1. История становления и развития стилистики и учения о культуре речи.
Стилистика и культура речи прошли долгий и нелёгкий путь развития. Они зародились в Древней Греции и Древнем Риме - в теории и практике ораторского искусства. Как известно, риторика считалась в древнем мире «царицей искусств» - настолько сильно было её влияние на решение государственных дел, настолько эффективно воздействовала она на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки вкладывали в это понятие конкретное и определённое содержание. В V в до н.э., когда вполне сложилась культура ораторской речи, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить что-либо, побудить к действию и доставить слушателям удовольствие. И все эти три задачи непосредственно были связаны с умением выступать публично, владеть словом. Уже софисты - учителя красноречия в Древней Греции - создали невиданный культ слова, они обращали внимание на сжатость и закруглённость мысли, ритм речи, созвучие окончаний, изучали ораторскую лексику. Ученик великого Сократа Платон (427 до н.э. - 347 до н.э.) обогатил живую публичную речь приёмами полемики, яркой выразительностью языка, иносказаниями и метафорами.
2. Стилистика как наука. Основные направления современной стилистики.
Современная стилистика - исключительно разветвленная наука о функционально-стилевой дифференциации языка. Стилистика переориентировала лингвистические науки из области изучения системы языка в область употребления, т.е. к функционально-коммуникативной. Функциональная стилистика оказалась приоритетной в ходе изменения парадигмы языкознания, кроме того, тесно связанной с рядом новых и других смежных гуманитарных наук 2-й пол. ХХ в. (прагматикой, коммуникативной лингвистикой, психолингвистикой как теорией речевой деятельности, лингвистикой текста, герменевтикой, интерпретацией текста, когнитивными науками и др.), что и определило необходимость указанного междисциплинарного подхода в стилистических исследованиях.
Стилистика средств, ресурсов изучает имеющиеся в языке соотношения нейтральных и как-то маркированных средств выражения, стилистическая окраска отдельных единиц и соотносительные синонимические, антонимические, омонимические и др. ряды единиц. Стилистика ресурсов включает следующие разделы: фоника (фонетическая стилистика), стилистика словообразования, лексико-фразеологическая стилистика, стилистика частей речи (морфологическая), синтаксическая стилистика.
3. Стилистическая окраска языковых единиц. Двуплановость стилистической окраски.
Стилистическую окраску слова принято называть коннотативным значением или коннотацией (с; знак).. Разные виды стил. окраски слов отмечаются в словарях особыми пометами (книжн, высок, народно-поэтич).
Различаются два вида стилистической окраски:
(1) эмоционально-экспрессивная, передает чувства за счет взаимодействия семантики и оценочности:
Рациональная оценка (плохой, неинтересный, бесполезный)
Эмотивная оценка, часто образная (балбес, болван, хлыщ – разг; критикан, кисейная барышня – книжн.)
Экспрессия выражается усилением эмотивности и рациональности
Лексико-графические пометы в словарях. В тексте могут получать эмоц-экспресс. окраску и нейтральные слова (вода у Маяк). Слова в заглавии часто обрастают дополнительными смысловыми значениями.
4. Стиль как основная категория стилистики. Классификация функциональных стилей.
Термин «стиль» крайне многозначен. Он исп. в разных науках и в рамках каждой имеет свое значение.
a. Стиль – своеобразие, качественная определенность явления.
b. Стиль – устойчивая повторяемость.
Сейчас лингвисты, используя термин «стиль», чаще имеют в виду функциональный стиль. В стилистике ресурсов стиль определяется как совокупность одинаково окрашенных единиц языка.
B ocнoвe клaccификaции cтилeй лeжaт экcтpaлингвиcтичecкиe фaктopы: cфepa пpимeнeния языкa, oбycлoвлeннaя eю тeмaтикa и цeли oбщeния. Cфepы пpимeнeния языкa cooтнocятcя c видaми дeятeльнocти чeлoвeкa, cooтвeтcтвyющими фopмaм oбщecтвeннoгo coзнaния (нayкa, пpaвo, пoлитикa, иcкyccтвo). Tpaдициoнными и coциaльнo знaчимыми cфepaми дeятeльнocти cчитaютcя: нayчнaя, дeлoвaя (aдминиcтpaтивнo-пpaвoвaя), oбщecтвeннo-пoлитичecкaя, xyдoжecтвeннaя. Cooтвeтcтвeннo им выдeляютcя и cтили oфициaльнoй peчи (книжныe): нayчный, oфициaльнo-дeлoвoй, пyблициcтичecкий, литepaтypнo-xyдoжecтвeнный (xyдoжecтвeнный). Им пpoтивoпocтaвлeн cтиль нeoфициaльнoй peчи — paзгoвopнo-бытoвoй — paзгoвopный), экcтpaлингвиcтичecкoй ocнoвoй кoтopoгo являeтcя cфepa бытoвыx oтнoшeний и oбщeния (быт кaк oблacть oтнoшeний людeй внe иx нeпocpeдcтвeннoй пpoизвoдcтвeннoй и oбщecтвeннo-пoлитичecкoй дeятeльнocти).
5. Научный стиль: экстралингвистические признаки и языковые особенности. Система подстилей.
Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
предварительное обдумывание высказывания,
монологический характер речи,
строгий отбор языковых средств,
стремление к нормированной речи.
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
- собственно научный,
- научно-технический (производственно-технический),
- научно-информативный,
- научно-справочный,
- учебно-научный,
- научно-популярный.
6. Официально-деловой стиль: экстралингвистические признаки и языковые особенности. Система подстилей.
Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, обслуживающий сферу делового общения. Хотя его специфика проявляется как в письменной, так и в устной речи, термином «официально-деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных документов (акт, отчёт, служебное письмо, постановление, приказ и т.д.) и дипломатических документов. Следовательно, необходимо различать подстили: так называемый канцелярский (язык деловых бумаг) и собственно законодательный (язык законов).
Диапазон письменных жанров официально-делового стиля широк: от государственных законов, международных договоров до различных видов канцелярских документов и индивидуальных деловых бумаг. В курсе делового русского языка мы будем знакомиться с различными жанрами служебных документов и деловых переговоров.
7. Публицистический стиль: экстралингвистические признаки и языковые особенности. Система подстилей.
Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля:
политико-идеологический. Представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.
политико-агитационный. К нему относятся Воззвания, прокламации, приказы. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.
собственно публицистический. Наиболее распространенный. По-другому называется газетно-публицистический стиль. (собственно именно его мы и изучаем).
8. Разговорный стиль. Особенности функционирования. Разговорный стиль и разговорная речь.
Разговорный стиль – это стиль, который обслуживает сферу устного общения или устной коммуникации.
Разговорный стиль (разговорная речь) используется в широкой сфере личных, т. е. неофициальных, внеслужебных отношений. Этот стиль чаще называют разговорно-бытовым, но более точно было бы назвать его разговорно-обиходным, так как он не ограничивается только бытовой стороной, а используется как средство общения практически во всех сферах жизни — семейной, производственной, общественно-политической, учебной, научной, культурной, спортивной.
Функцией разговорного стиля является функция общения в своем «первородном» виде. Речь порождается потребностями непосредственного общения двух собеседников или более и выступает средством такого общения; она создается в процессе говорения и зависит от ответной реакции собеседника — речевой, мимической и т.д.
Огромную роль в звучащей речи играют интонация, логическое ударение, темп, паузы. В условиях непринужденного общения человек в значительно большей мере, чем при наличии официальных отношений, имеет возможность проявлять свои личностные качества — темперамент, эмоциональность, симпатии, что насыщает его речь эмоциональными и стилистически окрашенными (в основном — стилистически сниженными) словами, выражениями, морфологическим9. Положение литературно-художественного стиля в системе функциональных стилей русского языка.
М.Н. Кожина считает, что это особый стиль и приводит аргументы в пользу признания этого стиля самостоятельным в ряду других функциональных стилей русского языка: есть функция и стилеобразующие факторы, следовательно, перед нами явление однопорядковое с другими стилями.
Итак, это стиль произведений художественной литературы: поэзии и прозы.
Ф у н к ц и и: эстетическая, информативная, коммуникативная.
Ц е л ь — нарисовать живую картину, передать чувства, дать читателю возможность получить эстетическое наслаждение.
С ф е р а п р и м е н е н и я — искусство.
Ж а н р ы: проза (роман, повесть и т.д.), поэзия (поэма, стихотворение и т.д.).
10. Изобразительно-выразительные средства: звукопись, тропы, фигуры речи. Стилизация.
Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Звукопись создаётся самыми различными приёмами:
1. Аллитерация -повторение согласных.
2. Ассонанс — повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.
3. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
11. Культура речи как особая прикладная дисциплина. Предмет, задачи, компоненты культуры речи.
Культура речи — это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяются две стороны:
п р а в и л ь н о с т ь речи;
речевое мастерство.
Kyльтypa peчи кaк лингвиcтичecкaя нayкa, изyчaeт coвoкyпнocть и cиcтeмy кoммyникaтивныx кaчecтв. Пpeдмeтoм ee изyчeния являeтcя тeopeтичecкoe oбocнoвaниe и oпиcaниe peчeвoй кyльтypы вo вceй coвoкyпнocти и cиcтeмe ee кoммyникaтивныx кaчecтв. Пoнятиe «кoммyникaтивнoe кaчecтвo» — этo ocнoвнoe тeopeтичecкoe пoнятиe yчeния o кyльтype peчи. Пoд кoммyникaтивными кaчecтвaми peчи пoнимaютcя тaкиe ee ocoбeннocти, oбъeктивныe cвoйcтвa, кoтopыe oптимaльнo oбecпeчивaют пoтpeбнocти oбщeния и cвидeтeльcтвyют o выcoкoй peчeвoй кyльтype, ee coвepшeнcтвe. Ужe в aнтичныe вpeмeнa были выдeлeны и oxapaктepизoвaны мнoгиe из тex кaчecтв («дocтoинcтв peчи»), o кoтopыx нa пpoтяжeнии pядa вeкoв гoвopили пиcaтeли, лингвиcты, cпeциaлиcты пo cтилиcтикe и кyльтype peчи, нaпpимep чиcтoтa, яcнocть, кpaткocть, yмecтнocть и кpacoтa.
12. Виды речевой деятельности. Принципиальные различия письменной и устной форм речи.
С точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.
Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.
Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.
13. Норма - основное понятие культуры речи. Теория динамической нормы.
В лингвистике термин «норма» используется в двух смыслах - широком и узком.
В широком смысле под нормой подразумевают традиционно и стихийно сложившиеся способы речи, отличающие ту или иную языковую разновидность (диалект, социолект, вариант литературного языка, стиля и т.д.) от других. В этом понимании норма близка к понятию узуса[II] и рассматривается как традиционное употребление той или иной языковой единицы. Так, применительно к территориальному диалекту нормой для севернорусских диалектов является оканье, а для южнорусских - аканье.
В узком смысле понимание нормы неразрывно связано с понятием литературного языка. С.И. Ожегов определяет норму литературного языка следующим образом: «Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов». Диалекты и социолекты не подвергаются кодификации, и поэтому к ним неприменимо понятие нормы в узком смысле этого термина.
14. Типология норм русского литературного языка. Нормы императивные и диспозитивные.
Различают три типа языковых норм.
1. Нормы письменной и устной форм речи:
Лексические нормы (нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова. а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке (играет роль, имеет значение и ни в коем случае не наоборот). Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к ошибкам: Раскольников волочил жалкое существование. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.
Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
2. Специальные нормы письменной речи:
Нормы орфографии (правописание) включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.
15. Вариант и норма.
Языковая норма, ее становление, черты и основные свойства Центр понятие кр – лит норма.. Это историческое явление, тк изменение лит нормы обусловлено объективным, закономерным развитием самого языка, с одной стороны.
С другой стороны, изменение нормы зависит от развития общества, его требований и уровня культуры, развития литературы и искусства, возникновение новых традиций, а также в результате взаимодействия с др разновидностями языка и др нац языками.
Языковой вариант – разновидность одной и той же языковой единицы, которая при тождестве значений различается частичное несовпадение своего звукового состава. Вариантность, с одной стороны, можно рассматривать как избыточное явление, а с другой, как конкурентное средство. В результате конкурентной борьбы побеждает более удобный и целесообразный вариант для определенных условий общения.
16. Система коммуникативных качеств речи. Правильность как основное коммуникативное качество речи.
Качества речи(коммуникативные качества речи) – это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. Качества речи выделяют на основе соотношения речи и речевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность (Б.Н. Головин). Таким образом, то или иное качество выделяется на основе определенного соотношения.
Богатство речи– коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь―язык. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, неповторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения.
Выразительность речи – коммуникативное качество речи, которое проявляется в соотношении речь―сознание. Выразительность связана со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и пр.).