Первый список
1 Дайте определение понятию «специальная психология». Назовите предмет, объект, принципы, цели и задачи специальной психологии.
2 Методы специальной психологии и ее основные разделы.
3 Перечислите и охарактеризуйте этиологические факторы психологического дизонтогенеза.
4 Дайте определение понятию «речевые нарушения». Классификация речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений.
5 Охарактеризуйте особенности психического развития детей речевыми нарушениями.
6 Дайте определение понятия «аутизм». Формы аутизма. Степени выраженности аутизма.
7 Охарактеризуйте особенности поведения аутичных детей, причины аутизма.
8 Дайте определение понятию «нарушения функций опорно-двигательного аппарата». Виды нарушения ОДА.
9 Дайте определение понятию «детский церебральный паралич». Формы детского церебрального паралича. Степени ДЦП.
10 Охарактеризуйте психологическое развитие детей с ДЦП. Степени тяжести. Виды ДЦП.
Второй список
4 Перечислите и опишите общие и специфические закономерности аномального развития.
5 Опишите причины отклонения в развитии психики ребёнка и факторы их определяющие.
6 Раскройте роль биологического и социального факторов в развитии психики детей с отклоняющимся развитием.
7 Охарактеризуйте понятие «дефекта», его структуру, первичный, вторичный и третичный дефект.
14 Сравните клиническую картину развития детей с ЗПР и УО.
15 Опишите основные направления в работе психолога с детьми с ЗПР и УО.
26 Охарактеризуйте особенности психического развития детей с ДЦП.
30 Дайте характеристику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
34 Опишите невропатию и невроз как патохарактерологическое развитие личности.
35 Раскройте сущность психокоррекционной работы с детьми с дисгармоническим развитием личности.
36 Перечислите задачи и принципы изучения детей с нарушением в развитии. Охарактеризуйте методы изучения детей с нарушениями развития.
37 Опишите особенности составления психологического заключения по результатам обследования ребёнка с нарушениями в развитии.
38 Опишите специфику консультирования родителей особых детей. Перечислите основные стадии, тактики и методы консультирования родителей детей с отклоняющимся в развитии.
39 Дайте характеристику дисгармонического развития личности подростка.
40 Опишите особенности консультирования семьи ребенка с отклонением от нормы развития.
41 Охарактеризуете особенности консультирования ребенка с задержкой психического развития.
42 Охарактеризуете особенности консультирования семей, имеющих детей с умственной отсталостью, ДЦП, РДА.
43 Перечислите основные принципы и этапы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии.
44 Перечислите и охарактеризуйте основные методы психоконсультативной и психокоррекционной работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОПФР.
Первый список
1 Дайте определение понятию «специальная психология». Назовите предмет, объект, принципы, цели и задачи специальной психологии.
Специальная психология - психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедленном или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение…
2 Методы специальной психологии и ее основные разделы
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются…
3 Перечислите и охарактеризуйте этиологические факторы психологического дизонтогенеза
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития…
4 Дайте определение понятию «речевые нарушения». Классификация речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений
Речевые нарушения - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности…
5 Охарактеризуйте особенности психического развития детей речевыми нарушениями
Особенности речевого развития детей оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений…
6 Дайте определение понятия «аутизм». Формы аутизма. Степени выраженности аутизма
Нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению социального взаимодействия, является аутизм. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. Не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм…
7 Охарактеризуйте особенности поведения аутичных детей, причины аутизма
Несмотря на то, что симптомы этого заболевания очень разнообразны и зависят от возраста, тем не менее, существуют определенные черты поведения, которые присущи всем детям-аутистам.
Характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются…
8 Дайте определение понятию «нарушения функций опорно-двигательного аппарата». Виды нарушения ОДА.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков лица…
9 Дайте определение понятию «детский церебральный паралич». Формы детского церебрального паралича. Степени ДЦП.
