Семейная психология Вопросы
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Вопросы
на тему: «Семейная психология»
по дисциплине: «Семейная психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Семейная психология
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Поделиться
1. Социально-психологические особенности молодежи. Установки на семейную жизнь.
2. Стадии гетеросексуальных отношений.
3. Критерии брачного выбора. Модели выбора спутника жизни.
4. Мотивация вступления в брак.
5. Любовь как психологический феномен.
6. Любовь как эмоциональное состояние.
7. Любовь как способность.
8. Любовь как деятельность.
9. Психология сексуальности.
10. Социально-психологическая сущность семьи.
11. Формы семьи и брака в различные исторические периоды.
12. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по структурным основаниям.
13. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей.
14. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по исторической динамике.
15. Функционально-ролевая структура семейных отношений. Основные функции семьи.
16. Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни. Различные категории современной семьи.
17. Определение понятий «динамика (жизненный цикл) семьи» и «жизненный путь семьи», периодизации развития семейной жизни.
18. Понятие нормативного семейного кризиса.
19. Понятие ненормативного семейного кризиса.
20. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи.
21. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: период добрачного ухаживания.
23. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.
24. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
25. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: принятие факта достижения ребенком подросткового периода.
26. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: отпускание / отделение выросшего ребенка.
27. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: супруги вновь остаются вдвоем.
28. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: принятие факта смерти одного из супругов.
29. Характеристика современной семьи. Психология супружеских отношений.
30. Понятие ненормативного семейного кризиса.
31. Концептуальные подходы к определению супружеских дисгармоний.
32. Категориальные основания для анализа семейного конфликта.
33. Принципы конструктивного разрешения супружеских конфликтов.
34. Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
35. Стадии развода.
36. Родительские установки, позиция и отношение.
37. Формирование и мотивы родительства.
38. Материнство как психологический феномен.
39. Психологические особенности отцовства.
42. Типологии неправильного семейного воспитания.
43. Поощрения и наказания в различных психологических теориях.
44. Воспитание детей в семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье.
45. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: многодетная семья.
46. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: замещающая семья.
47. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: дети-сироты.
48. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: неполная семья.
49. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: семья с детьми с особенностями психофизического развития.
50. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: семья повторного брака.
51. Манипулятивные установки и действия родителей как источник жизненных трудностей детей.
52. Семья как персональная микросреда развития ребенка.
1. Социально-психологические особенности молодежи. Установки на семейную жизнь.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.
2. Стадии гетеросексуальных отношений.
Стадия 1. Добрачный период. Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи: •эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости.
3. Критерии брачного выбора. Модели выбора спутника жизни.
Ряд теорий, объясняющих принципы выбора брачного партнера, к которым относятся, например, теория комплементарности (Winchov), теория ценности гомогамии (Coombs) и теория фильтров (А. Кьергофф, К. Дэвис), в какой-то мере отражается в комплексной теории "побуждение – достоинство - роль" (Mursteina). В соответствии с этой теорией при выборе действуют три фактора, три силы притяжения: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняется. То, что проходит через правый фильтр, проходит в следующую фазу.
4. Мотивация вступления в брак.
Формирование мотивов вступления в брак необходимо рассматривать как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения социальных и природных потребностей в браке.
5. Любовь как психологический феномен.
В психологии определение любви дается в контексте социального существования индивида – она связывается не только и не столько с потребностями организма, но и с личностно значимыми чувствами, эмоционально-ценностными отношениями человека.
6. Любовь как эмоциональное состояние.
Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса. Воздействие любви на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеническая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздействия любви на личность: пессимистический и оптимистический.
7. Любовь как способность.
Теория любви Шавера, Хейзена, и Брэдшоу объясняет способность людей по-разному переживать чувство любви особенностями отношений с матерью в раннем детстве. Взрослый человек строит свои любовные отношения по модели этих отношений Любовь между мужчиной и женщиной рассматривается как аналог привязанности, существующей между матерью и ребенком. Поскольку не всегда и не у всех отношения матери с младенцем были идеальными, постольку любовные отношения между взрослыми людьми бывают разными. Различают спокойную любовь, которая возникает у людей уверенных в себе, их не тревожит возможность оказаться оставленными.
8. Любовь как деятельность.
В главном своем значении любовь есть деятельность — ума, души и тела.
Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты.
9. Психология сексуальности.
В современной психологии выделяют следующие основные модели сексуальности (подходы): биологическая, психогидравлическая, экологическая, культурная.
Биологическая модель
Биологические факторы в значительной мере контролируют половое развитие от момента зачатия до рождения ребенка, а по достижении половой зрелости — способность к размножению. Кроме того, эти факторы оказывают влияние на сексуальное влечение, сексуальную активность и (косвенным образом) на сексуальное удовлетворение. Предполагают даже, что биологические факторы определяют некоторые половые различия в поведении, например большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами. Сексуальное возбуждение, независимо от его причины, вызывает биологические последствия: учащение пульса, реакцию половых органов и ощущения тепла и трепета, распространяющиеся по всему телу.
10. Социально-психологическая сущность семьи.
Семья представляет собой естественную группу, в которой возникают стереотипы взаимодействия, создающие структуру семьи и обусловливающие функционирование ее членов, которые определяют спектр их поведения и характер взаимодействия между ними. Определенная жизнеспособная структура семьи является необходимой для выполнения определяющих задач семьи – поддержания индивидуальности при наличии ощущения принадлежности к семье как целостному образованию. Каждый челн семьи выступает, с одной стороны, как самостоятельная единица, с другой стороны, как часть семейной структуры. Вместе с тем, поведение одного члена семьи оказывает влияние на поведение другого, что указывает на их взаимную обусловленность.
11. Формы семьи и брака в различные исторические периоды.
Семья, как и брак, является исторически конкретным социальным явлением. Кроме супружеских (брачных), семейные отношения дополняются родительскими, дочерними, сыновними, т.е. родственными. Традиционно семья определяется как малая группа, члены которой связаны между собой брачными и/или кровнородственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной помощью и поддержкой.
12. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по структурным основаниям.
Типология семей по структурным основаниям:
- количество брачных партнеров (моногамия, серийная последовательная моногамия, полигамия);
- пол брачных партнеров (гетеросексуальная, гомосексуальная, семья транссексуалов).
13. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей.
Типология, построенная на учете особенностей функционирования семьей:
- качественные характеристики структурной организации и выполняемых функций (функциональная, дисфунциональная);
- по уровню благополучия, способности решать семейные проблемы (благополучная, неблагополучная).
14. Современные тенденции развития брачно-семейных отношений: типология семей по исторической динамике.
Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название − патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.
15. Функционально-ролевая структура семейных отношений. Основные функции семьи.
Ролевая структура является важнейшей характеристикой семьи и может быть описана рядом параметров:
– распределение ролей между супругами;
– степень идентификации каждого супруга со своей семейной ролью (ролями), т.е. осознание меры своей ответственности за реализацию роли.
16. Последствия функциональной дезорганизации семейной жизни. Различные категории современной семьи.
Со временем многие семейные функции нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который не приносит удовлетворение партнерам. Часто выходом в такой ситуации является развод.
17. Определение понятий «динамика (жизненный цикл) семьи» и «жизненный путь семьи», периодизации развития семейной жизни.
Семья меняется и прежде всего во времени, последовательно проходя этапы развития, развиваясь в направлении все большей сложности. Временные изменения в семье описываются через две основные категории – жизненный цикл семьи и жизненный путь семьи.
18. Понятие нормативного семейного кризиса.
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. Кризисы, которые обусловлены специфическими особенностями жизненного цикла семьи, называются нормативными. Нормативные семейные кризисы переживаются каждой семьей и направлены на разрешение противоречий между новыми задачами, которые встают перед семьей и предыдущим характером взаимодействия и общения между членами семьи. Отсюда следует, что каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решения вопроса о главенстве, лидерстве и распределении ролей. Успешность разрешения кризисов перехода способствует эффективному функционированию семьи и ее гармоничному развитию.
19. Понятие ненормативного семейного кризиса.
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. Ненормативные кризисы вызываются событиями, которые влияют на стабильность семейной системы и могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи.
20. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи.
В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой, в которой выделяются 5 стадий. Первая стадия – период зарождения семьи (с момента заключения брака до рождения первого ребенка).
21. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: период добрачного ухаживания.
Отечественные психологи выделяют следующие задачи развития семьи:
1. Дифференциация от родительской семьи.
22. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: принятие на себя супружеских обязательств.
С момента заключения брака начинается этап, когда перед молодоженами встает ряд задач, связанных с переходом из условной пары в безусловную пару и в связи с этим принятием новых ролей.
23. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности.
Второй нормативный кризис связан с зачатием, беременностью и рождением ребенка. Супруги, которые удачно разрешили конфликты, связанные с началом их семейной жизни, то есть сепарировались от родителей, достигли близости в паре без ущерба для психологической автономии, легче и успешнее решают задачи данной жизненной стадии. С появлением ребенка главным в семье становится поле ролевых отношений.
24. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа).
На данном этапе родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Кроме того, мама освобождается от тотальной материнской роли и потому встает проблема возвращения на работу. Но к этому времени женщина может быть серьезно дисквалифицирована и перспектива выхода на работу может ее пугать. Бывает обратная ситуация, когда муж не хочет, чтобы женщина выходила на работу, опасаясь потери над ней контроля.
25. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: принятие факта достижения ребенком подросткового периода.
На данном этапе осуществляется реорганизация семьи для выполнения новых задач:
1. Реорганизация структуры семьи в связи с достижением ребенком подросткового возраста и необходимостью поддержания его автономии.
26. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: отпускание / отделение выросшего ребенка.
Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.
27. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: супруги вновь остаются вдвоем.
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.
28. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи: принятие факта смерти одного из супругов.
Основные задачи данной стадии:
- адаптация овдовевшего партнера к одиночеству;
- поиск новых связей с семьей (детьми, внуками);
- организация ухода за старым человеком.
29. Характеристика современной семьи. Психология супружеских отношений.
Специфика современной семьи определяется следующими особенностями:
1. Особая роль родительства
В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.
30. Понятие ненормативного семейного кризиса.
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. Ненормативные кризисы вызываются событиями, которые влияют на стабильность семейной системы и могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи
31. Концептуальные подходы к определению супружеских дисгармоний.
С позиций психодинамического подхода к семье супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущий семейный конфликт представляет собой актуализированный из прошлого нерешенный конфликт детско-родительских отношений (З. Фрейд).
32. Категориальные основания для анализа семейного конфликта.
Благополучие семьи не в наличии или отсутствии конфликтов, а в способности их решать. Основание для семейного конфликта – индивидуальные различия между членами семьи, несовпадение, противоречие потребностей, мотивов, интересов, ценностей, оценок.
33. Принципы конструктивного разрешения супружеских конфликтов.
Ученые указывают на большую роль коммуникативной компетентности супругов в решении супружеских конфликтов. Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное или полное удовлетворение потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Коммуникативная компетентность супругов играет важную роль в успешном разрешении конфликтов.
34. Концепции и формы распада семейных отношений. Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения.
Формы распада семейных отношений - ссора, конфликт, кризис, развод.
Ссора – это состояние взаимной обиды, упреков, размолвки, перебранки. Как правило, ссора длится непродолжительно и заканчивается примирением.
35. Стадии развода.
С психологической точки зрения развод – результат изменения баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Развод – это прекращение брака при жизни супругов. Развод является ненормативным кризисом жизненного цикла семьи. Для супругов и детей развод выступает источником возникновения психической травмы.
36. Родительские установки, позиция и отношение.
Родительские установки – это система родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Изучение воспитательных родительских установок дало возможность сформулировать понятие оптимальной и неоптимальной родительской позиции.
37. Формирование и мотивы родительства.
В формировании родительства можно выделить два этапа: этап потенциального родительства, этап реализующегося родительства.
38. Материнство как психологический феномен.
Материнство выступает как одна из значимых социальных ролей женщины, имеющая экзистенциальную ценность. Как психологический феномен материнство включает в себя два основных аспекта: 1) материнство как обеспечение условии для развития ребенка и 2) материнство как часть личностной сферы женщины (Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер, Р.В. Овчарова).
39. Психологические особенности отцовства.
Отцовство - это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также чувства, способствующие самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.
40. Теории привязанности.
Подход теории научения к феномену привязанности
В этом подходе главным условием для возникновения привязанности между матерью и младенцем является удовлетворение и обеспечение потребности в телесном контакте с младенцем. Именно при контакте мать отвечает на различные стимулы со стороны ребенка, подкрепляя их или, наоборот, отвергая.
41. Психологические особенности прародительства.
Взаимодействие поколений можно рассматривать в следующих аспектах: как историческое и культурное явление; как психологическое наследование; а также как личные отношения прародителей внуков. С историко-культурной позиции в традиционных обществах образ старого человека всегда был тесно связан со сферой жизненного опыта, его накопления и передачи. Механизмы общественного бытия, такие как обычаи, традиции, преемственность, предполагают уважение к прародителям и их высокий авторитет. Однако, характер взаимоотношений между поколениями меняется с течением времени.
42. Типологии неправильного семейного воспитания.
В.И. Гарбузов отмечает решающую роль воспитательских воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания:
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
43. Поощрения и наказания в различных психологических теориях.
Система поощрений и наказаний — регуляция поведения ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий.
44. Воспитание детей в семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье.
Воспитание детей в семье может идти по гармоничному (в благополучной семье) и неблагоприятному типу (в проблемной семье).
45. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: многодетная семья.
Многодетная семья по своему типу чаще всего относится к традиционной (патриархальной) семье в ее современном модифицированном варианте. Для такой семьи характерна четкая иерархия, которая находит отражение в половозрастной субординации.
46. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: замещающая семья.
Содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка.
47. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: дети-сироты.
Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одиноки матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).
48. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: неполная семья.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.
49. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: семья с детьми с особенностями психофизического развития.
Рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи.
50. Детско-родительские отношения в семьях групп риска: семья повторного брака.
По данным некоторых исследований, дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на межличностные отношения в новой семье (С.Кратохвил). Причиной тому - сохранившиеся привязанности с родителем в первичной семье.
51. Манипулятивные установки и действия родителей как источник жизненных трудностей детей.
Манипуляцией принято называть психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко. Манипуляция используется для достижения односторонней выгоды и всегда носит субъект-объектный характер.
52. Семья как персональная микросреда развития ребенка.
Значение семейного воспитания в развитии ребенка трудно переоценить: семья является первым и наиболее важным фактором личностного развития человека. Это связано с тем, что семейное воспитание основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 87.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты