графства…» А. Мейера (написано в 1786, опубликовано в 1901), заметки экспедиций в Белоруссию академиков И. И. Лепёхина, В. М. Севергина. Позже исследования проводили Российская АН, Московское общество истории и древностей Российских, кружок Н. П. Румянцева. Наиболее полно духовная культура белорусов представлена в коллекции «Белорусский архив» П. В. Киреевского.
17. 49. Этнологическое изучение Беларуси в советский период (1920-1980-е гг.).
После 1917 года начался новый этап белорусской этнографии. Этнографы участвовали в национальном районировании и определении государственных границ республики. В образованном в Москве (1918) Белорусском народном университете Д. Н. Анучин, Н. А. Янчук и В. И. Пичета читали лекции по этнографии и истории Белоруссии. Е. Ф. Карский, Добровольский, Янчук, Сержпутовский активно включились в организацию этнографических центров в Белоруссии. Широко развернулось краеведческое движение, в Инбелкульте образовано Центральное бюро краеведения (1924), кафедра этнографии (1927), велась активная экспедиционная работа. Закончил фундаментальное исследование «Белорусы» (т. 1—3, 1903—22) Е. Ф. Карский, вышли «Белорусская этнография в опытах и материалах» (т. 1—5, 7, 1926—1930), труды Сержпутовского, Сербова, А. А. Шлюбского, Н. И. Лебедевой и др.
18. 50. Этнологические исследования Беларуси на современном этапе (1990-е - начало ХХІ века).
С конца ХХ – первых десятилетий ХХІ в. в Беларуси идет процесс формирования национальной этнологической школы. Во многом он обусловлен появлением на международной арене независимого государства – Республики Беларусь. Задачи государственного строительства определили круг важнейших проблем белорусской этнологической науки. Это установление закономерностей формирования этнической и национальной идентичности жителей молодой страны; определение роли и значения этнических традиций в становлении современной белорусской культуры; выявление этнокультурных особенностей регионов и популяризация этнокультурного наследия для туристической деятельности; ряд других проблем, которые изучаются отечественными этнологами на современном этапе. Одно из первых этнологических исследований, начавшихся в 1990-х гг., было посвящено созданию атласа «Народы Беларуси» (научный руководитель – членкорреспондент НАН Беларуси В.К. Бондарчик). Была проведена значительная поисковая работа, в основе которой лежал анализ и систематизация данных переписи населения республики более чем за 100 лет, начиная с 1897 г. и заканчивая 1999 г.; собраны и систематизированы этноконфессиональные сведения о населении нашей страны. В 1999 г. В.К. Бондарчик опубликовал обобщающую работу о 200-летнем историографическом наследии белорусской этнологии.
19. 52. Историко-этнографические регионы Беларуси. Региональные особенности материальной культуры белорусов.
В соответствии с историческими, этнокультурными и лингвистическими критериями на территории Белоруссии выделяется шесть историко-этнографических регионов: Северный (Поозерье), Восточный (Поднепровье), Центральный, Северо-Западный (Понеманье), Восточное Полесье и Западное Полесье. Большую роль в формировании историко-этнографических регионов Белоруссии сыграли социально-экономические факторы. Границы историко-этнографических ареалов близко соотносятся с границами основных диалектов белорусского языка. С современным административным делением исторически сложившиеся этнографические регионы соотносятся следующим образом:
Северный (Поозерье) - территория Витебской области (кроме Дубровенского, Оршанского и Толочинского районов), а также часть северных районов Минской области.
20. 53. Традиционные занятия белорусов: земледелие и животноводство.
Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных — двухполье.
21. 55. Типы поселений, застройка усадьбы, хозяйственные и производственные постройки на Беларуси. Планировка и интерьер белорусской хаты.
В белорусской деревне преобладали три вида усадеб: веночная, погонная и двор с несвязанными постройками. При позднейшем дроблении семей дворов стало значительно больше. А вообще малодворность была характерной для белорусской деревни до конца XIX в. Крестьянские усадьбы были достаточно широкими, в среднем метров по 60-70. Размер усадьбы (включая сад и огород) зависел от размеров участка: от половины гектара до двух. Сады были небольшими: около 10 яблонь, 5-6 грушевых деревьев, нескольких кустов смородины, крыжовника. За садом не ухаживали, он рос сам по себе.
Богатый крестьянский двор состоял из жилого дома — хаты, клети, хлева, конюшни, гумна, сеновала, адрыны, бани. Но таких дворов было немного. К началу XX в. ослабла патриархальность семьи, авторитет старшего стал не таким непререкаемым. Появились семьи из двух поколений. У иной семьи было до десяти коней, трёх коров, двадцати овец, пяти свиней, множество кур, гусей. У большинства же одна лошадь, корова, две овцы, свинья, несколько кур.