Детский церебральный паралич — термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде…
10 Охарактеризуйте психологическое развитие детей с ДЦП. Степени тяжести. Виды ДЦП.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается…
Второй список
4 Перечислите и опишите общие и специфические закономерности аномального развития
Общие закономерности аномального развития:
1. Дивергенция, т.е. расхождение 2-х планов развития: биологического и социального. В норме эти 2 плана совпадают. Ребенок с отклонениями в развитии физически растет, созревает, а в плане психического развития отстает, если не проводить коррекционной работы, то это усугубляется…
5 Опишите причины отклонения в развитии психики ребёнка и факторы их определяющие
В основе тех или иных проблем в развитии особого ребенка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное строение и деятельность органов или всего организма. В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные…
6 Раскройте роль биологического и социального факторов в развитии психики детей с отклоняющимся развитием
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
- хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций…
7 Охарактеризуйте понятие «дефекта», его структуру, первичный, вторичный и третичный дефект.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Первичный дефект – повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами…
14 Сравните клиническую картину развития детей с ЗПР и УО.
Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой…
15 Опишите основные направления в работе психолога с детьми с ЗПР и УО
Психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок…
26 Охарактеризуйте особенности психического развития детей с ДЦП
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается…
30 Дайте характеристику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни…
34 Опишите невропатию и невроз как патохарактерологическое развитие личности
Невропатия – распространенный вид нервности у детей, который характеризуется как повышенная нервная чувствительность. Симптомы:
- эмоциональная неустойчивость – лабильность, в том числе легкость возникновения аффектов, плача, беспокойства…
35 Раскройте сущность психокоррекционной работы с детьми с дисгармоническим развитием личности
Основная цель психологической коррекции нормального детства - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции, которая осуществляется клиническими психологами, пато- и нейропсихологами…
36 Перечислите задачи и принципы изучения детей с нарушением в развитии. Охарактеризуйте методы изучения детей с нарушениями развития
Задачами психологического изучения являются:
– выявление и квалификация особенностей психического развития детей, определение характера дефекта развития;
– определение потенциальных возможностей и установление ориентировочных сроков компенсации дефекта развития в условиях специального обучения и воспитания…
37 Опишите особенности составления психологического заключения по результатам обследования ребёнка с нарушениями в развитии
Вводная часть психологического заключения. Содержит: основные данные о ребенке (ФИО, возраст на момент обследования); тип образовательной программы и форму, по которой он обучается; приводятся основные жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов, других лиц…
38 Опишите специфику консультирования родителей особых детей. Перечислите основные стадии, тактики и методы консультирования родителей детей с отклоняющимся в развитии
Первый контакт с семьей. Родителю сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые справочные сведения о специалистах…
39 Дайте характеристику дисгармонического развития личности подростка
Гипертимный тип. Отличаются подвижностью, общи¬тельностью. Характерны вспышка¬ми агрессии и раздражения. Провоци¬рующий фактор - слишком сильное давление со стороны окружающих. Склонны к конфликтам, неусидчивости, недостаточной дисциплинированности, учатся неровно…
40 Опишите особенности консультирования семьи ребенка с отклонением от нормы развития
Консультирование родителей ребенка с отклонением в развитии базируется на следующих принципах. а) Соблюдение интересов больного ребенка. Этот принцип проводится во всех случаях, кроме резко выраженной патологии, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи (прежде всего детей)…
41 Охарактеризуете особенности консультирования ребенка с задержкой психического развития
Базовыми составляющими консультирования родителей является совместное исследование их представлений о ребенке, о себе, о жизни в целом, о заболевании ребенка. Сообщение диагноза – своего рода критический, переломный момент…
42 Охарактеризуете особенности консультирования семей, имеющих детей с умственной отсталостью, ДЦП, РДА
1 этап. Диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Сюда относятся материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции…
43 Перечислите основные принципы и этапы психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии
Основные принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы…
44 Перечислите и охарактеризуйте основные методы психоконсультативной и психокоррекционной работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОПФР
Таким семьям необходима комплексная психологическая помощь посредством:
- выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье;
- подбора средств регулирования взаимодействия между членами семьи;
- создания благоприятной психологической атмосферы для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности…