3.3 Пути совершенствования финансового обеспечения в УЗ «Воложинской ЦРБ»
Список использованных источников
3.3 Пути совершенствования финансового обеспечения в УЗ «Воложинской ЦРБ»
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие.
Здоровье населения во многом определяет возможность развития и реализации человеческого капитала, призванного содействовать устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны. Поэтому оздоровление населения и формирование эффективной системы здравоохранения являются одним из приоритетов государственной политики.
Наиболее масштабно долгосрочный прогноз социальной сферы представлен в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы.
На сегодняшний день развитие системы здравоохранения в является одним из приоритетных направлений работы правительства страны. В связи с этим разрабатываются приоритетные национальные проекты, направленные на повышение состояния здоровья населения. Важной задачей является обеспечение населения доступной медицинской помощью.
На современном этапе развития белорусской системы здравоохранения достигнуты значительные результаты в области повышения качества и доступности медицинской помощи, использования высоких медицинских технологий, оптимизации финансовых потоков в системе здравоохранения.
Вместе с тем данные успехи реализуются на фоне таких общемировых негативных тенденций как депопуляция и старение населения, рост заболеваемости и смертности трудоспособного населения, требующие увеличения объемов оказания медицинской помощи, разработки и внедрения современных методов лечения и профилактики, и как следствие постоянный рост расходов на развитие здравоохранения.
Таким образом, размер бюджетных средств, направляемых для компенсации затрат организаций здравоохранения на предоставление бесплатной медицинской помощи, ежегодно увеличивается.
В этой связи в Республике Беларусь сделаны первые шаги в области реформирования отечественной системы финансирования здравоохранения –сформирована система социальных стандартов, проводится оптимизация финансовых потоков отрасли в части переориентации ресурсов с дорогостоящей стационарной медицинской помощи на ресурсосберегающую амбулаторно-поликлиническую.
Уточненные социальные стандарты определили минимальные гарантии по оптимальному обеспечению медицинским обслуживанием жителей республики при организации оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи. Включение социального стандарта по санитарно-техническому обеспечению организаций здравоохранения позволило обеспечить безопасные условия оказания медицинской помощи и удовлетворения основных потребностей пациентов и персонала организаций здравоохранения.
Система социальных гарантий оказания гражданам медицинской помощи сегодня внедрена во всех регионах республики, используется для определения потребности в объемах услуг по оказанию всех видов медицинской помощи и осуществления эффективного планирования деятельности государственных организаций здравоохранения.
Функции основного социального стандарта в области здравоохранения выполняет норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя, который ежегодно определяется в установленном порядке Министерством финансов совместно с Министерством здравоохранения и включается в проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год по Республике Беларусь и по бюджетам областей и г. Минску. Формирование объемов бюджетных средств после определения нормативов перераспределяется внутри области между районами, внутри районов между организациями здравоохранения (юридическими лицами). Данные нормативы являются минимальными и могут быть увеличены исходя из финансовых возможностей административно-территориальных единиц.
На основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в административно-территориальных единицах Республики Беларусь разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан. Программы определяют социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления бесплатной медицинской помощи.
Внедрение территориальных программ в целом привело отрасль к единому пониманию планирования объемов медицинской помощи и расходов на неё и явилось основой для реструктуризации медицинской помощи и ее структурной переориентации.
Для рационального использования ресурсов в здравоохранении продолжено развитие общей врачебной практики в сельской местности. В настоящее время по принципу общей врачебной практики в республике работает 398 самостоятельных врачебных амбулаторий [2].