Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
1.1 Проблема гендерной социализации детей дошкольного возраста
1.2 Особенности гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
1.3 Обеспечение гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
Выводы по Главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий обеспечения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.1 Изучение уровня развития представлений о роли мужчин и женщин у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Изучение уровня развития представлений об образах мальчиков и девочек у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о функциональном назначении предметов в соответствии с гендерной принадлежностью
2.4 Программа гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования
2.5 Анализ результатов исследования на контрольном этапе исследования
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературных источников
Приложения
1. Абраменкова, В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 70–78.
2. Абубакирова, Н. И. Что такое гендер? / Н. И. Абубакирова // Обществ. науки и современность. – 1996. − № 6. – С. 123–125.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
4. Баурова, Ю. В. Гендерный подход в обучении / Ю. В. Баурова // Нар. образование. – 2010. – № 7. – С. 217–221.
5. Бендас, Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2007. – 236 с.
6. Богданович, О. Н. Формирование гендерной культуры у учащихся: внеклассные мероприятия : пособие / О. Н. Богданович. – Мозырь : Белый Ветер, 2009. – 96 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2009. – 382 с.
8. Введение в гендерные исследования : учеб. пособие / под ред. И. В. Костиковой. − М. : Моск. гос. ун-т, 2000. – 252 с.
9. Веракса, Н. Е. Социальная психология : учеб. для вузов / Н. Е. Веракса. – М. : Академия, 2014. – 236 с.
10. Гусева, Ю. Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду / Ю. Е. Гусева // Гендерные проблемы в современном обществознании / под ред. Л. А. Герасимовой. – СПб., 2001. – С. 141–146.
11. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду : пособие для дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
12. Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / И. Н. Евтушенко ; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2008. – 22 с.
13. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – СПб. : Тускарора, 2000. – 180 с.
14. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. − СПб. : Питер, 2002. – 544 с.
15. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. – М. : Академия, 2015. – 162 с.
16. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопр. психологии. – 2000. – № 2. – С. 65–69.
17. Клецина, И. С. Гендерная социализация : учеб. пособие / И. С. Клецина. – СПб. : Рос. гос. пед. ун-т, 1998. – 92 с.
18. Клецина, И. С. Гендерный подход в анализе процесса социализации в период дошкольного детства / И. С. Клецина // Психолог в дет. саду. – 2012. – № 1. – С. 12–24.
19. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г., № 231-З // ilex : информ. правовая система / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
20. Колесов, Д. В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Д. В. Колесов // Вопр. психологии. − 1985. – № 3. − С. 146–152.
21. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста : монография / Л. В. Коломийченко. – Пермь : Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2002. – 116 с.
22. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский // Вопр. психологии. − 1985. − № 3. − С. 165–171.
23. Кон, И. Возрастная психология / И. Кон. – М. : Академия, 2014. – 258 с.
24. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И. С. Кон // Соотношение биологического и социального в человеке / отв. ред. В. М. Банщиков. − М., 2005. − С. 763–776.
25. Кон, И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопр. психологии. − 1981. − № 2. − С. 47–57.
26. Коновальчик, Е. А. Воспитание гендерной культуры ребенка / Е. А. Коновальчик, Г. Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008. – 94 с.
27. Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Е. А. Конышева ; Перм. гос. пед. ун-т ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – 22 с.
28. Крайг, Г. Психология развития : учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 939 с.
29. Куинджи, Н. Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в детском саду: физиологические, гигиенические и социальные аспекты : монография / Н. Н. Куинджи. – М. : Пашков дом, 2010. – 80 с.
30. Мид, М. Культура и мир детства : избр. произведения / М. Мид. − М. : Наука, 1988. – 429 с.
31. Никитина, А. А. Особенности гендерной социализации современных мальчиков / А. А. Никитина // Психолог в дет. саду. – 2012. – № 1. – С. 42–54.
32. Основы гендерного образования : учеб. пособие / сост.: Г. Т. Танирбергенова [и др.]. – Алматы : [б. и.], 2003. − 288 с.
33. Репина, Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии Т. А. Репина // Вопр. психологии. − 1987. − № 2. − С. 159–165.
34. Репина, Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопр. психологии. − 1984. − № 7. − С. 62–70.
35. Репина, Т. А. Социальная психология дошкольника : учеб. пособие / Т. А. Репина, Е. Н. Веракса, Н. Е. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2016. – 214 с.
36. Семенова, Л. Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста / Л. Э. Семенова // Вопр. психологии. − 2002. − № 6. − С. 23–31.
37. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. – М. : Информация XXI век, 2002. – 256 с.
38. Смотрицкая, Г. Е. Тенденции развития современной семьи и проблемы формирования гендерной культуры семейных отношений подрастающего поколения / Г. Е. Смотрицкая // Выхаванне і дадатк. адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 63–67.
39. Социальная идентичность личности : в 2 т. / отв. ред. В. А. Ядов. – М. : Ин-т социологии Рос. акад. наук, 1993–1994. – 2 т.
40. Столяренко, Л. Д. Гендерная социализация / Л. Д. Столяренко // Психология личности : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д, 2011. – С. 314–352.
41. Суматохин, С. В. Значение социокультурной среды в формировании у детей гендерной идентичности / С. В. Суматохин // Воспитание школьников. – 2013. – № 2. – С. 47–53.
42. Татаринцева, Н. Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н. Е. Татаринцева // Дошк. воспитание. – 2009. – № 3. – С. 28–33.
43. Учебная программа дошкольного образования : для учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения и воспитания. – Минск : Нац. ин-т образования, 2020. – 479 с.
44. Хайсарова, Г. М. Роль педагогической культуры родителей в гендерном воспитании детей / Г. М. Хайсарова // Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 54–59.
45. Хасан, Б. И. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола / Б. И. Хасан, Ю. А. Тюменева // Вопр. психологии. − 1997. − № 3. – С. 32–39.
46. Чекалина, А. А. Гендерная психология : учеб. пособие / А. А. Чекалина. – М. : Ось-89, 2006. – 256 с.
47. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики. Гендерные проблемы в образовании / О. Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2004. – № 8. – С. 28–35.
48. Штылева, Л. В. Основные понятия и важнейшие термины / Л. В. Штылева // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика : сб. ст. : в 2 ч. / ред. Л. В. Штылева. – Мурманск, 2001. – Ч. 1. –
С. 77–87.
49. Штылева, Л. В. От теории к практике. Как мы можем это изменить? / Л. В. Штылева, Н. Л. Пушкарева // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика : сб. ст. : в 2 ч. / ред. Л. В. Штылева. – Мурманск, 2001. – Ч. 1. – С. 51–54.