ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Современный человек, в особенности подросток, часто подвергается различного рода стрессовым ситуациям. Да что уж там говорить! Не только подростки, но и взрослые люди живут, испытывая стресс на регулярной основе. Такое состояние чаще всего связано с определенными факторами и угрозами:
1) Политическими. Проблемы в стране, военное положение, выборы;
2) Информационными. В особенности трагедии, катастрофы, война, смерти, статистика по коронавирусу;
3) Социально-экономическими. Уменьшение заработной платы, повышение курса доллара и других валют в банке, увольнение, поиск работы, невозможность прокормить детей и прочее.
Человек всегда будет переживать за всё, что происходит в стране и в жизни как его, так и в общественной. Поэтому очень важно научиться регулировать свои эмоции. Ведь это считается главным фактором, который определяет благополучие личности и его успешное функционирование.
Согласно Томпсону, регуляция эмоций – совокупность всех процессов, отвечающих за наблюдение, оценку, изменение различного рода реакций. В особенности изучение их сильных и временных характеристик для достижения установленных целей [5].
Следовательно когнитивная регуляция эмоций может позволить человеку удерживать контроль над своими чувствами под воздействием, после опасности или стресса. Это способность осозновать, понимать и принимать свои настроение, ощущения и чувства. Возможность употреблять данные знания в управлении собственным поведением и отношениями с окружающими [4].
Существует девять способов, позволяющих держать власть над чувствами. Они делятся на эффективные и деструктивные стратегии. Первая группа способов помогает человеку позитивно мыслить, не смотря на негативное событие, которое имеет место быть в жизни подростка. Это принятие плохого явления, смирение с ним; оптимистичная перефокусировка; переоценка события в позитивную сторону; рассмотрение его в перспективе [7].
1) Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка / И.А. Буровихина // Сициальная ситуация развития как условие формирования образа мира современного подростка : Автореф. дис. … канд. психол. наук / И.А. Буровихина. – М., 2013. – 199 с.
2) Власова, Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) / Н.В. Власова // Психологическая наука и образование psyedu.ru : статья / Н.В. Власова. – М. : Москвский государственный психологический университет, 2017. – Том 9. – № 2. – С. 70-83. – [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/88330/psyedu_2017_n2_Vlasova.pdf
3) Гиссенский личностный опросник / [Электронный ресурс] // Энциклопедия психодиагностики PsyLab.info : электронная статья. – Режим доступа: https://psylab.info/Гиссенский_личностный_опросник
4) Падун, М.А. Регуляция эмоций и её нарушение / М.А. Падун // Психологические исследования Psystudy.ru : статья / М.А. Падун. – Москва : Институт психологии, Российская академия наук, 2015. – Т. 8. – № 39. – [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1089-padun39.html
5) Писарева, О.Л. Актуальные психологические исследования / О.Л. Писарева // Электронная библиотека БГУ : статья / О.Л. Писарева, А. Гриценко. – Минск, 2010. – 5 с. – [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/8816/1/pages%20from%20ph%26ss_2011-2.%2064-69pdf.pdf
6) Польская, Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Структура и функции самоповреждающего поведения : статья. – Т. 35. – № 2. – Москва : Психологический журнал, 2014. – С. 45-56.
7) Рассказова, Е.И., Леонова, А.Б., Плужников, И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций / Е.И. Рассказова, А.Б. Леонова, И.В. Плужников // Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций : Вестник Московского университета / Е.И. Рассказова, А.Б. Леонова, И.В. Плужников. – Сер. 14. – № 4. – Москва : Психология, 2011. – С. 161-179.