1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в первое послевоенное десятилетие (1918-1929 гг.).
2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1929 – 1939 гг.
3. Страны Латинской Америки в системе международных отношений 1920 - х-30-х гг.
4. Последствия революции 1910-1917 гг. и установление режима “революционного каудилизма” в Мексике.
5. Мексика в период президентства П.Э. Кальеса (1924-1928 гг.).
6. Мировой экономический кризис и реформы Л. Карденоса в Мексике.
7. Социально-экономическое и политическое развитие Бразилии в 1920-е гг.
8. Последствия мирового экономического кризиса для Бразилии и переворот 1930 г.
9. Бразилия в 1930-х – п.п. 1940-х гг.: от правительства Либерального Альянса к “новому государству”.
10. Реформы правительства Радикального гражданского союза в Аргентине в 1920-х гг.
11. Последствия мирового экономического кризиса для Аргентины и переворот 1930 г.
12. Аргентина в 1930-х: консервативный вариант государственного регулирования экономики и политическая борьба.
13. Чили от либеральных реформ А. Алесандри до революционного кризиса нач. 1930-х гг.
14. Создание Народного фронта в Чили и политика его правительства.
15. Куба в межвоенное время.
16. Перу в межвоенное время.
17. Страны Латинской Америки в годы Второй мировой войны.
18. Основные тенденции социально-экономического развития Латинской Америки в 40-начале 90-х гг.
19. Борьба демократических и авторитарных тенденций в политической жизни Латинской Америки во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг.
20. Демократическая альтернатива в латиноамериканских странах в конце 50-х – начале 70-х гг. и её провал
21. Кризис диктаторских режимов в странах Латинской Америки в 80-е гг. и их падение.
22. Проблема демократического развития стран Латинской Америки в 80-90-е гг.
23. Взаимоотношения стран Латинской Америки и США (вторая половина 20 – начало 21 века).
24. Проблемы экономического и политического развития стран Латинской Америки на рубеже 20-21 веков.
25. Сандинистская революция в Никарагуа.
26. Перуанская революция 1968 г.
27. Гражданская война в Сальвадоре 1980-1992 гг.
28. Революционные процессы в Гватемале (1944-1954 гг.).
29. Революция в Боливии в 1952 г.
30. Панамский кризис и интервенция США в Панаме в 1989 г.
31. Социально-экономическое развитие и политическая борьба в Чили в 40-е – начале 60-х годов
32. Правление ХДП и демократическая альтернатива в Чили в 60-е гг.
33. Чили под властью Народного Единства.
34. Военная диктатура Пиночета и социально-экономическая модернизация Чили.
35. Падение диктатуры Пиночета и развитие Чили в 90-х гг
36. Аргентина в 1943-1955 гг.
37. Проблемы социально-экономического развития и политическая борьба в Аргентине в 1955-1973 гг.
38. Аргентина в период правления ХДО и военной диктатуры 1976-1983 гг.
39. Становление демократии и либерализация экономики Аргентины в середине 80-х – 90-е гг.
40. Колумбия во второй половине 20 века.
41. Венесуэла во второй половине 20 века.
42. Мексика во второй половине 40-х – 60-е гг.
43. Мексика в 1970-х – 1988: попытки экономических и политических реформ.
44. Мексика в конце 80-90-х гг.
45. Национальный реформизм и импортозамещающая индустриализация в Бразилии во второй половине 40-х – первой половине 60-х годов.
46. Бразилия в условиях военной диктатуры 1964-1970-х гг.
47. Движение Бразилии к демократии и экономическое развитие в 80-90-е гг.
48. Революция на Кубе в 1959 г. и строительство социализма в стране.
49. Куба во второй половине 70-90-х гг.
50. Культура Латинской Америки в 20 в.
1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в первое послевоенное десятилетие (1918-1929 гг.).
С началом первой мировой войны большинство латиноамериканских стран заявили о своем нейтралитете, некоторые из них разорвали дипломатические отношения с государствами Тройственного союза. 8 стран — Бразилия и республики Центральной Америки (Гаити, Гондурас, Гватемала, Коста-Рика, Куба, Никарагуа, Панама) объявили о состоянии войны с Германией, остальные продолжали сохранять нейтралитет. В политическом развитии латиноамериканских государств обозначились различные тенденции, главными из которых стали диктатуры, консерватизм, буржуазно-либеральный реформизм, «революционный каудильизм».
