Задача 1. Приведите несколько определений понятия «качество». Оцените, какое из них, на ваш взгляд, наиболее полно и актуально отражает сущность понятия «качество» и обоснуйте свою точку зрения
Существуют разные подходы к понятию "Качество", рассмотрим некоторые из них:
Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Качество -- философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество.
Качество -- это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
Е.Б. Герасимова, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин определяли качество как: - систему экономических отношений и связей по поводу производства благ, товаров и услуг. Эти отношения отражают потребительские, эстетические, конкурентные, экономические характеристики, современному уровню развития техники и технологии, спроса и предложения, форм рыночных связей и т.п. [1, c.38]
- информацию отображения совокупности собственных характеристик объекта, выполняющих требования рыночной конъюнктуры.
У.Э. Деминг на вопрос, что такое качество, отвечал, что "качество можно определить, только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качество".
Ведущие зарубежные ученые, занимающиеся проблемами управления качеством, дают следующие определения категории "качество".
У. Шухарт понимал под качеством различие между предметами, а также дифференциацию по признаку "хороший -- плохой".
К. Исикава рассматривает два аспекта качества:
- объективные физические характеристики;
- субъективную сторону -- насколько вещь "хороша".
Д. Джуран в понятии качества выделяет:
- пригодность для использования (соответственно назначению);
- субъективную сторону: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
Задача 2. С позиции маркетолога оцените показатели качества одного из продуктов или услуг предприятия, на котором вы работаете (или любого промышленного предприятия Республики Беларусь). Оцениваем ОАО Беларуськалий
Стратегической целью предприятия является сохранение и укрепление своей позиции на существующих ранках сбыта и освоение новых рынков за счет создания конкурентоспособной продукции стабильного качества , удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей, поддержания у них доверия к предприятию, как к надежному поставщику.
Основной целью "Программы развития ОАО "Беларуськалий" до 2020 года" является повышение экспортного потенциала ОАО "Беларуськалий" за счет увеличения мощности по производству калийных удобрений до 15 млн. тонн в год и выпуска конкурентоспособной по качеству и ассортименту продукции.
Продукция продвигается как напрямую от самой компании, так и через поставщиков.
Одной из сильнейших сторон можно считать наличие квалифицированных кадров и высокопрофессионального менеджмента. Большинство сотрудников предприятия проработали на нем много лет и в совершенстве владеют технологией производства. Хорошо осведомлены о геологических особенностях не только того участка, где они работают, но и многих других районов месторождения. Компания имеют эффективную систему бонусов для лучших рабочих, и тратят не малые деньги на мотивацию сотрудников.
Огромные средства выделяются на НИОКР. К примеру, на всех рудоуправлениях существуют солеотвалы. И необходимо придумать как их в дальнейшем можно использовать.
Основной ключевой целью предприятия является повышение экспорта продукции, увеличение объёмов производства, улучшение качества продукции.
В области маркетинга: основной целью предприятия является сохранение и укрепление своей позиции на существующих рынках сбыта и освоение новых рынков за счет создания конкурентоспособной продукции стабильного качества, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей, поддержания у них доверия к предприятию, как к надежному поставщику.
На ОАО «Беларускалий» разработана и внедрена в Первом — Четвертом рудоуправлениях ОАО «Беларуськалий» система статистических методов контроля и управления технологическими процессами и качеством выпускаемой продукции в виде электронных пакетов модифицированных контрольных карт Шухарта.
Задача 3. Опишите, в чем состоит отличие понятий «стандартизация» и «сертификация»
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендованных.
Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредствам широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействию научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях [1, c. 55].
Выделяют четыре уровня стандартизации: международная, региональная, национальная и административная.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, оформляемые в виде нормативного документа.
Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утверждённый признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определённых объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определённой области.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификация и стандартизация по сути своей будут схожими, родовыми понятиями из области метрологии. Как у стандартизации, так и у сертификации есть свои объекты по направлению деятельности, цели, формы, методы. К данным выводам можно прийти, если рассматривать понятия «стандартизация» и «сертификация» в широком смысле. Если же рассматривать две этих категории в узком смысле, то будет очевидно, что понятие «стандартизация» намного шире. Стандартизация вырабатывает общие формы, методы, правила для оценки и качественной характеристики тех или иных объектов. Проще говоря, стандартизация не направлена на оценку конкретного предмета (товара, работы, услуги) - она оценивает в совокупности: группу одинаковых товаров; группу работ; группу услуг. Сертификация же предназначена для оценки конкретного товара, работы, услуги, с присущими им специфическими свойствами и характеристиками. Сертификация индивидуализирует предмет.