Психолого-педагогические условия обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Психолого-педагогические условия обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
251.00 BYN
Психолого-педагогические условия обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Детская психология
Организация: Детский сад №12, УДО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Кто я?».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика "Назови, чьи вещи".
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
1.1 Проблема гендерной социализации детей дошкольного возраста
1.2 Особенности гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
1.3 Обеспечение гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Выводы по Главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Программа гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературных источников
Приложения
Введение
Современные особенности процесса построения социальной стратегии государства направлены на формирование определенной устойчивости в развитии на основе использования высокого уровня развития потенциала человека, что определяет особенности влияния гендерной составляющей всех сфер общественной жизни: политической, экономической, культурной и образовательной. При определении особенностей влияния гендерных отношений на социальные аспекты формирования общества, необходимо отметить, что гендерные аспекты представляют собой одну из наиболее важных проблем XXI века.
В современном мире наблюдается трансформация представлений о стереотипах женственности и мужественности. Формирование определенной индивидуальности человека, которая способствует его эффективной самореализации вне зависимости от половой принадлежности, является ядром современных ценностных ориентиров.
Гендерная социализация представляет собой определенный процесс усвоения социальных ролей, направленных на формирование определенных потребностей, интересов и ценностей, характерных для гендерных особенностей поведения. Наиболее важным периодом в процессе формирования гендерной культуры личности является дошкольный период. Дальнейшие периоды являются менее эффективными в процессе гендерной социализации.
Значение гендерного образования сегодня огромно, поскольку направленность программ гендерного образования учитывает и тот факт, что современное общество категорически отвергает то, что мужчины и женщины имеют только один набор преимуществ, основанный на их половой принадлежности.
Реальным выходом из этой печальной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание в детских садах и дома. Целенаправленное раннее образование для девочек и мальчиков окажет большое влияние на развитие личности. и дать возможность девочкам и мальчикам развить личные качества, которые позволят им добиться успеха в современном обществе.
При анализе современной образовательной среды в рамках дошкольного образования, необходимо отметить наличие характеристик, которые указывали на наличие процессов феминизации среды и процессов обучения, которые окружают ребенка и предъявляют жесткие требования к процессам развития поведения, независимо от гендерных аспектов. Данный процесс происходит с трудом, так как в СМИ образы мужчин и женщин представляются во многом как противоположные характеристики. Мужчины во многом представляются как творческие и профессиональные личности, которые направлены на формирование определенных решений и формирования умения побеждать, в то время как функциональными особенностями женщин является умение создавать домашний уют.
Многие детские литературные источники и детские книги указывают на наличие устаревших гендерных стереотипов, которые представляют собой активные и творческие личности, в которых женщины являются личностями, которым требуется защита и восхищение. Также, для учреждения дошкольного образования характерными являются такие особенности как закрепление стереотипов межличностного взаимодействия, в рамках которого мальчики общаются с мальчиками, а девочки с девочками, что нарушает особенности взаимодействия между детьми разного пола. Все вышеперечисленные особенности определяют актуальность исследования, что представило особенности обеспечения гендерной социализации в учреждении дошкольного образования.
Значимость предложенного нами исследования обусловлено теми фактами, что существуют определенные противоречия, направленные на формирование научно-обоснованных представлений, направленных на создание благоприятных условий для проведения гендерной социализации. В современных аспектах изучения гендерной социализации сформировала особенности дезориентации мальчиков, что основано на формировании определенной феминности, сформировали несоответствие между определенной средой обучения и требованиями к современными моделям поведения мальчиков и девочек. Исходя из данных аспектов у детей старшего дошкольного возраста формируются неадекватные представления о собственных социальных ролях.
Гендерные вопросы становятся важными с того момента, когда ребенок осознает свою гендерную идентичность и понимает, что он не просто ребенок, а мальчик или девочка. Гендерная идентичность является одним из наиболее важных факторов в развитии личности ребенка и влияет на всю его дальнейшую жизнь.
На сегодняшний день проведены некоторые исследования по психологии и педагогике гендера, но, к сожалению, их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика остается «бесполой». Исследования и эксперименты показали, что педагоги дошкольных учреждений и родители знают о гендерном воспитании и необходимости гендерного развития мальчиков и девочек, но часто не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей гендерного развития и задач, стоящих перед ними, и не умеют дифференцированно воспитывать детей разного пола.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
1.1 Проблема гендерной социализации детей дошкольного возраста
В современном мире проблемы развития дошкольного образования основаны на различных факторах развития гендерной социализации. Данные особенности в большей степени связаны с тем, что гендерные особенности мальчиков и девочек практически не учитываются в рамках программных и методических положений. Формирование процессов воспитания и образования основано в основном, на возрастных и психологических особенностях детей:
– формирование представлений о физическом развитии и социальном поведении;
– определение нормы интеллектуального и визуального уровня достижений;
- проявление агрессивных тенденций и т.д. [49].
Исторически мужское поведение развивалось как поведение кормильца, защитника семьи, сильного и твердого; в то время как женское поведение было «экспрессивным»: нежным, чувствительным, заботливым по отношению к детям и эмоционально поддерживающим своих мужей. Таким образом, эти нормы, воспитывающие и обучающие гендерно-ролевому поведению, закладываются в раннем возрасте в любимых играх детей.
Понятие социализации включает в себя процесс, в ходе которого люди приобщаются к достижениям человеческой цивилизации, приобретают социальный опыт и становятся культурными личностями. Приобретенные знания, навыки и умения являются необходимыми качествами для нормальной культурной жизни. Социальное окружение человека постоянно меняется. Таким образом, на протяжении всей жизни человек приобретает новый социальный опыт: выполняет новые виды деятельности, исполняет новые социальные роли и т.д. В то же время он/она воспроизводит определенные социальные отношения и влияет на свое окружение. Для того чтобы ребенок нормально развивался с самого рождения, он должен постоянно взаимодействовать с нормальной социальной средой [47].
Определение сущности вопроса гендерной социализации представляется одним из наиболее актуальных и важных в процессе формирования тех или иных направлений воспитательной работы. В рамках дошкольного периода происходит интенсивное развитие процессов самоощущения ребенка и определение себя как представителя определенного пола [6].
Н.Е. Татаринцева утверждает: «Гендерная социализация – это процесс усвоения гендерных (социополовых) ролей и воспроизведения типов поведения, ожидаемых обществом от мужчин и женщин. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола» [42, с.28].
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, формирования человека как мужчины или женщины. Этот процесс происходит при взаимодействии врожденных сексуальных тенденций и социального развития, а также культуры воспитания.
Среди современных отечественных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, генезису гендерной идентичности выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, М.Н. Зыковой, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.И. Лунина, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, И.В. Романова, А.Г. Хрипковой, А.А. Чекалиной.
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, позитивной и социально ориентированной помощью психо-сексуальному развитию личности, процессу формирования человека физически, социально и психологически как представителя мужского или женского пола.
Для достижения своих целей половое воспитание должно быть согласовано с закономерностями психосексуального развития ребенка. Половое воспитание начинается в самом раннем возрасте, первыми наставниками становятся родители и в некоторой степени воспитатели - именно им ребенок задает первые вопросы о гендере, о физических различиях между мальчиками и девочками. Все дети в возрасте до 2 лет задают эти вопросы. 6 месяцев и 3 года. 6 месяцев. И взрослые не всегда готовы к этому [10, с.123].
С.В. Суматохин определяет: «гендерная идентичность – это аспект самосознания, который описывает восприятие человеком себя как представителя определенного пола. Пол - это первая категория, в которой дети концептуализируют себя. В любом обществе от мальчиков и девочек ожидают разного и обращаются с ними по-разному, соответственно, в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С рождения ребенку присваивается акушерский или паспортный пол на основании генитальных характеристик. Указанный пол предсказывает, в какой гендерной роли, мужской или женской, будет воспитываться ребенок. Гендерная социализация ребенка начинается с момента рождения, когда родители и другие взрослые начинают обучать его гендерным ролям мальчика или девочки после определения паспортного пола ребенка» [41, с.47].
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: УДО «Детский сад №12». В исследовании приняли участие 40 воспитанников старшего дошкольного возраста. Выборка составила 15 (38%) мальчиков и 25 (62%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития основ гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Разработать программу гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Методика исследования:
1. Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек (И.П. Шелухина)
Цель методики: выявление уровня развития представлений о роли мужчин и женщин.