2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1929 – 1939 гг.
Мировой экономический кризис, или «великая депрессия» 1929–1933 гг., разрушил экономическое процветание центров мирового капиталистического хозяйства и стабильность его латиноамериканской периферии. В годы кризиса резко сократился спрос на продовольственную и сырьевую продукцию стран Латинской Америки, что уменьшило почти в три раза стоимость их экспорта. Значительное сокращение доходов от экспорта повлекло за собой комплекс неблагоприятных последствий: банкротство промышленных предприятий, банков и торговых компаний, финансовый кризис, стойкий дефицит торгового и платежного балансов, падение национального производства.
3. Страны Латинской Америки в системе международных отношений 1920 - х-30-х гг.
По окончании войны страны Латинской Америки приняли участие в работе Парижской мирной конференции, стремясь расширить свое участие в международных делах. К 1924 г. они вступили в Лигу наций (за исключением Мексики и Эквадора), а Бразилия несколько лет входила в Совет Лиги в качестве непостоянного члена. 20-е годы оказались для стран Латинской Америки довольно благополучными, так как их экспортно-сырьевая экономика продолжала «работать» на удовлетворение устойчивого спроса мирового рынка, принося хорошие доходы. Иностранные инвестиции в латиноамериканскую экономику продолжали расти.
4. Последствия революции 1910-1917 гг. и установление режима “революционного каудилизма” в Мексике.
Прежде всего, говоря о Мексиканской революции, необходимо определиться с хронологией. Начальная дата сомнений не вызывает и является общепризнанной. Это – ноябрь 1910 года, начало восстания против диктатуры Порфирио Диаса. Однако что считать завершением революции? Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Советская и большая часть зарубежной историографии оканчивали историю революции в Мексики 1917-м годом. Иногда даже называлась точная дата – 5 февраля 1917 года – опубликование новой Мексиканской конституции, принятой Учредительным собранием и закрепившей основные революционные преобразования, произошедшие в стране. Другая часть историков склоняется к 1920 году, когда в результате военного переворота к власти пришел генерал Альваро Обрегон, выступавший под лозунгами «защиты революции» и воплощения в жизнь положений Конституции 1917 года и установивший режим «революционного каудильизма» (революционного вождизма – С.О.).
5. Мексика в период президентства П.Э. Кальеса (1924-1928 гг.).
В первый период своего президентства Кальес продолжал начатую его предшественниками политику укрепления национальной независимости Мексики, приведшую к ряду конфликтов с США и Англией. Непосредственной причиной американо-мексиканских конфликтов при Кальесе было, как и при президентах Каррансе и Обрегоне (...), проведение в жизнь § 27 мексиканской конституции, объявлявшего землю и её недра собственностью нации. В 1925-1926 годы Кальес предложил всем нефтяным собственникам (из которых около двух третей составляли американцы) заменить права на владение нефтяными участками договорами об аренде сроком на 50 лет. Американских собственников, отказавшихся от такого обмена, Кальес привлекал к суду.
6. Мировой экономический кризис и реформы Л. Карденоса в Мексике.
П. Элиас Кальес непосредственно влиял на выработку политического курса, основные политические решения принимались только с его одобрения.
Режим «максимата» фактически означал откат мексиканской политики на позиции консерватизма. В 1929 году на основе взаимных уступок достигнуто соглашение с церковью. В том же году по инициативе сверху создаётся Национальная революционная партия, которая встраивается в механизм государственного правления. В 1931 году правительство принимает новый кодекс законов о труде, который по многим положениям уступал предыдущему кодексу.
7. Социально-экономическое и политическое развитие Бразилии в 1920-е гг.
Социальное и политическое развитие Бразилии во многом определялось тем, что страна не знала победоносной буржуазной революции, расчищающей путь для капитализма.
