Краткое содержание
Был проведен эксперимент, целью которого было изучение влияния музыки и молчания на уровень продуктивности учебной деятельности и монотонной работы. В результате этого эксперимента было выявлено следующее:
1) уровень продуктивности учебной деятельности повышается с наступлением тишины, но снижается при прослушивании музыки (классической и поп-музыки);
2) уровень продуктивности при выполнении монотонной работы повышается при прослушивании музыки (классической и эстрадной).
Введение
С первых дней жизни человек находится в мире звуков. Звук – это механические колебания воздуха, которые воспринимаются человеческим ухом. Звук, как и свет, является важнейшим источником информации и коммуникации между человеком и окружающим миром. Он может быть приятным и приятным, или раздражающим и даже вредным. Восприятие людьми звука во многом субъективно и зависит от их характера, эмоционального и психологического состояния. Одному человеку одна музыка доставляет удовольствие, другая раздражает и вызывает негативные реакции [4;5].
Музыкальная культура в своем глубоком смысле давно вышла за рамки круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки для воздействия на состояние человека в настоящее время стало практически полным. Сила музыки для воздействия на состояние человека в настоящее время используется в терапевтических сеансах, рекламе, кинофильмах и т.д. В свое время американский медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук высокой громкости способствует свертыванию белка (сырое яйцо, помещенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось "вареным" за три часа) [2;3].
Исследования и эксперименты, посвященные изучению музыки, можно назвать актуальными, потому что музыка существовала и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни. Музыка влияет на здоровье, настроение и поведение человека, что особенно актуально сегодня.
Цель работы: определить влияние тишины и музыки на уровень продуктивности монотонной работы и учебной деятельности.
Гипотеза: существуют различия в уровне продуктивности монотонной работы и учебной деятельности, в зависимости от видов музыки и тишины.
Методика
Испытуемые: 18 подростков 15-16 лет, учащиеся 10 класса.
Материалы: математические задачи для решения (3 варианта), данные задачи среднего уровня сложности, уровень сложности от задания от задачи к задаче не повышается (5 задач); набор крупного бисера трех цветов; музыка (классическая и современная поп-музыка).
Оборудование: ноутбук и акустические колонки.
Методы исследования: анализ, опыт.
Процедура: эксперимент проводился в три этапа, разница между этапами в один день.
На первом этапе учащиеся выполняют задания в тишине, на втором этапе при прослушивании классических музыкальных произведений, а на третьем при прослушивании современной поп-музыки.
Ход проведения каждого этапа остается таким же, меняется лишь музыка или состояние тишины. Учащимся предлагаются для решения на бланках математических задачи (на каждый этап свой вариант), перед тем как приступить к решению, проговаривается ограничение во времени (10 минут) и запрет на любое общение. После того как время закончилось экспериментатор собирает бланки с ответами.
Инструкция: «Перед вами находятся бланки с задачами, у вас есть 10 минут, для того чтобы справится с заданием. Как только я сообщу об окончании времени вы должны отложить листы с ответами на край стола. Задание вы должны выполнять в тишине, запрещено переговариваться и просить помощи».
Затем подросткам предлагается разбиться на 3 группы по 6 человек. Каждой группе дается одно и то же задание. Задание заключается в том, чтобы рассортировать бисер в зависимости от его цвета, при этом время не ограничивается. Как только одна из групп заканчивает задание, они сообщают экспериментатору, который в последующем отмечает, за какое время справилась каждая группа, а затем просчитывает среднее время, затраченное тремя группами на выполнение данного задания.
Инструкция: «Перед каждой группой на столе есть коробка с цветным бисером – красного, желтого и зеленого цвета, каждая группа должна рассортировать бисер в зависимости от его цвета, в три отдельные емкости. Как только одна из групп, справится с заданием, она должна громко сообщить мне об этом».
Результаты:
В ходе эксперимента, нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице (решения математических задач) и на рисунке (выполнение задание на сортировку бисера по цвету).
Обсуждение
Когда речь идет об изучении и напоминании новой информации или решении задач и задач, требующих концентрации, любые отвлекающие факторы оказывают крайне негативное воздействие на человека, включая музыку, а поп-музыка в учебной деятельности более отвлекает и менее продуктивна, чем классическая музыка.
Наши результаты согласуются с результатами исследования, проведенного в 2010 году исследователями Уэльского университета.
Участников эксперимента попросили изучить список из 8 случайно выбранных согласных и через некоторое время попытаться записать их в том же порядке. Студенты, которые просматривали список в тишине, делали это гораздо лучше, чем те, кто делал это с музыкальным сопровождением. По словам руководителя исследования Ника Перхама (Nick Perham), даже когда звуки музыки почти неуловимы, это отвлекает слишком много внимания, что негативно сказывается на процессе запоминания и построения человеческих вспомогательных логических цепочек [1].
При оценке влияния музыки на повышение производительности необходимо учитывать сложность и многогранность выполняемой задачи.
В нашем эксперименте мы обнаружили, что музыка является средством повышения производительности труда, в том случае, когда человек выполняет простую, монотонную работу, музыка оказывает на него чрезвычайно положительное влияние, как поп-музыка, так и классическая музыка, являясь фоновой музыкой, увеличивает производительность труда учащихся, занимающихся выполнением монотонных, монотонных задач (работы).