Детям предлагается 7 вопросов, за каждый полный и развернутый ответ дается 2 балла, за краткий ответ – 1 балл, за отказ от ответа – 0 баллов.
Обработка и интерпретация результатов исследования:
0-7 баллов – низкий уровень;
8-11 баллов – средний уровень.
12-14 баллов – высокий уровень.
2. Методика «Кто я?»
Цель методики: определить уровень развития представлений детей об образах «Я», мальчиков и девочек. Детям предлагается ответить на несколько вопросов, за каждый верный ответ ребенок получает 1 балл.
Обработка результатов:
1. 0-7 – низкий уровень;
2. 8-12 – средний уровень;
3. 13-18 – высокий уровень.
3. Методика –Назови, чьи вещи–
Цель: определение особенностей функционального назначения предметов в зависимости от предназначения.
Детям предлагаются картинки, на которых изображены предметы. Эти предметы необходимо распределить по группам: женские или мужские.
Ключ:
Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями.
Низкий уровень – ребёнку требуется помощь педагога, действия не поясняет.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
С целью формирования представления о особенностях гендерной социализации в учреждении образования, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек (И.П. Шелухина)».
Заключение
Анализ литературных источников показал, что гендерная социализация представляет собой важное направление в развитии личности детей дошкольного возраста. Задача учреждения дошкольного образования – обеспечить для детей эффективные психолого-педагогические условия для успешного формирования гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Понятие социализации включает в себя процесс, в ходе которого люди приобщаются к достижениям человеческой цивилизации, приобретают социальный опыт и становятся культурными личностями. Приобретенные знания, навыки и умения являются необходимыми качествами для нормальной культурной жизни. Социальное окружение человека постоянно меняется. Таким образом, на протяжении всей жизни человек приобретает новый социальный опыт: выполняет новые виды деятельности, исполняет новые социальные роли и т.д. В то же время он/она воспроизводит определенные социальные отношения и влияет на свое окружение. Для того чтобы ребенок нормально развивался с самого рождения, он должен постоянно взаимодействовать с нормальной социальной средой.
Гендерная социализация – это процесс усвоения гендерных (социальных) ролей и воспроизведения типов поведения, которые общество ожидает от мужчин и женщин. В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс формирования самоощущения ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Концепция воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации включает три основные составляющие:
1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки дошкольного возраста;
2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;
3) упорядочение процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста (индивидуальная помощь девочке/мальчику в детском саду и вне его в переходе от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения).
Необходимым условием для развития личности ребенка и для всех видов детской деятельности является развивающая среда. Наблюдения показывают, что детям нравятся дидактические и ролевые игры. Их очень интересуют пособия и материалы в больницах и семейных уголках. Подвижная, многофункциональная, предметно насыщенная развивающая среда становится основой для многофункционального развития каждого ребенка и формирования его сознательного отношения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы, физическое развитие и здоровье ребенка.
Одной из наиболее эффективных форм работы по формированию у детей осознания своей гендерной идентичности и сознательного отношения к своему полу является проектная деятельность. Эта деятельность стимулирует познавательный интерес и помогает повысить любознательность детей. Мероприятия проекта укрепляют и улучшают сотрудничество между дошкольными учреждениями и семьями и объединяют все сферы образования. Такая форма работы позволяет закрепить и обогатить знания детей о своем поле и активизировать их практическую деятельность на основе полученных знаний.
На сегодняшний день проведены некоторые исследования в области гендерной психологии и педагогики, но, к сожалению, их результаты не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика остается –бесполой–. Исследования и эксперименты показали, что педагоги дошкольных учреждений и родители понимают необходимость полового воспитания и гендерного развития мальчиков и девочек, но часто не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей и задач гендерного развития, не владеют дифференцированными образовательными подходами для детей разного пола.
Исходя из этого, перед педагогами дошкольных учреждений стоят следующие задачи в отношении гендерного воспитания детей дошкольного возраста
- Повысить устойчивый интерес и положительное отношение детей к себе как к объекту познания.
- Углублять осознание того, что все люди делятся на мужчин и женщин, содержание понятий –мальчик– и –девочка– и способствовать гендерной идентичности.
