16. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии ХХ — ХХIвв
17. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия
18. Диалектика как философская теория развития.
19. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы
20. Синергетика как новое видение природы Основные идеи и принципы синергетики ее роль в постижении бытия
21. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Проблема сущности и существовании человека в современной философии
22. Деятельность как сущностная характеристика природы человека, основные направления деятельности. Социализации, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности
23. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Структура. свойства. признаки и функции сознания. Философско-антропологические проблемы психоанализа
24. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре ХХI в
25. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания
26. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
27. Познание как постижение истины. Основные концепции истины
28. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности
29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания
30.Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии
31. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная, политическая и социальная сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества, ее уровни и области
32. Философия истории и основные подходы к ее исследованию
33. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества
34. Философия культуры
35. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегию устойчивого развития
16. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии ХХ — ХХIвв
Раздел философского знания, изучающий бытие, называется онтологией. К числу основных проявлений бытия относятся природная, социальная и духовная реальности. Онтологический анализ мира проводится с помощью системы философских категорий, главными из которых выступают бытие и небытие. Категория «бытие» фиксирует все, что есть, существует в данный момент в мире независимо от того, знаем мы об этом или нет. В понятии бытия исчезают все конкретные различия многообразия мира, остается лишь одно свойство - существование. Категория «небытие» отражает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. В различные исторические эпохи категория бытия получала различную трактовку. Если в классической философии основное внимание уделялось преимущественно изучению природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в XX в. в качестве центральной философской проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. Рассматривая категорию бытия, целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные его основные формы.
17. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия
Материя обладает многочисленными свойствами: не сотворимость, не уничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.
Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы планетных систем. Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.
Традиционно в классической философии различались реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Реальное пространство и время понимались как характеристики объективной действительности. Перцептуальное пространство и время трактовались как формы упорядочения человеческих восприятий, представлений, переживаний и т. д. Под концептуальным пространством и временем имелось в виду воспроизведение реального пространства и времени в содержании теоретических моделей.
18. Диалектика как философская теория развития
Содержание принципов развития и взаимосвязи раскрывается в системе законов диалектики. Основные законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, что источник развития - это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса, выступающие в форме противоположностей. Противоположности борются и взаимоисключают друг друга, но при этом неразрывно связаны, взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (добро - зло, теория - практика, материальное - идеальное и др.).
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал -- внутренний источник движения и развития всего сущего.
19. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы
В предельно широком философском смысле природа-- это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, выступающая в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философского размышления о природе и отношении к ней человека.
Умозрительное философское истолкование природы как целостности носит название натурфилософии (от лат. natuга -- природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения способствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга. Со временем натурфилософские умозрительные построения вступили в конфликт с развивающимся естествознанием и были им отвергнуты, но философия не утратила своего значения для науки. Не подменяя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания природы.
20. Синергетика как новое видение природы Основные идеи и принципы синергетики ее роль в постижении бытия
Синергетика родилась из работ Ильи Пригожина (Бельгия) по термодинамике газов. Она дала хорошо работающую в естествознании модель описания и объяснения процессов развития. Современная философия активно осваивает синергетику, применяя ее к анализу разных областей, в том числе общества. Основные идеи (принципы) синергетики:
- любые природные, а тем более социальные процессы имеют стохастическую (вероятностную) составляющую и протекают в условиях той или иной степени неопределенности;
- «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;
- хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;
- взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия порождает флуктуации и точки бифуркации, которые могут стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур;
- для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них.
21. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Проблема сущности и существовании человека в современной философии
Раздел философии, в котором объектом изучения является человек, называется философской антропологией. Нужно отметить, что философия, обращаясь к изучению человека, обозначает ряд существенных, только ей свойственных вопросов;
– вопрос о сущности человека, то есть обнаружении сущностных признаков человека, которые выделяют его как уникальный, неповторимый феномен в мире других предметов, объектов;
– вопрос о природе человека, имеющий два аспекта. Первый аспект предполагает заглянуть как бы внутрь человека, через описание тех типологических особенностей, которые составляют его своеобразие, как видового начала. Второй аспект предполагает заглянуть в историю человека и ответить на вопрос: как он появился?
В современной философии и когнитивных науках выделяют следующие основные стратегии (концепции) интерпретации человека: натурализаторская, экзистенциалистская, рационалистическая и социологизаторская.
1.Натурализаторская концепция. В ее традициях человек понимается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более, чем животным.
22. Деятельность как сущностная характеристика природы человека, основные направления деятельности. Социализации, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности
Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности, направленную на достижение сознательно поставленной цели. Она характеризуется продуманным выбором способов и средств достижения цели. В обществе складывается многообразие конкретных видов деятельности, включающих в себя элементы как практической, так и теоретической деятельности.
Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Непосредственной причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей, которые и составляют реальные цели деятельности. Постановка цели предполагает определение соответствующих путей ее достижения, что отражается в понятии средств деятельности.
23. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Структура. свойства. признаки и функции сознания. Философско-антропологические проблемы психоанализа
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание – невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.
Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, определения его места и роли в мире. В истории философии сложились несколько вариантов ответа.
1. Субстанциализм (объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Индивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления.
2. Натуралистический функционализм. Согласно этому подходу, сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя в ощущениях.
3. Социокультурный функционализм берет начало в немецкой классической философии. В этой концепции сознание считается способностью высокоорганизованной материи – мозга общественно развитого человека – отражать объективный мир в индивидуальных субъективных образах и в коллективных формах общественного сознания.
24. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре ХХI в
Благодаря развитию интернет-технологий появляется новая форма общественной организации-«Глобальная деревня»-все люди через распространение универсальных культурных образов, а также мировых торговой и финансовой систем оказались объединенными во взаимозависимое сообщество.
Сегодня каждый человек имеет быстрый доступ практически к любой инф-ции. Все это открывает не только новые возможности для развития, но и несет множество угроз. Переизбыток инф-ции может способствовать дезинфции, негативно влиять на здоровье и психическое состояние человека. Интернет уничтожая социальные барьеры ставит проблему индивидуальной и культурной идентичности.
Современ. человек живет в условиях многообразия мировоззренческих ориентиров.
Современ. мыслители констатируют появление нового типа неравенства и эксплуатации в связи с развитием ИТ. Появился новый господствующий класс. Это информационная элита, т.е. владельцы компаний, производящ. программное обеспечение.
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства.
25. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, так как сознание - невидимый поток мыслей и чувств, находящийся внутри нас. Оно не существует как отдельный предмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить его нельзя с помощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.
В философии сознание рассматривается через целый ряд взаимосвязанных проблем: 1) как существует сознание; 2) каковы его сущностные черты (основные свойства); 3) как оно возникло (генезис сознания); 4) каковы структура и субстрат сознания.
Решение первой из этих проблем связано с основным вопросом философии об отношения сознания к бытию, определения его места и роли в мире. В истории философии сложились несколько вариантов ответа.
1. Субстанциализм (объективный идеализм и дуализм). Это первоначало мира в виде Бога, космической души (Мирового Разума), особой духовной субстанции. Индивидуальное человеческое сознание (душа) рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления.
26. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.
На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности.
Ощущение- это форма чувственного отражения, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определенным органом чувств. Определяющая особенность ощущений - отражение отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. Восприятие - это более сложная форма чувственного отражения, основанная на комбинации ощущений и поэтому способная отразить предмет или явление в. Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом.
Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики.
27. Познание как постижение истины. Основные концепции истины
Понятие «истина» как достоверное, правильное знание о чем-либо противопоставлено понятиям «заблуждение» (непреднамеренное несоответствие суждений объекту) и «ложь» (преднамеренное искажение, подтасовка фактов). Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Причем истина понималась Аристотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Возникнув в античный период, эта классическая концепция истины (иногда ее называют корреспондентской) стала доминирующей в теории познания.
В процессе исторического развития философии и науки классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем. Не было ясно, в чем именно «находящиеся внутри нас» знания соответствуют внешней действительности (взаимосвязь объекта и субъекта).
28. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности
Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе и самом познании. В данном определении отражены две характеристики науки - деятельность по получению нового знания и ее результат. Однако содержание науки этим не исчерпывается. Она выступает как социальный институт (комплекс действий, отношений, кадров, учреждений и норм), форма общественного сознания и производительная сила общества.
Отражая многообразие мира, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание; обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении - логика и эпистемология. В отдельные группы выделяют технические науки и математику.
Одновременно происходило явление более глобального порядка - смена типов рациональности всей науки. Тип научной рациональности - это господствующие на определенном этапе развития науки идеалы познавательной деятельности, другими словами, представления о том, как правильно построить отношение «субъект - средства исследования - объект», чтобы получить объективную истину.
29. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания
Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч. органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.
Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).
30. Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии
Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, включающая в себя индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения.
Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях острого противостояния различных подходов. К середине XIX в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.
Натуралистический подход (уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества).
Культуроцентристский подход рассматривал общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.
Психологический подход рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.
Социологизм -- социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество -- результат развития общественно-исторической практики людей.
31. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная, политическая и социальная сферы общественной жизни. Духовная жизнь общества, ее уровни и области
Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью деятельностно-системного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационная, духовная. Им соответствуют четыре основные сферы (подсистемы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера -- базовая, определяющая в жизни обществ Она включает в себя: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ.
Экономическая сфера существует в следующих формах
- экономическое пространство -- то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
- деятельность институтов управления экономикой;
- способ производства материальных благ.
Социальная сфера -- система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.
32. Философия истории и основные подходы к ее исследованию
История - это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс.
Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейный(стадиально-поступательный) и нелинейный.
Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположен прогрессу социальный регресс - это процесс упрощения, деградации общества.
Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов -- общественно-экономических формаций.
33. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества
Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка» неопозитивизма(логический позитивизм). Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара свели философию до уровня логического анализа языка науки. В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Согласно принципу конвенционализма, в основе научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к формулам физики.
В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики науки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда).
34. Философия культуры
Слово культура - одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют сегодня культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие эмпирические области знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др.
Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Философия культуры - это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.
Главный вопрос философии культуры - это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.). Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды, человека и как форма созидания нового. Следует отметить, что в не философии существуют тенденции, связанные с отрицанием существования универсалий культуры. Так, культурология выделяет явления культуры путем простого перечисления ее отдельных элементов (прежде всего - обрядов, традиций, обычаев), не ставя задачи установления, как внутреннего единства этих элементов, так и связи культуры в целом с другими явлениями общественной жизни.
35. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегию устойчивого развития
Глобализация - определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т. п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер.
Чтобы разобраться в сущности современной глобализации, необходимо считаться с тем, что она имеет сложную, многоуровневую структуру, она состоит из двух уровней: естественной, неуправляемой глобализации и глобализации искусственной, организуемой, управляемой.
Естественная глобализация - эволюционный процесс восприятия различными народами достижений других народов, их культур и традиций. Это восприятие происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития этих народов, а главное, их желания усвоить и на практике применять те или иные достижения других социокультурных традиций.
Искусственная глобализация - это попытка навязать силой или другими методами - обманом, убеждением, подкупом и т.д. - те или иные представления о мире: экономические, политические, духовные, ценностно-мировоззренческие и др. При этом глобальная система, делая национальные государства своими элементами, определяет их существование и развитие.