Общие принципы организации композиции. Доминанты в декоративной композиции Вопросы
Борисовский государственный строительный профессиональный лицей
Вопросы
на тему: «Общие принципы организации композиции. Доминанты в декоративной композиции»
по дисциплине: «Основы композиции и цветоведения»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Общие принципы организации композиции. Доминанты в декоративной композиции
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Основы композиции и цветоведения
Вариант: 1
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
1 Значение композиционного равновесия и его виды
2 Базовые принципы композиционного равновесия
3 Композиционный центр (доминанта)
Заключение
Список использованных источников
1. Значение композиционного равновесия и его виды
Термин «композиция» подразумевает под собой соединение неких элементов в единое гармоничное целое. Это понятие с одинаковым успехом применяется как в точных науках, так и в теории искусства вообще. Равновесие в композиции – одно из двух непременных условий ее присутствия. Вторым же является сочетание всех составных элементов объекта в единую форму.
Композиция - наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает тон всему творению, формирует единое композиционное пространство. Следует обращать внимание на логику композиции, наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также определить основную идею произведения, порядок рассмотрения и восприятия. Внимание должно фиксироваться в определенных местах: пусть зритель выделяет главное, находит взаимосвязь между отдельными частями. Строгой теории составления композиции не существует, есть лишь некоторые принципы, правила и приемы. Огромное значение имеет и интуиция.
Для достижения гармоничного визуального эффекта в дизайне или изображении, в том числе на плоскости, необходимо организовать композиционное равновесие. Это один из ключевых принципов, который поможет создать сбалансированный и привлекательный образ.
Плоскостная композиция – это композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном.
При создании композиции на плоскости используют различные виды равновесия.
1. Симметричное равновесие. Этот тип равновесия достигается путем разделения элементов изображения на две похожие или зеркально-симметричные части. Такое расположение создает ощущение стабильности и уравновешенности. Например, на половине плоскости может быть расположен основной объект, а на другой половине — его отражение.
Симметричное равновесие помогает создать ощущение гармонии и порядка. Это особенно полезно при создании формальных или классических изображений.
Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде.
[...]
2. Базовые принципы композиционного равновесия
Условие зрительной устойчивости композиции – уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой.
Равновесие формы – это состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой, – вызывает ощущение покоя и уверенности. Равновесие является безусловным в композициях с вертикальной осью симметрии. Более сложным и интересным способом оно достигается при асимметричной компоновке элементов. Композиционное равновесие может быть устойчивым, статичным или отличается внутренней динамикой.
Однако, существуют основные принципы, придерживаясь которых возможно достигнуть композиционного равновесия на плоскости.
Прежде всего – это баланс. Баланс - это основа композиционного равновесия, который создает ощущение устойчивости и гармонии в произведении искусства. Балансировка элементов является одним из важных принципов оформления визуальных композиций. Этот принцип позволяет создавать гармоничные и сбалансированные визуальные образы, которые приятно воспринимать и легко читать.
Балансировка включает в себя распределение визуальных элементов в композиции таким образом, чтобы ни один из них не доминировал и не создавал чрезмерного напряжения для глаза. Для достижения баланса можно использовать различные техники.
Элементы композиции могут быть симметрично размещены относительно центральной оси, создавая симметричный баланс. Также возможно использование асимметричного баланса, когда элементы размещены таким образом, чтобы сохранить визуальный баланс без симметрии.
Сильный баланс создает ощущение стабильности и спокойствия, тогда как более сложный баланс, например, асимметричный, может добавить визуальный интерес и динамику в произведение.
Ритм и повторение в композиции могут создавать ощущение движения и направления. Повторяющиеся элементы или мотивы могут усилить визуальную связь и установить эстетическое равновесие внутри композиции.
Форма, текстура, цвет отдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в то же время подчеркивают индивидуальность друг друга. Это взаимодействие создает определенный ритм - темп, напряжение дизайнерской работы. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по объекту или изображению. Ритм – элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи – всё в природе ритмизовано.
[...]
[...]
3. Композиционный центр (доминанта)
Закон организации - чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе.
М. Вертхеймер
Любую композицию характеризует композиционный центр (доминанта) - это структурная единица, вокруг которой и по отношению к которой выстраиваются все элементы композиции;
- это элемент визуальной композиции, который прочитывается в первую очередь, благодаря построению композиции;
- это условный центр тяжести композиции;
- это элемент, который выделяется по форме, проработанности, несет в себе смысловую нагрузку.
Являясь сложно структурированной системой, композиция предполагает наличие нескольких видов центров:
- геометрический,
- оптический,
- сюжетный (семантический),
- композиционный, который мы можем обозначить как логический.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому.
Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.
Роль доминанты в композиции достаточно важна и многообразна. С помощью доминанты легче выявляется взаимный визуальный вес объектов композиции, лучше организуется пространство картинной плоскости. Очень часто доминанта, привлекая внимание зрителя, определяет первоначальное направление, а затем и продолжение движения его взгляда. С этой точки зрения доминанта композиции настолько тесно связана с понятием композиционный центр композиции, что легко может сама становиться этим центром.
Принцип доминанты (от лат. dominantis — господствующий) можно считать дальнейшим развитием принципов контраста и акцента. Цель любой композиции — выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи и настроения. Однако объекты и элементы, размещенные на плоскости, не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции.
[...]
Заключение
Организация композиционного равновесия на плоскости является одним из главных принципов успешного искусства. Баланс, ритм и повторение, пропорции и масштаб, а также направление и движение играют важную роль в создании гармоничного и эмоционально сильного произведения.
При проведении композиции рекомендуется использовать сочетание симметрии и асимметрии для создания разнообразия и интереса. Повторение элементов и правильное использование пропорций и масштаба помогут усилить визуальное впечатление и организовать элементы композиции.
Так же не стоит забывать и о значительной роли доминанты – композиционного центра – в этом процессе.
Искусство композиции требует понимания и мастерства в организации пространства на плоскости, а также воздействия на эмоциональное восприятие зрителя. Следуя общим принципам организации композиционного равновесия, можно создать впечатляющие и вдохновляющие произведения искусства.
1. Голубева, О. Л. Основы композиции. – М.: Изобраз. искусство, 2001. - 120 с.
2. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие / Ростов н/Д: «Феникс», 2010 – 312 с.
3. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 – 144 с.
4. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 79 с.
5. Чернышев, О.В. Формальная композиция - «Белорусская академия искусств», 1999 – 153 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты
