ОРГАНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Список цитируемых источников
ОРГАНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА
Введение.
Конкретные обстоятельства отношений, возникающих в сфере гражданства, четко определяют необходимость их надлежащего правового регулирования. В дополнение к детализации вопроса о гражданстве как обосновании, методах получения и прекращения гражданства, принципах гражданства, процедурах производства и других вопросах важно определить предмет для решения вопросов гражданства. Учитывая особую важность гражданства и сложность вопроса получения и прекращения гражданства, их решение может быть поручено только строго определенным государственным учреждениям, полномочия которых установлены законом.
Вопрос о гражданстве должен решаться уполномоченными государственными учреждениями, поскольку только эти учреждения обладают набором прав, ограниченных государством для решения проблем, возникающих в их сферах деятельности. Этим учреждениям поручено заниматься практическими вопросами, регулирующими вопросы гражданства, в соответствии с которыми они участвуют в правоприменительной деятельности, то есть выступают в качестве органа-исполнителя для реализации законодательных положений по решению вопросов гражданства.
В связи с этим законодательство любого государства определяет его компетенцию, в том числе орган по решению вопросов гражданства, объем его полномочий, процесс принятия решений и апелляций и другие необходимые вопросы.
Основная часть.
Так, Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о гражданстве) предусмотрены следующие органы, ответственные за гражданство: Президент Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции контроля и надзора в сфере иммиграции, их территориальные органы и органы, ответственные за иностранные дела, а также дипломатические и консульские органы Российской Федерации, расположенные за пределами территории Российской Федерации [2].
В то же время российская модель всей системы является традиционной для постсоветского пространства и представлена в большинстве стран СНГ. Что касается стран дальнего зарубежья, то из-за разнообразия институциональной системы, отвечающей за рассмотрение дел о гражданстве в России, она имеет лишь редкую общую черту. Например, в Болгарии вопрос о гражданстве возлагается на Президента и Министерство юстиции, в Греции – на мэра, Министерство по делам общин и Министерство внутренних дел, в Австрии – на Федеральное правительство штата и Министерство внутренних дел. В Канаде вопросами гражданства занимается Национальный секретариат, в состав которого входят Бюро по вопросам гражданства Австралии, Департамент иммиграции и межэтнических отношений, в Соединенных Штатах – суд. Система органов власти Китайской Народной Республики в области защиты граждан представлена муниципальным и окружным бюро общественной безопасности [1, с.98].
Возвращаясь к российской институциональной системе, ответственной за дела о гражданстве, следует отметить, что одна из ее особых должностей принадлежит Президенту Российской Федерации, что обусловлено его статусом главы государства, его персонификацией и соответствующими широкими полномочиями в области власти и российского гражданства. Кроме того, решение вопроса о гражданстве является конституционной компетенцией Президента Российской Федерации, которая определяется специальной нормой Конституции Российской Федерации, которая содержится в пункте «а» статьи 89, который установлен в Федеральном законе о гражданстве [2].
Следует отметить, что в данном случае Президент Российской Федерации должен рассматриваться не только как персонифицированный орган государственной власти, но и как группа государственных институтов, выполняющих консультативные и организационно-технические функции в решении проблем российских граждан. Важная роль Президента Российской Федерации в решении вопроса о гражданстве обусловлена утверждением Президентом Российской Федерации в соответствии с его указом Положения о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве Российской Федерации [3], которое предусматривает административную процедуру, форму административных документов, как руководство к действию соответствующих компетентных органов при решении вопроса о гражданстве Российской Федерации.
В целях осуществления своих полномочий по решению вопроса о гражданстве Президент Российской Федерации учредил Комиссию по гражданству, которая является консультативно-совещательным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации полномочий Главы государства по решению вопроса о гражданстве Российской Федерации и предоставлению политического убежища. Статус Комиссии и ее состав определяются Положением о Комиссии по делам граждан при Президенте Российской Федерации.
1. Маркина, Е. Конституционное право России / Е. Маркина, М. Б. Смоленский, Л. Ю. Клюшкина. – М.: КноРус, 2020. – 232 с.
2. О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон, 31 мая 2002 г., № 62-ФЗ : в ред. от 13.07.2020 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
3. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации, 14 нояб. 2002 г., № 1325 : в ред. от 12.10.2020 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.
4. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава : Указ Президента Российской Федерации, 14 нояб. 2002, № 1318 : в ред. от 25.07.2014 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2021.