АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список литературы
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены актуальные методики, применяемые во время уроков на этапе начального образования.
Ключевые слова: начальное образование, актуальные методики, развитие личности ребенка, обучение учащихся младших классов.
Цель современного образования на начальном этапе обучения заключается в развитии личности младшего школьника, выявлении его творческих возможностей, сохранении физического и психического здоровья ребенка. Несомненно, начальное образование на данном этапе развития имеет ряд положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; активно используется зарубежный опыт. Однако обучение будет наиболее успешным лишь с использованием различных методик. О наиболее актуальных из них сегодня и пойдет речь [3].
Обучение учащихся начальных классов в системе общего образования Республики Беларусь осуществляется по традиционным методикам и в соответствии с новыми развивающимися программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Несмотря на различия этих методик, они преследуют одну и ту же цель: освоение учащимися начальной школы необходимого объема знаний и получение практических навыков, предусмотренных образовательными стандартами Республики Беларусь.
Современным обществом выдвигаются все новые и новые требования к содержанию, принципам и методикам обучения на различных его уровнях, включая и начальное образование. Во всех образовательных учреждениях педагогами используются современные технические ресурсы и технологии обучения, которые помогают реализовать социальные требования к содержанию образовательного процесса. В ходе обучения используются определенные технологии его организации, что определяет использование конкретных методик и средств в деятельности педагога, ориентированных на достижение положительного образовательного эффекта [1].
Традиционная методика начального обучения существовала достаточно долгое время и, следует отметить, что ее результаты были очень впечатляющими. Однако на современном этапе развития общества актуальность традиционной методики утрачивается. Это обусловлено следующими факторами:
1. У детей отсутствует мотивации к обучению. Они выполняют одни и те же упражнения, которые со временем им порядком надоедают, что приводит, в конечном счете, к потере интереса к учебному процессу.
2. В связи с отсутствием у детей мотивов к познанию происходит развитие у них невнимательности, плохого поведения, непосещения занятий, и, как следствие, плохой успеваемости.
3. Неспособность детей применять известные им методы решения задач при их иной, нестандартной формулировке [2].
Современное общество предполагает использование методик развивающего обучения, которые исключают зазубривание и выполнение одних и тех же заданий. Основа таких методик заключается в личностно-ориентированном подходе к обучению, который призван к развитию в ребенке любознательности, самостоятельности, инициативности, а также творческих задатков.
Целью современных развивающих методик является формирование личности, наделенной неординарным мышлением и способной применять свои идеи на практике [1].
Развивающая методика обучения призвана:
1) формировать полноценную, всесторонне развитую личность ребенка;
2) раскрывать природные задатки и творческий потенциал младшего школьника.
В современной начальной школе, которая работает по методике развивающего обучения, личность ребенка и его развитие занимает приоритетное место в организации образовательного процесса. В связи с этим среди наиболее актуальных методик начального образования можно выделить следующие:
1. Нетрадиционное начало урока, которое задает эмоциональный настрой на урок. Это может быть эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент в начале урока, ребус, загадка, анаграмма и так далее.