Тема: Теоретические основы научной дисциплины «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития»
• Подготовить аннотированных список журнальных статей (не менее 10), начиная с 2000 г., по проблемке воспитания и обучения детей с ТМНР.
• Составить перечень нормативных документов, регламентирующих специальное образование лиц с ТМНР.
Тема: История развития системы воспитания и обучения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
• Подготовить реферат по теме: «Опыт оказания коррекционно-педагогической помощи детям с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития в РБ и за рубежом».
Список литературы:
Тема: Этимология и классификация тяжёлых и (или) множественных физических и (или) психических нарушений
• Дать характеристику основных групп лиц с ТМНР, используя книгу Жигоревой М.В.
• Указать трудности, которые могут возникать у педагогов-практиков в работе с детьми с ТМНР. Назовите возможные пути их преодоления.
Тема: Особенности диагностики развития детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
Диагностическая карта (ребёнок 13-ти лет с ТМНР, группа детей с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, опорно-двигательные, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства
• Подготовить микросообщение «Микросоциальные условия развития ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями».
Тема: Организация образовательного процесса и педагогической помощи детям и подросткам с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
• Перечислите особенности организации обучения детей с ТМНР на дому, используя соответствующие нормативные документы.
• Заполните таблицу «Характеристика основных областей образования детей с ТМНР» на уровне школьного образования, используя учебные программы для ЦКРОиР.
Тема: Методика воспитания и обучения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
• Разработать памятки для педагогов и родителей по использованию современных методов (базальной стимуляции, сенсорной интеграции, эрготерапии) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.
• Разработать 3-4 алгоритма обучения ребенка с ТМНР выполнению бытовых и трудовых, игровых и продуктивных действий.
• Выполнить сравнительную характеристику индивидуальной программы обучения и индивидуальной программы развития ребенка с ТМНР, используя книгу Жигоревой М.В.
• Составить индивидуальную коррекционно-образовательную программу для ребенка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (возраст ребенка на выбор).
• Подготовить аннотированный список статей по проблемам:
Тема: Воспитание в семье ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями
• Выполнить поиск информации о стадиях приспособления семьи к рождению ребенка с ТМНР.
• Подобрать методики диагностики детско-родительских отношений.
• Составить текст беседы для первой консультации родителей, у которых родился ребенок с ТМНР.
• Составить план работы с родителями ребенка с ТМНР.
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России за рубежом: в 2-х частях. М., 1996. Часть 1.
2. Вахобжонова З. Б., Кижло И. В. Международный белорусско-шведский проект «ДАЙ»: в мире творчества вместе, БГПУ, 2014. - 52-53 с.
3. Барков В.А., УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Проблемы адаптивного физического воспитания у детей в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 2008.
4. Змушко, А.М. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1995-2008 годы (Информационный бюллетень), Минск: ГИАЦ Министерства образования, 2009. -129 с.
5. Зыгманова, И.В. К проблеме обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на основе полисенсорного подхода, Полисенсорный подход в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ЦКРОиР и создание коррекционно-развивающей среды: материалы республиканского научно-практического семинара (пленарное заседание), Гродно: изд-во УО «Гродненский ГОИПК и ПРР и СО», 2006. - С.19-23.
6. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. -144с.