Философия Вопросы
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Вопросы
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Философия
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Поделиться
1. История философии. Философия в Средние века.
2. Проблема философии.
3. Национальная философия Беларуси. Современный этап.
2. Проблема философии.
3. Национальная философия Беларуси. Современный этап.
1. История философии. Философия в Средние века.
В современной науке период истории философской мысли в Европе, начиная с конца Античной эпохи и до начала эпохи Возрождения, традиционно принято называть средневековым.
Термин «Средневековье» в качестве именования специфически новой культурной эпохи впервые встречается в текстах писателей-гуманистов итальянского Ренессанса в XV в., провозгласивших себя прямыми наследниками греко-римской («античной») цивилизации, а столетия, разделившие в их представлении древний, «отеческий» мир и мир современной Италии, как бы заново обретенной, обозначивших в качестве «промежуточных», или «средних».
Предпосылки становления и развития философии в Средние века связаны с социально-экономическими, политическими, и идеологическими условиями эпохи падения Римской империи, варварские набеги V- VI вв., а также зарождение христианства, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве.
Основные черты средневековой философии:
- тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке;
- теоцентризм – признание и обоснование Бога как реальности, определяющей все сущее. Своими корнями он уходит в религии единобожия (монотеизма) – иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Таким образом, философия средневековья представляла собой сплав теологии и античной философской мысли (наследие Платона и Аристотеля);
- Креационизм (идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом божественном акте) является главный принципом средневековой онтологии.
- изучению природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания;
- господство догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении всего Богом и откровении (Бога о самом себе – в Библии);
- человек выделялся из природы и объявлялся высшим творением Бога;
- провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- провиденциализм – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного плана «спасения» человека;
- богооткровенность. В основе теории познания (гносеологии) – принцип откровения (т.е. либо сверхчувственного познания сверхъестественной реальности в акте мистического озарения или познание реальности посредством Священного писания);
- традиционализм. При несомненной эволюции философии никто из мыслителей не считал себя первооткрывателем новых идей, а всего лишь комментатором Священного Писания.
2. Проблема философии.
Проблема бытия (существования) решает вопросы Что такое бытие? и Какова сущность мира? Наука о бытии – онтология.
К фундаментальным свойствам бытия относятся материя (вещество, поле), пространство, время и движение.
Проблема бытия введена в философию Парменидом как ответ на определенный социальный и культурный заказ, т.е. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью Богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных социальных процессов останется стабильным. Философия в лице Парменида попыталась успокоить душу античного человека, оповестив людей об открытии абсолютной мысли (божественной), которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения.
Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.
Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.
В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.
3. Национальная философия Беларуси. Современный этап.
В Беларуси второй половины ХХ вв. развитие философии шло в рамках марксизма-ленинизма. В к. 70-80-х гг. появились оригинальные исследования Н. Жукова, В. Степина А. Михайлова, Е. Бабосова, П.А. Водопьянова, А.С. Майхровича и др.
Новая волна в исследованиях в первую очередь, была вызвана новыми явлениями как в общественно-политической, так и в научной жизни. Такие явления как вычислительная техника, понятие информации, новые направления прикладной математики нашли отражение в трудах Н. Жукова. Академик Е. Бабосов на основе большого фактического материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века — аварией на Чернобыльской АЭС, исследует теорию и практику катастроф.
Также стоит отметить, что уже 7 лет, при непосредственном участии представителей Беларуси, осуществляется многотомный беспрецедентный международный проект «Гуманитарная энциклопедия», не имеющий аналогов на постсоветском пространстве (научные редакторы – А. Грицанов, Т. Румянцева, В. Абушенко и др.). Объемы книг издания – по тысяче и более страниц энциклопедического формата. В рамках проекта увидели свет: «Новейший философский словарь» (три переиздания – 1999, 2001 и 2003 гг.), энциклопедии «Всемирная энциклопедия. Философия» (2001), «Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век» (2002), «Постмодернизм» (2001), «История философии» (2002), «Эзотеризм» (2002), «Социология» (2003).
В проекте приняли и принимают участие более 300 авторов из Беларуси и десятков зарубежных государств. Проект содержит ряд принципиально новых статей, отражающих новации в мировой философии ХХ – начала ХХI века.
Одной из основных проблем современной белоруской философии является определенная разобщенность между представителями официальной национальной школы и национально-ориентированной прозападной школы. Публикации говорят об отсутствии диалога между этими двумя группами, кроме заочной критики, что не оставляет возможности сотрудничества.
К достоинствам последних стоит отнести философскую литературу, изначально одумывавшуюся и создававшуюся на белорусском языке и отражающая горизонты и реалии современного философского лексикона Европы (тексты В. Акудовича, И. Бобкова, А. Рязанова и др.).
Таким образом, несмотря на сложности, современная белорусская философия начинает медленно, но подниматься. В ней исчез налет партийности и догматизма, абстрактных теоретических схем. Явственно происходит поворот к принципам объективности, научности, гуманизма и либерализма. Универсальные человеческие ценности становятся центром внимания философского анализа совместно с вопросами особенностей белорусской культуры и менталитета.
В целом следует отметить преобладание социальной проблематики в белорусской философской мысли. Таким образом, можно отметить, что в развитии белорусской философской мысли имела место ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 9.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты