Логопедия Вопросы
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Вопросы
на тему: «Логопедия»
по дисциплине: «Логопедия»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Логопедия
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
Продемонстрировать и объяснить:
1. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики (по А.Н.Стрельниковой).
2. Приемы активизации невербальных способов общения у лиц с заиканием.
3. Приемы аутогенной тренировки для подростков и взрослых с заиканием.
4. Приемы нормализации темпа речи при брадилалии.
5. Приемы нормализации темпа речи при тахилалии.
6. Приемы обследования проявлений заикания и уровня свободной от заикания речи.
7. Приемы развития отраженной речи у лиц с заиканием.
8. Приемы развития плавной речи у лиц с заиканием (в автоматизированных рядах, в вопросно-ответной речи).
9. Приемы развития планирующей функции речи при заикании.
10. Приемы развития сопряженной речи у лиц с заиканием.
11. Приемы развития чувства ритма, ритмизации движений при заикании.
12. Приемы релаксации для детей дошкольного возраста с заиканием.
13. Релаксационные упражнения для артикуляционного аппарата при заикании.
14. Релаксационные упражнения для верхнего плечевого пояса и шеи при заикании.
15. Релаксационные упражнения для мышц рук, ног, всего туловища при заикании.
16. Упражнения для работы над голосом при заикании.
17. Упражнения для развития просодической стороны речи при заикании.
18. Упражнения на развитие координации речи с движением при заикании.
19. Упражнения по формированию диафрагмального дыхания у лиц с заиканием.
20. Упражнения по формированию речевого дыхания у лиц с заиканием.
Проанализировать:
1. Конспект занятия по коррекции заикания.
2. Материалы логопедического обследования при заикании.
3. Перспективный план работы при заикании.
4. Приемы логопедической работы по коррекции заикания.
5. Речевой материал на соответствие предложенным задачам работы по коррекции заикания.
6. Текст консультации по профилактике заикания.
7. Текст психотерапевтической беседы с подростками и взрослыми с заиканием.
Составить:
1. Логопедическое заключение по данным обследования лиц с заиканием.
2. Памятку для школьников (подростков, взрослых) с заиканием.
3. Перечень вопросов для сбора анамнеза при обследовании лиц с заиканием.
4. Перспективный план работы при заикании.
5. План-конспект занятия по коррекции заикания.
6. Рекомендации по профилактике заикания.
7. Текст консультации по запросу семьи, педагогов по вопросам предупреждения и преодоления заикания.
Определить:
1. Вид нарушения речи (брадилалия, тахилалия, клаттеринг, заикание) на основе анализа приемов логопедической работы.
2. Вид нарушения речи (брадилалия, тахилалия, клаттеринг, заикание) по описанной симптоматике.
3. Возможности использования дидактического пособия для решения задач по коррекции заикания.
4. Задачи к упражнениям по коррекции заикания.
5. Тему, цель, задачи по конспекту занятия по коррекции заикания.
1.Комплекс упражнений дыхательной гимнастики (по А.Н.Стрельниковой)
Упражнения изначально помогали восстановлению голоса, позже Стрельниковой удалось излечить от бронхиальной астмы своего ученика и последователя Михаила Щетинина. Врачи не имеют однозначного мнения, но считают методику эффективном средством при лечении заболеваний дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Преимущества метода: сочетание с циклическими упражнениями (бег, плавание, ходьба); восстановление больных органов; профилактика болезней; положительное влияние на весь организм; отсутствие особых условий для занятий; увеличение объема легких; доступность для взрослых и детей.
Приступать к тренировкам нужно с начальных 3-х упражнений, дважды в день, прибавляя ежедневно по упражнению. Время отдыха между движениями поначалу увеличивать до десяти секунд, вместо трех-пяти.
Главная особенность метода – сильный и резкий вдох носом.
Выдыхать нужно произвольно, лучше через рот. Частота движений – 100-120 раз в минуту. Не тратьте на занятие больше, чем полчаса. Стрельникова рекомендует заниматься на протяжении всей жизни, раз в день. Движения со 2-го по 10-е выполняются в 12 подходов по 8 вдохов (12 х 8).
2.Приемы активизации невербальных способов общения у лиц с заиканием.
Методические рекомендации: содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в каком-нибудь этюде ситуация — это лишь “закваска” для создания множества вариантов на заданную тему.
Упражнение № 1. Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет) Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.
Упражнение № 2. Удивление (для детей 4-5 лет)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Упражнение № 3. Цветок (для детей 4-5 лет)
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
3.Приемы аутогенной тренировки для подростков и взрослых с заиканием.
Аутотренинг проводят перед началом логопедического занятия для нормализации тонуса мышц артикуляционно-голосового аппарата, преодоления скованности, напряжения в области диафрагмы и судорожных приступов в конечностях.
Я спокоен и сосредоточен. Мне спокойно и хорошо. Состояние приятного покоя постепенно нарастает.
Перехожу к дыхательной гимнастике и релаксации. Сосредотачиваю свое внимание на дыхании. Мое дыхание становится ровным, ритмичным, ненапряженным. Начинаю сочетать дыхание со счетом про себя. На три счета делаю вдох, после чего на счет шесть — замедленный равномерный выдох. При каждом выдохе расслабляюсь. Я выдыхаю утомление, я выдыхаю напряжение.
Я успокаиваюсь. Повторяю такие дыхательные циклы 5-6 раз.
Пауза 30-40 секунд. Заканчиваю дыхательную гимнастику. Больше о дыхании не думаю. Мое дыхание становится естественным, непринужденным, незаметным. Мне спокойно и хорошо. Без всякого напряжения поддерживаю удобное положение тела. Мое тело сливается с опорой. Мое тело вписывается в опору. Мне удобно и хорошо.
Перехожу к мышечному расслаблению. Сосредотачиваю мое внимание на лице. Мышцы лица расслаблены. Чувствую полное спокойствие лба и переносицы. Расслаблены мышцы глаз. Мой взор устремлен в бесконечность, в бесконечно серое туманное небо. Нарастает, усиливается ощущение полного покоя. Расслабляются мышцы век. Веки приятно тяжелеют и слипаются, как перед засыпанием.
Расслабляются мышцы щек. Расслабляются жевательные мышцы. Губы едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Все мое лицо спокойно и неподвижно. На моем лице маска покоя. Вся моя голова отдыхает. Она становится легкой, невесомой. Расслабляются затылочные мышцы, расслабляются мышцы шеи.
4.Приемы нормализации темпа речи при брадилалии.
Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.
Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.
Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.
Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.
5.Приемы нормализации темпа речи при тахилалии.
Первый этап — режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопедических занятий для нормализации темпа речи. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания снимает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосредоточивает их на задачах и правилах занятий.
Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.
6. Приемы обследования проявлений заикания и уровня свободной от заикания речи.
Сведения о развитии ребенка и истории возникновения заикания черпаются из беседы с его родителями. Прежде всего здоровы ли сами родители: нет ли в семье родственников, которые страдают или страдали алкоголизмом, душевными или венерическими заболеваниями?
Затем уточняются данные об общем развитии ребенка: благоприятно ли протекал его внутриутробный период (не было ли травм, серьезных заболеваний у матери), как прошли роды матери (в срок, не было ли травм, сразу ли закричал ребенок)? Когда ребенок стал держать головку, начал сидеть, ходить, когда начал (и правильно ли) реагировать на обращенную к нему речь? Какие болезни перенес и не было ли осложнений? Какие особенности поведения и речи характеризовали его общее развитие в период до 5 лет, т.е. до момента возникновения заикания? Не было ли резких психических травм?
Особо уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользовался, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими? Здесь важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро, неорганизованны ли сами родители или близкие ребенку люди).
Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов или, наоборот, отсутствия контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т.д.).
7. Приемы развития отраженной речи у лиц с заиканием.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.
Самостоятельное описание картинок. Дети обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, которым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.
8.Приемы развития плавной речи у лиц с заиканием (в автоматизированных рядах, в вопросно-ответной речи).
Игры–драматизации дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой–нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декорации, костюмов дает повод изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ , может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.
9. Приемы развития планирующей функции речи при заикании.
Задачи:
1.Учить дошкольников правильному планированию речевого высказывания, развивать двигательные навыки и умения, способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координацию движений.
2. Формировать планирующую функцию речи в детском коллективе.
3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Воспитывать положительные личностные качества.
Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности в процессе развития планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Нами были созданы и успешно использованы различные картотеки: пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений, стихов по темам недели, упражнений на регуляцию мышечного тонуса, упражнений на релаксацию. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.
10. Приемы развития сопряженной речи у лиц с заиканием.
В задачи этого этапа входят: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания; удлинения выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения.
11.Приемы развития чувства ритма, ритмизации движений при заикании.
Нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:
1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.
Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.
Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.
Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.
12.Приемы релаксации для детей дошкольного возраста с заиканием.
Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с расслабления наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем объяснить, как неприятно состояние напряженности, например как неудобно длительное время находится, крепко сжатыми в кулак пальцами. И наоборот, подчеркнуть, как свободно мы себя чувствуем, когда мышцы не напряжены, расслаблены, пальцы расслабились, отдыхают.
Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.Каждому дается образное название: «Олени», «Кораблик». Это увлекает детей.
13.Релаксационные упражнения для артикуляционного аппарата при заикании.
1. Слегка откинуть голову назад, напрячь | мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.
2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.
4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
14.Релаксационные упражнения для верхнего плечевого пояса и шеи при заикании.
Релаксация «Приятно»
Предлагается ребенку лечь и расслабиться. В это время произносится
медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
15.Релаксационные упражнения для мышц рук, ног, всего туловища при заикании.
Оловянные солдатики и тряпичные куклы
Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук и плеч. Ступни на полу стоят неподвижно.
Проделав несколько поворотов, сбросить напряжение, изобразив тряпичных кукол. Поворачивать туловище резко вправо и влево, при этом руки пассивно болтаются, делая круговые движения вокруг корпуса. Ступни ног на полу стоят неподвижно.
16.Упражнения для работы над голосом при заикании.
Упражнение № 1.
Произнесение звука А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся данные звуки).
Упражнение № 2.
На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными - А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».
Упражнение № 3.
На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.
Последовательность упражнения:
1. Вдох носом;
2. На одном выдохе – МА, МО, МУ;
3. Вдох носом;
4. На одном выдохе – МИ, МЭ, МЫ.
17.Упражнения для развития просодической стороны речи при заикании.
Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
«Гудок»
Цель: та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.
18.Упражнения на развитие координации речи с движением при заикании.
«Кукла Катя»
Вот шагает кукла Катя
В синем, новом длинном платье.
(Дети идут, «придерживая подол длинного платья)
Кукла Катя к нам идет
И платочек достает.
(Имитация движений)
Нам платочком машет,
Как пружинка пляшет.
(Руки на поясе, делают «пружинку»).
19.Упражнения по формированию диафрагмального дыхания у лиц с заиканием.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
20.Упражнения по формированию речевого дыхания у лиц с заиканием.
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
Проанализировать:
1.Конспект занятия по коррекции заикания.
Лексическая тема: «Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы»
Цель: коррекция заикания на этапе отраженной речи
Задачи:
1.Формировать умение произвольного регулирования напряжения и расслабления мышц своего тела;
2. Закреплять навык диафрагмального дыхания;
3. Развивать плавность речи;
4. Развивать силу голоса;
5. Развивать эмоциональную сферу детей, мимическую выразительность;
6.Актуализировать и расширять лексический словарь детей по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы»
7. Развивать психические функции (внимание, память)
8.Развивать связную речь на этапе сопряженной речи
9.Совершенствование самоконтроля в деятельности;
10.Развитие умения слушать и слышать логопеда;
11.Формирование навыка учебной деятельности
Оборудование: предметные картинки на тему «Зима», речевой материал по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы»
Ход занятия
Деятельность логопеда
Деятельность детей
1.Организационный момент
Ребята, здравствуйте! Меня зовут Александра Михайловна и мы сегодня вместе проведем занятие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала погладим соседа по ладошке по очереди. Теперь давайте хлопнем друг друга по ладошке. Молодцы!
Знакомство с этапом ведения речи:
Сегодня у нас на занятии новое правило: сначала послушай, а потом повтори.
2.Введение в тему
Ребята, рассаживайтесь на ковре и не забудьте снять обувь
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
И самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ...
(Зима)
Умницы! Сегодня к нам в гости на занятие пришла зима.
Составить:
1.Логопедическое заключение по данным обследования лиц с заиканием.
Заключение: неврозоподобное заикание с тоническими судоргами.
2.Памятку для школьников (подростков, взрослых) с заиканием.
Серьезным препятствием в борьбе с речевыми нарушениями могут быть отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому необходимо обстоятельно продумать все, что нарушает душевный покой, объективно и беспристрастно обсудить причины неустройства своей жизни. При желании всегда можно найти разумный выход из трудного положения. Надо стать выше мелочей. Добиваться того, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уравновешенно, уверенно.
Не считайте основной причиной своих жизненных трудностей заикание. Не делайте секретом свои трудности в речи, объясните товарищам по работе, друзьям и близким, что лечитесь от заикания.
Воспитывайте в себе смелость, решительность, выдержку и волю. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.
Учитесь побеждать плохое настроение, обидчивость и раздражительность. Научитесь владеть собой и сохранять спокойствие в любых ситуациях. В этом вам поможет аутогенная тренировка, если вы регулярно занимаетесь ею.
Определить:
1. Вид нарушения речи (брадилалия, тахилалия, клаттеринг, заикание) на основе анализа приемов логопедической работы.
Брадилалия, тахилалия, клаттеринг, заикание: ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.
Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.
Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.
1.Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». - М., 2008 г.
1.Казаков В.Г., Бушуева Е.М. Комплексная коррекционная работа при заикании // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. - Воронеж, 2013, с. 252
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
1.Казаков В.Г., Бушуева Е.М. Комплексная коррекционная работа при заикании // Логопедия: методические традиции и новаторство. М. - Воронеж, 2013, с. 252
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
1. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2008. - 110 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты