РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «БИЗИБОРД»
Список литературы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «БИЗИБОРД»
Аннотация. В статье рассматривается опыт использования проекта «Бизиборд», направленного на развитие речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Представлены сравнительные результаты исследования мелкой моторики и речи у этих дошкольников до и после применения данного проекта.
В настоящее время большое количество детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Нарушение речи – одно из ведущих в дошкольном возрасте [1].
Обследуя детей дошкольного возраста с тем или иным нарушением речи было замечено, что кроме дефектов со стороны речевого развития, таких как нарушение произношения и различения звуков, бедный словарный запас, затрудненное словообразование и словоизменение, неразвитая связная речь, у этих воспитанников также значительно снижен уровень развития мелкой моторики. Для таких дошкольников характерно несовершенство движений, быстрая утомляемость во всех компонентах моторики: артикуляционной, общей, лицевой и мелкой.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, находятся очень близко, поэтому в результате развития мелкой моторики рук происходит стимулирование соответствующего центра головного мозга, а вместе с тем активизируется и соседний, отвечающий за речь. Таким образом, формирование движений рук тесно связано с развитием речи. Именно поэтому, уже с самого раннего возраста необходимо заниматься их развитием [2].
Цель опыта – коррекция устной речи и мелкой моторики в работе с дошкольниками с особенностями психофизического развития посредством проекта «Бизиборд».
Материалы и методы исследований. Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с сентября 2019 по май 2021 года.
Категория обследуемых мною воспитанников – это дети дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в возрасте от 3 до 6 лет. Форма коррекционно-педагогических занятий: индивидуальная и групповая.
Учитывая то, что игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста принадлежит ведущая роль, я повышала их интерес к коррекционным занятиям через разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям, игры и игровые приемы, которые проводила, используя проект «Бизиборд».
Бизиборд представляет собой деревянную доску с различными элементами, которые способствуют развитию у дошкольников мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти, способствует воспитанию волевых и нравственных качеств – целеустремлённости и самостоятельности [3].
1. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова и др.; под. ред. Л.А. Головчиц. – М.: МПГУ, 2019. – 288 с.
2. Павленко Ю.Ю., Павлова Е.А. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста: опыт, инновации, перспективы. – М.: ООО «Бук», 2018. – 100 с.
3. Тарасенкова Л.Д. Игры, в которые играют наши дети / Л.Д. Тарасенкова, Д.Б. Лазуренко. – М.: Litres, 2021. – 25 с.