- правильно и грамотно реагировать на сексуальное развитие детей разного пола
- Поддерживать физическое и психическое здоровье детей, ощущаемое счастье и оптимизм в отношении окружающего мира.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 2017. – № 5. – С. 70–78.
2. Абубакирова, Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
4. Баурова, Ю.В. Гендерный подход в обучении / Ю.В. Баурова // Народное образование. – 2019. – № 7. – С. 217–221.
5. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2007. – 236 с.
6. Богданович, О.Н. Формирование гендерной культуры у дошкольников/ О.Н. Богданович. – Мозырь: ООО ИД –Белый Ветер–, 2009. – 6 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 382 с.
8. Веракса Н.Е. Социальная позиция дошкольника / Н.Е. Веракса. – М.: Академия, 2014. – 236 с.
9. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. − М.: Изд-во МГУ, 2000. − С. 201-215.
10. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в детском саду: физиологические, гигиенические и социальные аспекты [Текст]Москва: –Пашков дом–, 2016. – 80 с.
11. Гусева, Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции / Ю.Е. Гусева. – СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. – С. 141–146
12. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
13. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Челябинск, 2008. – 22 с.
14. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира: нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 2017. – 180 с.
15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. − СПб.: Питер, 2002. – 214 с.
16. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – М.: Академия, 2015. – 162 с.
17. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 65–69.
18. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
19. Клецина, И.С. Гендерный подход в анализе процесса социализации в период дошкольного детства / И.С. Клецина // Психолог в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 12–25.
20. Кодекс Республики Беларусь об образовании: [от 13 января 2011 г.: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г.]: по состоянию на 3 августа 2020 года. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2020. – 398 с.
21. Колесов Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. − 1985. – №3. − С. 146-152.
22. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – М.: Академия, 2012. – 245 с.
23. Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. − 1985. − №3. − С. 165-171.
24. Кон, И. Возрастная психология / И. Кон. – М.: Академия, 2014. – 258 с.
25. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального − М.: Академия, 2005. − С. 763-776.
26. Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. − 1981. − №2. − С. 47-57.
27. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры ребенка / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. – Мн.: Национальный институт образования, 2008. – С. 14–15.
28. Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры–драматизации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Конышева Елена Алексеевна; Перм. гос. пед. ун–т ; Урал. гос. пед. ун–т. — Екатеринбург, 2016. — 22 с.
29. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. − СПб.: Питер, 2000. – 218 с.
30. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. − М.: Академия, 2009. – 245 с.
31. Никитина, А.А. Особенности гендерной социализации современных мальчиков / А.А. Никитина // Психолог в детском саду. – 2012. – № 1. – С. 42–54.
32. Основы гендерного образования / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. − Алматы, 2003. − 288 с.
33. Репина, Т.А. Социальная психология / Т.А. Репина. – М.: Академия, 2014. – 214 с.
34. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. − 1984. − № 7. − С. 62-70.
35. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии − 1987. − № 2. − С. 159-165.
36. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 146–152.
37. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии. − 2002. − №6. − С.23-31.
38. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация –Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты–. – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.
39. Смотрицкая, Г.Е. Тенденции развития современной семьи и проблемы формирования гендерной культуры семейных отношений подрастающего поколения / Г.Е. Смотрицкая // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 63–67.
40. Столяренко, Л.Д. Гендерная социализация // Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов–на–Дону, 2011. – С. 314–352.
41. Суматохин, С.В. Значение социокультурной среды в формировании у детей гендерной идентичности / С.В. Суматохин // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 2. – С. 47–53.
42. Татаринцева, Н. Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2019. – №3. – С. 28–33.
43. Учебная программа дошкольного образования: (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
44. Хайсарова, Г.М. Роль педагогической культуры родителей в гендерном воспитании детей / Г.М. Хайсарова // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54–59.
45. Хасан, Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. − 2007. − № 3. – С.58-69
46. Чекалина, А.А. Гендерная психология / А.А. Чекалина. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
47. Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. − С. 94–104.
48. Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. – С. 77–87.
49. Ядов, В.А. Социальная идентичность личности / В.А. Ядов. − М.: Академия, 2014. – 256 с.
50. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 8. – С. 28–35.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика уровня социализации мальчиков и девочек.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Кто я?».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика "Назови, чьи вещи".
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты