Формирование умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур осязательно-двигательным путем Статья
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Статья
на тему: «Формирование умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур осязательно-двигательным путем»
по дисциплине: «Математика»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
25.00 BYN
Формирование умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур осязательно-двигательным путем
Тип работы: Статья
Дисциплина: Математика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 5.
Поделиться
Введение
Актуальность темы
Основная часть
Заключение
Список используемых источников
Актуальность темы
Основная часть
Заключение
Список используемых источников
Введение
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из самых сложных предметов в школе является математика.
Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из самых сложных предметов в школе является математика.
Математика предоставляет огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются основой для формирования математического мышления в будущем, и формирование такого мышления является залогом успешного овладения математическим содержанием обучения детей дошкольного возраста.
К тому времени, как они поступают в школу, дети должны овладеть относительно широким кругом взаимосвязанных знаний о множественности и числе, форме и величине, а также научиться ориентироваться в пространстве и времени. Мы можем сделать вывод о том, что успешное математическое обучение является залогом для успешного обучения в школе в дальнейшем.
Одной из важнейших задач в подготовке детей к школе является обеспечение их базовыми математическими представлениями, навыками и умениями. Способность правильно определять размер, форму, пространственное положение субъектов – одна из составляющих основы математического развития детей дошкольного возраста.
Дети знакомятся с базовым образовательным содержанием курса «Геометрические фигуры и тела» в повседневной жизни, через естественную деятельность для дошкольников – в игре. Знакомство с размерами, формой и пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенчества. Он сталкивается на каждом шагу с тем, что необходимо учитывать размеры и форму объектов, правильно ориентироваться в пространстве [1, с.66].
Актуальность темы
Oбусловлена тем, что дошкольники спонтанно интересуются математическими категориями: числом, формой, временем, пространством, размерами, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, организовывать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Oбусловлена тем, что дошкольники спонтанно интересуются математическими категориями: числом, формой, временем, пространством, размерами, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, организовывать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в смысле сенсорного восприятия форм геометрических фигур и их использования в качестве эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их конструировании, т.е. собственно геометрического материала.
Объект исследования: умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур.
Предмет исследования: особенности формирования умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур.
Цель исследования: изучить особенности формирования умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур осязательно-двигательным путем.
Основная часть
Формирование элементарных математических понятий предполагает ознакомление детей с геометрическими фигурами и их свойствами. Одной из задач дошкольного образования является формирование представлений о геометрических фигурах.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами с их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и их использования в качестве эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, а именно в действительности геометрического материала [2, с.78].
При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментально. Отсюда вытекают особенности организации деятельности детей, выбора методов: практических и визуальных (упражнения и практические работы, а также необходимость организации детского моделирования исследуемых фигур.
Ребенок дошкольного возраста проходит два этапа обучения на геометрических фигурах. Дети дошкольного возраста, которые находятся на втором этапе обучения, и оно должно быть посвящено формированию систематических знаний о геометрических фигурах и развитию их начальных техник и методов «геометрического мышления» [3, с.99].
В развитии «геометрических знаний» среди детей можно проследить несколько различных уровней. Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми в целом, ребенок еще не умеет различать в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая фигуры, каждая из них воспринимается отдельно.
На втором уровне ребенок уже идентифицирует элементы на рисунке и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, но пока не осознает общности между фигурами. На третьем уровне ребенок способен установить связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.
Знание геометрических фигур, их свойств и взаимосвязей расширяет горизонты детей, позволяет им более точно и многогранно воспринимать форму окружающих объектов, что положительно влияет на их продуктивную деятельность (рисование, моделирование).
Действия по трансформации фигур имеют большое значение для развития геометрического мышления и пространственных представлений. Все это развивает пространственные понятия и зарождения геометрического мышления детей, формирует в них способность наблюдать, анализировать, подводить итоги, выделять самое главное, существенное и в то же время воспитывать такие качества, как целеустремленность, настойчивость [4, с.12].
Необходимо отметить, что уже в дошкольном возрасте дети начинают понимать взаимосвязь между различными геометрическими формами, их знания обогатились представлениями различных геометрических фигур, а представления были систематизированы: дети узнали, что одни формы оказываются подчиненными другим, например, понятие четырёхугольника обобщает такие понятия, как квадрат, прямоугольник, трапеция и другие, а понятие многоугольника обобщает все четырёхугольники, все треугольники, пятиугольники и т.д., независимо от их размера и вида. Такие взаимосвязи и обобщения, которые являются вполне доступными для детей, поднимают их умственное развитие на новый уровень и готовят их к изучению научных концепций в школе.
Особенности программного обеспечения по развитию геометрических представлений у детей дошкольного возраста отвечают определенным целям и задачам развития и формирования математических представлений.
Цель: формирование представлений о математических характеристиках окружающего мира, интерес к математике.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что развитие представлений о геометрических формах у детей дошкольного возраста происходит при освоении перцептивной и интеллектуальной систематизации геометрических форм. Одной из важнейших задач подготовки детей к школе является развитие базовых математических понятий, навыков и умений. Способность правильно определять размер, форму и пространственное положение предметов является одной из составляющих основы математического развития детей дошкольного возраста.
Анализ литературных источников показал, что развитие представлений о геометрических формах у детей дошкольного возраста происходит при освоении перцептивной и интеллектуальной систематизации геометрических форм. Одной из важнейших задач подготовки детей к школе является развитие базовых математических понятий, навыков и умений. Способность правильно определять размер, форму и пространственное положение предметов является одной из составляющих основы математического развития детей дошкольного возраста.
Освоение детьми базового образовательного содержания курса «Геометрические формы и тела» осуществляется в повседневной жизни, через естественную деятельность для дошкольника - в игре. Знакомство с размерами, формой и пространственными ориентирами начинается очень рано, уже с младенчества. На каждом шагу он сталкивается с тем, что необходимо учитывать размеры и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.
Еще до проведения регулярных занятий учитель организует игры для детей со строительными материалами, наборами геометрических фигур и геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детьми различных геометрических фигур и дать им правильное название. На уроках детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура обучается в сравнении с другой.
Из этого видно, что целенаправленная деятельность преподавателя по формированию геометрических представлений создает благоприятные условия как для успешного освоения курса математики в целом, так и для развития мыслительных процессов, самостоятельности.
Программный анализ формирования умения детей дошкольного возраста элементарного обследования геометрических фигур осязательно-двигательным путём представляет собой формирование определенной цели и задач, которые определяют особенности формирования программы развития данных умений у детей дошкольного возраста.
Важной задачей является научить детей сравнивать формы предметов с геометрическими формами как стандартами предметной формы. Работа по сравнению формы предметов со стандартами геометрической формы осуществляется в два этапа.
На первом этапе необходимо научить детей на основе прямого сравнения объектов с геометрическими формами давать словесное определение формы объектов.
На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму частей (дом, автомобиль, снеговик, петрушка и т.д.). Игровые упражнения проводятся с целью научить детей визуально разделять предметы на части определенной формы и воссоздавать объект из частей. Такие упражнения с разрезанными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне класса.
Методическими особенностями обучения детей являются такие как применение множества различных способов и средств, которые способствуют формированию умения различать геометрические фигуры и определять особенности развития математических свойств личности ребенка дошкольного возраста.
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Просвещение, 2011. – 298 с.
2. Бартковский, А., Лыкова И. Цветная геометрия / И. Лыкова. –– М.: Академия, 2008. – 256 с.
3. Белошистая, А.В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие / А.В. Белошистая. – М.: Айрис–Пресс, 2005. – 320 с.
4. Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду / Ф.Н. Блехер. – М.: Академия, 2005. – 247 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 289 с.
6. Венгер, Л.А. Психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2011. – 245 с.
7. Давайте поиграем: математические игры для детей / ред. А.А. Столяра. – М.: АСТ, 2006. – 56 с.
8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Форум, 2008. – 278 с.
9. Ерофеева, Т.Н. Математика для дошкольников / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика–Синтез, 2006. – 232 с.
10. Житомирский, В.Г. Путешествие по стране Геометрии / Л.Н. Шеврин. – М.: Академия, 2011. – 278 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 5.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты