Просоциальное и асоциальное поведение
Список использованной литературы
Просоциальное и асоциальное поведение
Просоциальное поведение – это социально одобряемое поведение. Воспитание всегда направлено на формирование просоциального поведения. Однако у некоторого числа воспитуемых не удается добиться стабильного просоциального поведения. В этом случае говорят об асоциальном или отклоняющемся поведении. Некоторые виды асоциального поведения называют также девиантным (лат. отклонение) – отклоняющееся от социально нормы.
Асоциальное поведение – это система действий, не соответствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Виды асоциального поведения: неодобряемое (эпизодические шалости, озорство); делинквентное (предпреступное) – это поведение, которое нарушает административный кодекс, преступное; деструктивное (направленное на разрушение чего-либо). Дети и подростки, для которых характерны различные виды асоциального поведения, относятся к группе педагогически запущенных, или трудновоспитуемых. Часто таких детей выделяют в особую «группу риска».
Поведение и личность таких детей характеризуются следующими особенностями:
1) Изменение (или искажение) характера социальных связей, доминирование влияния неформальных объединений;
2) Сопротивление педагогическим воздействиям;
3) Активное непринятие коллективных норм и ценностей;
4) Отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;
5) Неумение контролировать свое поведение и давать ему адекватную оценку;
6) Склонность к дурным привычкам.
Воспитание таких учащихся требует больших затрат усилий, необходимостью применения особого подхода, преодолением их мощного внутреннего сопротивления.
Виды девиантного поведения:
1. Девиантное поведение, к которому относятся такие формы, как алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства, побег из дома, являетсяаморальным поведением.
2. Криминальное поведение (преступное) – это поведение, которое нарушает УК РБ, действия нарушающие существующий правопорядок и подлежащие уголовной ответственности. Между аморальным и преступным всегда существует реальная связь. Аморальное поведение почти всегда предшествует совершению правонарушений, хотя и необязательно приводит к нему.
3. Агрессивное поведение.
4. Аддиктивное поведение – (аддикция - пагубная привычка) – химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и нехимическая (компьютерная, игровая зависимость, шопоголизм, зависимость от еды (булимия, анорексия), трудоголизм (зависимость от работы), зависимость от духовных практик).
1. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. – 320 с.
2. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. – 182 с.
3. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. – 544 с.
4. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. – 152 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер бук, 2002. – 704 с
6. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. – 280 с.
7. Чеховских М.И. Основы психологии: Учеб. пособие.– Мн.: Новое знание, 2002. – 218 с.