Задание № 1
9. Основные тенденции развития системы высшего образования Республики Беларусь на современном этапе.
В качестве основных тенденций развития высшего образования в Республике Беларусь целесообразно выделить следующие:
- развитие и дальнейшее совершенствование осуществляется в рамках общемировых тенденций развития образовательной сферы с учетом особенностей национальной системы образования…
Задание № 2
9. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе: сущность, виды, требования к организации и проведению.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Большое распространение в вузовской практике обучения получила классификация лекции по ее месту в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая, обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная.
Задание № 3
8. Вспомогательные компьютерные учебные средства.
Имеется группа учебных средств, которые выходят за рамки рассмотренных структур. Они, хотя и называются вспомогательными, могут играть важную роль в учебной работе. Из большого разнообразия таких средств выделим те, которые предполагают использование компьютеров. Первое место среди них по количеству и тому вниманию, которое им уделяется в педагогической литературе, принадлежит компьютеризованным, учебным пособиям или компьютерным учебникам, предназначенным для изучения различных дисциплин. Как правило, они включают книгу и компьютерную часть, которая предназначена для выполнения различных расчетов, упражнений, заданий и т.д. Иногда такое пособие выполняется полностью в электронном виде. В нем широко применяется графика, используются гипертекстовые ссылки, иногда вводится звуковое сопровождение.
Задание № 4
7. Психологические особенности воспитания студентов.
Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
Задание № 5
6. Мотивация студентов в образовательном процессе университета.
Словосочетание «мотивация к обучению» включает в себя такую движущую энергию внутри человека, которая приводит человека в состояние активных действий в тех обстоятельствах, в которых он занимает пассивную роль в принятии решений. Мотивация к обучению связана как с эмоциями, так и эмоциональными состояниями. Эмоции в конечном итоге и обеспечивают стремление либо отвращение к какой-либо деятельности, запускают внутренний двигатель активности. Мотивы, включающие механизм действий, зарождаются под воздействием эмоций.
Задание № 6
8. Профессионально важные качества инженеров.
Качества, которые помогут быть успешным в этой профессии (профессионально важные качества):
Способности, умения:
- хороший уровень технических способностей
- хороший уровень математических способностей
- способность воспринимать большое количество информации
Задание № 7
9. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы.
Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя вуза, носит целостный характер. В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями. Их уровень является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности. Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагог соотносит свою педагогическую деятельность.
Задание № 8
10. Конфликты в студенческой коллективе и способы их разрешения.
Конфликт — от латинского «столкновение противоположных интересов, стремлений, серьезных разногласий», — острый спор, приводящий к борьбе.
Обстоятельная теория конфликта разработана Г. Гегелем. По Гегелю, противоположность, содержащаяся в ситуации, образует возможность и необходимость состоящих в противоборстве, «акциях» и «реакциях» действующих сил — непременно «субстанционных», всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале.
Задание № 9
4. Основные цели и задачи управления учреждением высшего образования.
Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности, воспитанности и обученности ее выпускников.
Практико-ориентированное задание № 10
4. Технология визуализации учебной информации.
В соответствии с вариантом задания (см. таблицу) представьте характеристику одной из представленных ниже образовательных технологий по следующему плану:
Сущность образовательной технологии, ее структура, виды и т.д.
Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.
Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Визуализация как раз и предполагает свертывание информации в начальный образ (например, в образ эмблемы, герба и т.п.). Следует учитывать также возможности использования слуховой, обонятельной, осязательной визуализации, если именно эти ощущения являются значимыми в данной профессии.
1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 178 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 480 с.
3. Егидес А. П., Егидес Е. М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. — М., 2004.
4. Каменская Е.Н. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 155 с.
5. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : учебное пособие : в 3 ч. — 2-е изд., доп. — Барнаул, 2009. — Ч. 2.
6. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.
7. Неудахина Н. А. Приемы интенсификации работы студентов с учебной информацией: методические указания для студентов и преподавателей. — Барнаул, 2011.
8. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. — М., 1996.
9. Штейнберг В. Э., Манько Н. Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2004. — № 4.