1. Роль и функции управленческого учета в процессе управления организацией.
2. Роль и функции контроллинга на всех этапах процесса управления организации.
Список использованной литературы
1. Роль и функции управленческого учета в процессе управления организацией
Управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.
Его предназначение – обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Она обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач перспективного развития организации.
В то же время исследователи отмечают следующие специфические черты управленческого учета:
1) управленческий учет - это некая интегрированная система учета, нормирования, планирования, контроля и анализа;
2) управленческий учет - это система и способ управления;
3) подсистема бухгалтерского финансового учета.
Цель управленческого учета – ориентация управленческого процесса на достижение основных целей, стоящих перед предприятием. Для этого управленческий учет обеспечивает выполнение следующих функций:
- координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
- информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
- создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
- обеспечение рационального управленческого процесса.
Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений.
Объектами управленческого учета являются издержки (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутренние цены, предполагающее использование трансфертного ценообразования, бюджеты и внутренняя отчетность.
2. Роль и функции контроллинга на всех этапах процесса управления организации
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
1) сервисная (предоставление необходимой информации для управления);
2) функция принятия решений (управляющая функция);
3) внутренний контроль на предприятии.
Сервисная функция – это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля.
Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные показатели (плановые, нормативные) и фактические, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.
Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений. Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.
В отличие от ревизии контроллинг ориентирован на текущие и будущие результаты деятельности и не связан с документальной проверкой на местах совершения хозяйственных операций.
Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения.
1) Мансуров П.М. Управленческий учет: учебное пособие / П.М.Мансуров / Ульяновск : УлГТУ, 2015. – 175 с.
2) Глущенко И.Н. Управленческий учет: учеб. пособие / И.Н. Глущенко, Д.П. Устич. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транс порте», 2015. – 324 с.
3) Ильина, А. В. Управленческий учет : учеб. пособие / А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 180 с.
4) Теплякова, Т. Ю. Контроллинг : учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. − 143 с.
5) Карминский A.M. Контроллинг: Учебник. — А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.