22. 60. Семейная обрядность белорусов: родильно-крестильная и похоронная.
Обычаи и обряды родильного цикла играли огромную роль с древнейших времен. Нельзя забывать, что первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжительности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным условием существования рода. События, связанные с этим, возводились в культ. Обряды родильного цикла существуют тысячелетия и являются древнейшими в истории человечества. Главный смысл родильного цикла определялся заботой о рождении здорового ребенка и сохранении жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов, почти не видоизмененных под влиянием церкви.
23. 61. Семейная обрядность белорусов: свадебная.
Обычным возрастом вступления в брак были 18-27 лет[9].
Обычай белорусской народной свадьбы имеет много общего с традициями других славянских народов; она проходила в три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый этап включал комплекс обрядов общеславянского или регионального значения[9].
Всё начиналось со сватовства (свацьбы). Сваты и родители жениха, входя в дом девушки, выражались иносказательно: «Вот вам хлеб-соль и гарэлку, а нам отдайте красную девку» или «У нас голубок, а у вас голубка, и мы хочем судьбы их соединить». Имел место выкуп невесты без участия жениха[10]. Если родители соглашались, то вызывали дочь и спрашивали о согласии[11]. До начала колхозного строительства мнение молодых редко спрашивали.
24. 63. Белорусское устно-поэтическое творчество.
Одним из самых ценных сокровищ духовной культуры белорусского народа, созданной за многие столетия, является устное поэтическое творчество. В нем отразились думы и чаяния трудящихся, их героическая борьба против социального и национального гнета, многогранная жизнь народа, передовые идеи своего времени. Белорусскому фольклору присуще высокое художественное мастерство. Благодаря глубокому обобщению трудового опыта и явлений общественной жизни> устное поэтическое творчество в течение многих веков было для широких масс источником знаний об окружающем мире и своеобразным кодексом морально-бытовых, этических норм. Вся история белорусской культуры — свидетельство огромной роли фольклора в развитии национальной литературы, театра, других видов искусства. Ярким примером этому может служить творчество классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа.
25. 65. Народное декоративно-прикладное искусство белорусов.
Эстетические устремления белорусов, их взгляды и представления, особенности менталитета нашли своё отражение в разных видах художественного творчества, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве – равноправной и очень важной области народной художественной культуры. Как и у многих других народов, развивалось и бытовало оно главным образом в рамках удовлетворения непосредственных бытовых и жизненных нужд.
Усиление декоративности многих видов народного искусства белорусов наблюдается с конца XIX в. в связи с социально-экономическими изменениями в народном быту. Традиционный интерьер жилища начинают заполнять художественные ткани, декоративная керамика, резные вещи. с ними органически сочетаются и новые виды народного искусства: ажурные вырезки из бумаги (вытинанки), соломенная аппликация на ткани, роспись по дереву, стеклу, полотну и др.
26. 66. Этнические группы и межэтнические отношения в Беларуси.
Характеристика национальной структуры населения Беларуси по материалам первой послевоенной переписи населения (1959 г.) в ее современных границах выявила следующую картину: белорусы (81,1%), русские (8,2%), поляки (6,7%), евреи (1,9%), украинцы (1,6%), татары (0,1%) и другие этносы (0,4%). Национальная структура населения Беларуси по переписи 1970 г. представлена: белорусами (81,0%), русскими (10,4%), поляками (4,3%), украинцами (2,1%), евреями (1,6%), татарами (0,1%) и другими этносами (0,5%). В 1979 г. ее национальная структура включала: белорусов (79,4%), русских (11,9%), поляков (4,2%), украинцев (2,4%), евреев (1,4%), татар (0,1%) и других этносов (0,6%). И, наконец, последняя советская перепись 1989 г. дала такой же порядок основных этносов Беларуси с небольшими изменениями: уменьшился удельный вес белорусов, которые составили 77,9%; доля русских возросла до 13,2% (самого высокого показателя в истории Беларуси); удельный вес поляков уменьшился на 0,1 процентный пункт и составил 4,1%; значительно увеличился удельный вес украинцев – до 2,9%; значительно уменьшился удельный вес евреев – до 1,1%; татары составляли как и в 1959, 1970 и 1979 гг. 0,1%; удельный вес остальных (более 120) этносов составил 0,7% [4]. Характеризуя сложившуюся в Беларуси этническую ситуацию, отметим, что среди преобладающих этносов в стране – это, во-первых, славянские народы (белорусы, русские, поляки и украинцы): в 1959 г. их удельный вес составил 97,6%, в 1970 г. – 97,8%, в 1979 г. – 97,9% и в 1989 г. – 98,1%. Во-вторых, они принадлежат к народам, которые исторически исповедуют христианскую религию.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты