8 Личностно-ориентированный подход в педагогике как методологическая основа исследования
Личностно-ориентированный подход представляет собой определенную методологическую ориентацию вуза, в рамках которой организуется такое взаимодействие преподавателей и студентов, которое в максимальной степени позволяет формировать у последних способность быть субъектами с тем, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно ставить и реализовывать цели своего самодвижения, направленного в конечном счете на их творческую самореализацию.
9 Логика педагогического исследования
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров: проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Основные критерия качества педагогического исследования: критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
10 Научный аппарат педагогического исследования
В педагогической теории выделяются методологические характеристики, позволяющие оценить качество педагогического исследования.
К ним относятся проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость.
11 Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования подразделяют на общенаучные и конкретно-научные.
12 Генезис школы и воспитания в школах Древнего Востока
В 3-2 тысячелетиях до н.э. воспитание стало определяться общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой – воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.
13 Воспитание и образование в античном мире. Афинская и спартанская система образования
Цель воспитания (Др.Греция) – формирование героического характера (всегда быть лучшим и превосходить других: на поле сражения, в спортивных состязаниях, в игре на лире, в стихосложении и на пиру).
Содержание воспитания: давать интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
14 Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения
Пифагор (VIв. до н.э.) оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание». Затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.
15 Педагогическая мысль Древнего Рима.
Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной.
На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы.
16 Развитие церковной культуры и появление церковных школ в раннем средневековье. Школа в развитом средневековье. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.
В период Высокого Средневековья сформировалась система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы.
17 Педагогическая мысль эпохи Возрождения
Эпоха названная Возрождением, означала восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.
Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны.
Педагоги-просветители (гуманисты) эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XV в.).
18 Педагогическая мысль Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации
В XIV-XV вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других городах.
В XVI в. начался новый этап развития белорусской культуры, связанный