В период Первой республики (1889-1930 гг.) Бразилия представляла собой отсталую, преимущественно аграрную страну, зависимую от империализма. В это время политическая власть Бразилии находилась в руках буржуазно-помещичьей олигархии штатов Сан-Пауло и Минас-Жераис. Ее политическая гегемония основывалась на экономическом могуществе - владении большинством кофейных плантаций страны. Кофе был главной сельскохозяйственной и экспортной культурой Бразилии, дававшей около 70% ее экспорта и являющейся главным источником валютных поступлений. Сан-Пауло и Минас-Жераис являлись основными кофейными районами. “Паулисты”- кофейные плантаторы - собирали более 60% урожая кофе всей страны. [1] Проводимая ею политика валоризации препятствовали развитию других отраслей экономики, сопровождались резким усилением зависимости Бразилии от иностранного капитала.
8. Последствия мирового экономического кризиса для Бразилии и переворот 1930 г.
Экономический кризис, разразившийся в 1929 г. нанес сильнейший удар и по экономике Бразилии. Резко упали цены на кофе. Сократился уровень промышленного производства. Масса людей в городе и деревне потеряла работу, оставшись без средств к жизни. В стране значительно усилились классовые противоречия, активизировалась стачечная борьба трудящихся, выражавших недовольство правлением "кофейной" олигархии и требовавших радикальных перемен. Экономический кризис привел к обострению разногласий, особенно усилившихся в связи с подготовкой к президентским выборам, которые были назначены на 1.03.1930 г.
9. Бразилия в 1930-х – п.п. 1940-х гг.: от правительства Либерального Альянса к “новому государству”.
В 1960 году до начала структурных преобразований в экономике страны её показатель ВВП на душу населения составлял 38% от среднего для ЕЭС. В 1968 году этот показатель достиг 48%, а в 1973 – накануне переворота – составил 56,4%. В 1975 году он снизился до 52,3% и к 1991 году смог вырасти лишь до 54,9%[14].
За период с 1973 по 1988 годы соотношение государственного долга к ВВП Португалии выросло в четыре раза и достигло показателя в 74%.
При сходных значениях инвестиционного коэффициента (24% и 26,7% ВВП до переворота и в 1980-х годах соответственно) их эффективность, как отношение роста ВВП к инвестиционному коэффициенту, до переворота была почти в три раза выше (28,6% против 10,1%)[14].
10. Реформы правительства Радикального гражданского союза в Аргентине в 1920-х гг.
Партия была основана в 1891 году частью членов Гражданского союза (название было выбрано под влиянием фракции радикалов в парламенте III Республики во Франции), после поражения «Революционной хунты» в «Парковой революции». После принятия в 1912 году закона 8871 о всеобщем обязательном избирательном праве для мужчин партия резко увеличила своё представительство в выборных органах. В 1916 году лидер (с 1893 года) партии Иполито Иригойен был избран президентом Аргентины и оставался на этом посту до 1922 года. В 1922-28 президентом был ещё один представитель ГРС Марсело Торквато де Альвеар, представлявший другую фракцию. В 1928 Иригойен вновь стал президентом, но в 1930 году был смещён в результате военного переворота. В 1930-58 ГРС был крупнейшей оппозиционной партией в стране. В 1957 в партии произошёл раскол.
11. Последствия мирового экономического кризиса для Аргентины и переворот 1930 г.
6 сентября 1930 года, в Аргентине произошёл переворот, также известный как сентябрьская революция. Президент Аргентины Иполито Иригойен был свергнут вооружёнными силами, под командованием генерала Хосе Феликсу Урибуру. Во время переворота никто не пострадал.
Это был первый военный переворот, после принятия Конституции Аргентины. Переворот 1930 года стал первым из шести военных переворотов в ХХ веке в Аргентине. Остальные были в 1943, 1955, 1962, 1966 и 1976 годах.
12. Аргентина в 1930-х: консервативный вариант государственного регулирования экономики и политическая борьба.
Неспособность Иригойена управлять страной в условиях кризиса послужила предлогом для государственного переворота; в сентябре 1930 года президент был свергнут. Этот переворот был осуществлен совместными усилиями высших офицеров и гражданских лидеров Консервативной партии (сменившей название на Национально-демократическую), а также оппозиционного крыла радикалов, отделившегося от Радикальной партии. Правительство возглавил генерал Хосе Феликс Урибуру, сторонник авторитарной власти, который предпринял безуспешную попытку установить фашистскую диктатуру в интересах крупных корпораций.
13. Чили от либеральных реформ А. Алесандри до революционного кризиса нач. 1930-х гг.
В 1920 году на президентских выборах победил Артуро Алессандри как кандидат от либеральной коалиции, представлявшей интересы среднего класса и рабочих. При нём в стране были проведены некоторые демократические реформы, в том числе 8-часовой рабочий день и обязательное социальное страхование; была принята новая конституция, провозгласившая основные демократические свободы, церковь была отделена от государства.
14. Создание Народного фронта в Чили и политика его правительства.
Во второй половине 1930-х гг. внутриполитическое положение в Чили и международная обстановка способствовали объединению прогрессивных, демократических, антиолигархических сил. Усиление и закрепление авторитарных методов правления, политика репрессий со стороны правительства А.
Алессандри стимулировали взаимопонимание всех демократических и левых сил.
15. Куба в межвоенное время.
Посредничество американского посла Самнера Велеса не могло предотвратить свержение Мачадо, однако ему удалось свести на нет противостояние народа. Он успешно боролся с забастовкой и секретной политической группировкой ABC и продвинул на пост президента Карлоса Мануэля де Сеспедес (сына), который находился у власти с 13 августа 1933 года по 4 сентября 1933. Сеспедес был свергнут в результате государственного переворота под предводительством сержанта Фульхенсио Батисты. Это восстание было поддержано Студенческим Управлением, и вскоре Батиста был назначен главнокомандующим кубинской армией в звании полковника. Государственный переворот привел к созданию правительства, просуществовавшего всего 6 дней с 4 по 10 сентября 1933 года. Под руководством Студенческого Управления и Батисты оно было преобразовано в Стодневное правительство.
16. Перу в межвоенное время.
Период 1920-1930 гг сказался и несколькими межгосударственными конфликтами, которые были обусловлены неопределенностью границ в труднодоступных регионах. Такие конфликты имели место между Перу и Эквадором, Перу и Колумбией, Перу и Чили. Наиболее серьезными стали вооруженные конфликты между Перу и Колумбией - Летисийська война (1932-1934 гг) за регион Летисия, который открывал выход на Амазонку и через неё в Атлантический океан. В результате войны, закончившейся при посредничестве Лиги Наций, Летисия осталась за Колумбией.
17. Страны Латинской Америки в годы Второй мировой войны.
Ещё до начала сражений США и державы Оси развернули борьбу за влияние в Латинской Америке - в регионе, имевшем огромное стратегическое значение. Во-первых, для Германии он мог бы в перспективе стать естественным плацдармом для нападения на США. Во-вторых, богатая природными ресурсами и не охваченная боевыми действиями Латинская Америка была крайне ценна как источник поставок сырья и продовольствия: нефти, железной руды, меди, ртути, олова, никеля, мяса, пшеницы, сахара, кофе, шерсти, кожсырья и др. На регион тогда приходилось 45% мирового экспорта сахара, 65% мяса, 85% мирового экспорта кофе.
18. Основные тенденции социально-экономического развития Латинской Америки в 40-начале 90-х гг.
После Второй мировой войны положение в экономике латиноамериканских стран было благоприятным для проведения реформ: они имели солидные валютные накопления, выросла их доля в мировой торговле. Эти факторы были использованы правительствами стран Латинской Америки для проведения импортозамещающей индустриализации. Реформы проводились под умеренно националистическими лозунгами, которые пользовались определенной поддержкой населения. Это способствовало формированию в этих странах популярных, но авторитарных режимов.
В 50-60 годах начался новый этап социально-экономического развития стран Латинской Америки. Ресурсы для проведения импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственный бюджет с большим трудом справлялся с необходимостью поддержать государственный сектор экономики. Крупные государственные бюджетные дефициты были вызваны осуществлением слишком амбициозных проектов.
19. Борьба демократических и авторитарных тенденций в политической жизни Латинской Америки во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг.
США в период 40-60-х годов были озабочены лишь одним: предотвращением проникновения СССР в Латинскую Америку. Для осуществления этого США делали ставку на усиление военного потенциала и военно-политическое сотрудничество со странами Латинской Америки. В это время было заключено соглашение о коллективной безопасности (1948 p.), создана Организация Американских Государств (1948 p.). Американцы перевооружили местные армии и создали новую военную элиту, которая прошла подготовку в США. При этом США мало беспокоили проблемы внутренней жизни этих стран, если там не было непосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. США устраивали в этих странах режимы, которые полностью зависели от них, вроде Батисты на Кубе, или Сомосы в Никарагуа.
20. Демократическая альтернатива в латиноамериканских странах в конце 50-х – начале 70-х гг. и её провал.
Сближение с СССР дало Кастро образец идеальной, с его точки зрения, государства. В 60-е годы на Кубе были фактически отменены деньги и введен прямой продуктообмен. Кастро считал, что Латинская Америка уже созрела для социалистической революции, и пытался, правда безрезультатно, раздуть революционный пожар на континенте. Во время одной из таких попыток погиб в Боливии сподвижник Кастро - Эрнесто Че Гевара.
21. Кризис диктаторских режимов в странах Латинской Америки в 80-е гг. и их падение.
Интервенционистская политика США породила широкие антиамериканские настроения в Латинской Америке, которые в 70-е годы достигли апогея.
Радикальное изменение ситуации произошло, когда президентом США стал Джимми Картер, который в основу внешней политики положил тезис о недопустимости нарушения прав человека. Картер, в частности, после длительных и сложных переговоров подписал с Панамой соглашение о передаче ей канала, который был в собственности США. Это был шаг, который устранил одно из главных источников недовольства латиноамериканской политикой США. Благодаря такой политике США диктаторские режимы потеряли поддержку и их падение стало делом времени. Первым пал диктаторский режим Сомосы в Никарагуа.
22. Проблема демократического развития стран Латинской Америки в 80-90-е гг.
К середине 80-х годов в оппозиции складывается два полюса притяжения: один — вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (за любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, — вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения). А. Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное -проведение свободных президентских и парламентских выборов. Большую роль в борьбе с диктатурой Пиночета сыграла католическая церковь. Итогом эволюции режима Пиночета стал референдум в октябре 1988 г., на который был вынесен вопрос о предоставлении Пиночету президентских полномочий на очередной 8-летний срок. 53% чилийцев проголосовали против диктатора.
23. Взаимоотношения стран Латинской Америки и США (вторая половина 20 – начало 21 века).
Общее историческое прошлое, схожесть экономических процессов, языковая и культурная близость стали тем основанием, на котором после Второй мировой войны активно развивались интеграционные процессы в Латинской Америке.
Первым шагом на этом пути стало политическое сотрудничество государств Западного полушария. В сентябре 1947 г. 20 стран Америки подписали в Рио-де-Жанейро Межамериканский договор о взаимопомощи. В 1948 г. на IX Межамериканской конференции в Боготе была создана организация Американских Государств (ОАГ). Там же было принято "Заявление о сохранении и защите демократии в Америке", которая имела антикоммунистическую направленность. ОАГ санкционировала вмешательство во внутренние дела стран, которым угрожала коммунистическая опасность.
24. Проблемы экономического и политического развития стран Латинской Америки на рубеже 20-21 веков.
В 1990-е гг. из-за прекращения помощи СССР Куба пережила тяжёлый экономический и энергетический кризис. В начале XXI в. страна вышла из изоляции благодаря союзу с левыми лидерами Латинской Америки.
В 1990–1993 гг. в Никарагуа, Сальвадоре и Гватемале было достигнуто соглашение о «национальном примирении». Были проведены свободные выборы, на которых победили либеральные партии. Президентом Никарагуа стала вдова П. Чаморро Виолетта Чаморро. Были проведены умеренные реформы, но в целом, несмотря на жертвы, основные социальные проблемы этих стран решены не были.
К началу XX в. для экономики региона были характерны некоторые особенности. Во-первых, сохранялась многоукладность в экономике, в которой капиталистический способ производства переплетался с мелкотоварным, патриархальным хозяйством и даже первобытно-общинным строем индейских племен, которые сумели выжить в колониальный период.
25. Сандинистская революция в Никарагуа.
В 60-е – первой половине 70-х годов в Никарагуа царил диктаторский режим, опиравшийся на Национальную гвардию (вооруженные силы), репрессивный полицейский аппарат, военную помощь США. С 1967 г. страной правил Анастасио Сомоса – второй сын убитого в 1956 г. основателя династии диктаторов Анастасио Сомосы-отца. Жестоко пресекались проявления оппозиции. Правительство Никарагуа активно поддерживало интервенционистские акции США в регионе.