1 Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова
2 Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Список использованных источников
1 Теория формирования научных понятий у школьников В.В. Давыдова
В.В. Давыдов предложил свою концепцию построения образовательной деятельности, предназначенную для усвоения научных понятий учащимися младших классов. Система образования, сложившаяся в 30-50-е годы XX века и сохранившаяся в основном до наших дней, основана на индуктивном мышлении и приобретении знаний учащимися. Этот способ характеризуется тем, что человек сначала знакомится с конкретными фактами, а затем на основе их обобщения приходит к научным понятиям, законам, которые выражают наиболее значимые из того, что эти факты содержат.
Индуктивный способ изложения учебного материала, как показал Давыдов, рассчитан на формирование у учащихся только одной, а не основной стороны мыслительного процесса, а именно - логического рассуждения о типе «восхождения от конкретного к абстрактному».
В результате такой логики мышление ребенка выдается в одностороннем порядке, а сами научные понятия и законы не понимаются должным образом. Это происходит потому, что в процессе обучения учащийся не получает представления об универсальности, которое содержится в демонстрируемых им фактах.
Из-за этого они не обращают внимания на главное, они не способны понять и понять эти факты достаточно глубоко, чтобы выразить некий общий закон. Общий закон, в конечном счете, непонятен, потому что процесс обучения останавливается на формулировке правила, которое учащиеся не могут увидеть сами.
Для формирования полноценного теоретического мышления, например, индуктивно-дедуктивного, способного двигаться от частного к общему и наоборот, анализировать и обобщать, необходимо предоставить учащемуся возможность свободного умственного движения в двух указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, с приоритетом первого над вторым.
Истинное, глубокое понимание усвоенного материала состоит в том, чтобы знать, что является общим в включенных в него конкретных фактах, знать, как найти и предсказать то, что является общим на основе общего знания.
2 Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
В соответствии с этой теорией были сформулированы дидактические принципы и разработано подавляющее большинство методов обучения. Ассоциативно-рефлексивная теория обучения основана на закономерностях условно-рефлексивной деятельности мозга человека, выявленных И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.
Согласно их учению, в течение жизни в мозге человека происходит постоянный процесс формирования условно-рефлексивных связей – ассоциаций. Формируемые ассоциации – это своего рода опыт, жизненный багаж человека. Индивидуальность каждого человека зависит от того, какие ассоциации будут стабильны и зафиксированы в сознании. На основе учений о физиологии психической деятельности известные российские ученые, психологи, учителя С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Смирнов, А.А. Смирнов и др.
Вкратце, смысл этой теории можно выразить следующими положениями:
1. Изучение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека – это процесс воспитания в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.
2. Приобретение знаний, формирование умений и навыков, развитие способностей (т. е. процесс формирования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- понимание материала, приведенное к пониманию внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение усвоенного материала;
- применение усвоенного на практике.
Основным этапом учебного процесса является активная мыслительная деятельность обучаемого при решении теоретических и практических учебных задач.