Конституционный Суд Республики Беларусь
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Вопросы
на тему: «Конституционный Суд Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
6.00 BYN
Конституционный Суд Республики Беларусь
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
1. Поясните, в чем заключается различие между решением и заключением Конституционного Суда.
2. В чем заключается сущность предварительного конституционного контроля? По каким актам осуществляется данный вид конституционного контроля?
3. Изучите послание Конституционного Суда РБ «О состоянии конституционной законности в 2020 году» и ответьте на следующие вопросы.
4. Перечислите, по каким полномочиям Конституционный Суд принимает решения, а по каким заключения?
5. Что такое особое мнение судьи Конституционного суда? Приведите примеры выражения особого мнения в Конституционном Суде РБ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Поясните, в чем заключается различие между решением и заключением Конституционного Суда.
1. По ограничению области применения. Согласно ст. 74 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016) «О конституционном судопроизводстве» Конституционный Суд дает заключения, оформляемые отдельным документом, по результатам рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований в порядке последующего контроля, а также о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.
Конституционный Суд принимает решения, оформляемые отдельным документом, по результатам рассмотрения дел о проверке конституционности законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, в порядке обязательного предварительного контроля, о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь в порядке предварительного контроля, о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, о даче официального толкования декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, об изложении позиции Конституционного Суда о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, о проверке конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов, об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, вопроса о принятии ежегодных посланий Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь, а также в иных случаях в соответствии с законодательными актами.
2. По порядку принятия (ст. 75 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016) «О конституционном судопроизводстве»).
Заключение Конституционного Суда принимается именем Республики Беларусь.
2. В чем заключается сущность предварительного конституционного контроля? По каким актам осуществляется данный вид конституционного контроля?
На наш взгляд, можно выделить три подхода для определения места обязательного предварительного конституционного контроля в законодательном процессе Республики Беларусь: во-первых, обязательный предварительный конституционный контроль выступает в качестве самостоятельной стадии законодательного процесса; во-вторых, обязательный предварительный конституционный контроль выступает в качестве отдельного этапа завершающей стадии законодательного процесса - подписания и обнародования закона; в-третьих, обязательный предварительный конституционный контроль не является частью законодательного процесса.
Совершаемые Конституционным Судом Республики Беларусь определенные действия по поводу осуществления предварительного контроля имеют частную цель, которая, в свою очередь, подчинена общей цели законодательного процесса. На этой стадии проверяется то, что было сделано ранее. Более того, закрепление в конституционном законодательстве Республики Беларусь обязательного характера осуществления предварительного конституционного контроля свидетельствует о том, что это одна из обязательных процедур законодательного процесса, поскольку без принятия решения Конституционным Судом Республики Беларусь закон не может быть подвергнут следующей процедуре - подписанию закона Президентом Республики Беларусь. Вместе с тем следует учитывать возможность принятия Конституционным Судом Республики Беларусь негативного решения, которое, полагаем, может привести к аналогичным правовым последствиям.
3. Изучите послание Конституционного Суда РБ «О состоянии конституционной законности в 2020 году» и ответьте на следующие вопросы:
А) сколько законов за 2020 год было проверено в порядке обязательного предварительного конституционного контроля?
В 2020 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля Конституционный Суд проверил конституционность 44 законов, принятых Парламентом.
Б) какие изменения были внесены в Закон Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» в 2020 году и какую позицию выразил Конституционный Суд в отношении данных изменений в послании?
В решении по проверке изменения Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» отмечено, что согласно Конституции государственные символы олицетворяют суверенную государственность Республики Беларусь (статья 19). В государственных символах отражаются исторически обусловленные мировоззренческие начала и цивилизационные цели развития народа Беларуси как государствообразующего субъекта, его менталитет, базовые морально-нравственные императивы и эстетические предпочтения. Государственный флаг и Государственный герб Республики Беларусь символизируют трудолюбие белорусского народа, его толерантность, мудрость, стремление к свободе и справедливости, миролюбивый характер, силу и процветание белорусского государства, а также красоту и уникальность природы Беларуси.
Закрепление законодателем требований о соответствии Государственного флага и изображений Государственного флага и Государственного герба эталонам, предусматриваемым положениями проверяемого Закона, позволяет избежать искажений при воспроизводстве государственных символов Республики Беларусь, учитывая необходимость проявления к ним должного уважения, а также формирования единообразной практики применения правовых норм об ответственности за нарушение предписаний Закона «О государственных символах Республики Беларусь" (решение от 26 декабря 2020 г. по Закону Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь»).
В) на какие нормативные правовые акты указано в послании в отношении процессов цифровизации права? Что такое цифровизация права?
НПА (согласно Решению Конституционного Суда Республики Беларусь от 28.12.2020 N Р-1252/2020 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам исполнительного производства"): законы Республики Беларусь "Об исполнительном производстве", "О судебных исполнителях", "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", "О регистре населения", а также в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный, Трудовой, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь.
Цифровизация права - внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, повышения эффективности исполнения требований исполнительных документов с целью обеспечения действенной защиты конституционных прав и законных интересов граждан, организаций, государственных интересов.
Г) сколько обращений от граждан получено в Конституционном суде за 2020 год? Каков порядок рассмотрения обращения граждан в Конституционном суде? Изучите законодательство о конституционном производстве РФ и расскажите, что представляет собой институт конституционной жалобы.
4. Перечислите, по каким полномочиям Конституционный Суд принимает решения, а по каким заключения?
Согласно ст. 74 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016) «О конституционном судопроизводстве» Конституционный Суд дает заключения, оформляемые отдельным документом, по результатам рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований в порядке последующего контроля, а также о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.
Конституционный Суд принимает решения, оформляемые отдельным документом, по результатам рассмотрения дел о проверке конституционности законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, в порядке обязательного предварительного контроля, о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь в порядке предварительного контроля, о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.
5. Что такое особое мнение судьи Конституционного суда? Приведите примеры выражения особого мнения в Конституционном Суде РБ.
Согласно ст. 76 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016) «О конституционном судопроизводстве» судья Конституционного Суда, не согласный с принятыми заключением, решением Конституционного Суда, имеет право изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела.
В особом мнении судьи Конституционного Суда может быть выражено его несогласие как с заключением, решением Конституционного Суда в целом, так и с их мотивировочной частью.
Особое мнение оформляется судьей Конституционного Суда одновременно с принятием заключения, решения Конституционного Суда и публикуется вместе с заключением, решением Конституционного Суда в качестве приложения к ним.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ ФЕДОРЦОВА А.А.
(ДЕЛО N СЕ-1-2/1-20-КС)
10 марта 2020 года город Минск
Коллегия Суда Евразийского экономического союза (далее - Суд) прекратила производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электронная таможня" об оспаривании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 сентября 2015 года N 113 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов проходческих и очистных машин" в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза кода 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные".
Считаю, что Коллегия Суда пришла к правильному выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием у Суда субъектной компетенции, а в отношении заявленного самостоятельного требования о признании оспариваемого решения не соответствующим Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года - и предметной компетенции.
1. Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 124-З (ред. от 22.12.2016) «О конституционном судопроизводстве».
2. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.03.2021 № Р-1256/2021 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2020 году».
3. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 28.12.2020 № Р-1252/2020 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства».
4. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.03.2020 № Р-1211/2020 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году».
5. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 07.02.2002 № З-137/2002 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений)».
6. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14.03.2019 № Р-1166/2019 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году».
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты