Риски в системе международной логистики
Структура рисков международной логистической деятельности достаточно обширна и насчитывает порядка 150 видов рисков. Классифицировать риски можно различным образом.
1. Страновые риски. При осуществлении международной логистической деятельности одним из немаловажных моментов является учет особенностей страны партнера. Это обуславливается множеством факторов, которые объединены в группу страновых рисков (риск страны) и являются актуальными для субъектов международной логистической деятельности. Они могут быть политическими и макроэкономическими.
Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Политические риски можно разделить на четыре группы:
- риск национализации и экспроприации;
- риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;
- риск разрыва контракта из-за действий власти страны, в которой находится компания-контрагент;
- риск военных действий и гражданских беспорядков.
Макроэкономические риски. При осуществлении международной логистической деятельности необходимо учитывать факторы рисков, связанные с платежным потенциалом страны-дебитора, и поэтому требуется, прежде всего, анализ макроэкономических показателей страны и анализ рыночного потенциала. К ним относятся:
1) внутренняя экономика страны;
2) экономика страны партнера;
3) задолженность государства (внутренняя и внешняя).
2. Риск выбора и надежности партнера. При заключении любой сделки для снижения риска по внешнеэкономическим контрактам одним из необходимых условий является проверка предполагаемого партнера. Чтобы проверить делового партнера, существует два пути: оценить самостоятельно или воспользоваться услугами других организаций. Все зависит от вашего желания и финансовых возможностей.
3.Маркетинговые риски. Группа маркетинговых рисков в международной логистической деятельности связана с возможностью продвижения и реализации товаров на рынках сбыта.
К основным маркетинговым рискам относятся:
информационный;
инновационный;
отраслевой.
Информационный риск — это риск отсутствия, неопределенности или недостоверности информации. Информация может касаться как юридической базы для подготовки контракта, состояния дел у партнера и его банка, так и (в большей части) информации о состоянии рынка товаров (услуг), которые предлагаются.