Правовое положение Парламента в системе высших государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительная характеристика Диплом
БрГУ им. А. С. Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Правовое положение Парламента в системе высших государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительная характеристика»
по дисциплине: «Конституционное право»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Правовое положение Парламента в системе высших государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительная характеристика
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 45%.
Уникальность свыше 45%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеется аннотация на русском языке, выполненная в программе MS Word.
В работе также имеется аннотация на русском языке, выполненная в программе MS Word.
Поделиться
Введение
1 Парламент как высший законодательный орган
1.1 Понятие представительной власти и парламента
1.2 Формирование представительных органов: историко-правовой аспект
1.3 Конституционное закрепление положения Парламента
2 Комплектование и структура парламента
2.1 Порядок формирования Парламента
2.2 Структура Парламента
2.3 Понятие и содержание правового статуса депутатов Парламента
3 Организация деятельности парламента
3.1 Осуществление функций представительства
3.2 Законодательный процесс
3.3 Участие Парламента в формировании исполнительной власти
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная либеральная система организации публичной власти, созданная в конце XX столетия, исходит из приоритета гражданского общества над государством. Органы государственной власти и их должностные лица являются подконтрольными структурами гражданского общества. При этом государство не останавливается на достигнутом уровне организации публичной власти, а постоянно находится в поиске новых путей повышения уровня доверия населения к органам государственной власти. Реалии настоящего дня диктуют необходимость пересмотра многих организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная либеральная система организации публичной власти, созданная в конце XX столетия, исходит из приоритета гражданского общества над государством. Органы государственной власти и их должностные лица являются подконтрольными структурами гражданского общества. При этом государство не останавливается на достигнутом уровне организации публичной власти, а постоянно находится в поиске новых путей повышения уровня доверия населения к органам государственной власти. Реалии настоящего дня диктуют необходимость пересмотра многих организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти.
На сегодняшний день в учении конституционного права Парламент определен как орган государственной власти, коллегиальный и представительный.
Термин «парламент» пришло из французского языка и является производным от «parler», что переводится как «говорить». Это очень точно отражает суть деятельности парламента как такового не только в Республике Беларусь, но и во всем мире в целом.
В правовой науке содержится утверждение, что единственным суверенным источником власти демократического государства является народ. Так вот парламент создавался изначально для того, чтобы непосредственно напрямую представлять волю народа перед главой государства. Такая же цель сохранилась и до наших дней. Посредством принятия нормативно-правовых актов, в которых отражается воля народа, парламент таким образом осуществляет функцию регулирования общественных отношений. Также парламент преследует цель контролировать деятельность органов исполнительной власти, которые находятся в его ведении.
Для современной Республики Беларусь Парламент играет достаточно важную роль. Это заключается в том, что Парламент является своего рода проводником между народом государства и непосредственно Правительством. И самая главная деятельность в рамках Парламента – представлять интересы всего общества государства в целом и защищать его интересы.
Актуальность исследования состоит в том, что Республика Беларусь как демократическое государство очень заинтересована в том, чтобы получить полное доверие своего народа, своих избирателей, а также в том, чтобы народ был услышан и его воля была отражена в деятельности Парламента.
Национальное собрание Республики Беларусь, или иначе Парламент, занимается такого рода деятельностью. От имени народа государства Парламент представляет законодательную ветвь власти в нашем государстве.
Объект исследования – общественные отношения, формирующиеся в процессе исследования правового положения Парламента в системе высших государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Предметом исследования послужили нормы законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, закрепляющие основы правового положения Парламента в системе высших государственных органов, а также учебные пособия и научные статьи в периодических изданиях по теме исследования.
Целью исследования является сравнительная характеристика правового положения Парламента в системе высших государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Для достижения цели дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие представительной власти и парламента;
- исследовать историко-правовой аспект формирования представительных органов;
- определить конституционное закрепление положения Парламента;
- раскрыть порядок формирования Парламента;
- проанализировать структуру Парламента;
[...]
[...]
1 Парламент как высший законодательный орган
1.1 Понятие представительной власти и парламента
Термин «представительная власть» занимает одно из центральных положений в теоретической конструкции государственно-правовых отношений. Данное понятие охватывает множество комплексных и простых институтов, категорий, связанных между собой целью представления интересов народа во взаимоотношениях с государством.
В теоретических изысканиях дефиниция «представительная власть» очень часто подменяется другими понятиями, такими как «представительная система», «представительная демократия», «народное представительство». Однако следует отметить, что эти понятия не тождественны.
Понятие «представительная власть» активно использовалось как в советской научно-правовой литературе, так и современной, и подразумевает под собой вид власти. Понятие «народное представительство» указывает на основное предназначение представительной власти, на формы, которые при меняются при реализации представительной власти. Понятие «народное представительство» также широко применяется в политико-правовой лексике и, прежде всего, означает реализацию представительной власти через представительные органы. Считаем, что анализируемые дефиниции объединены единым для них термином «представительный», и предполагают форму осуществления власти на рода через какого-либо избранного представителя, представительное учреждение, представительный орган, систему представительных органов (состоящих из избранных представителей), обязательным условием, сущностным признаком которых является избрание народом для представления своих интересов [22, c. 237].
Из анализируемых понятий именно «представительная власть» все чаще употребляется в современной теории права и конституционном праве. Однако данное понятие в законодательных актах Республики Беларусь не используется, то есть легально не закреплено, а в научной литературе отсутствует его однозначное, общепринятое определение.
«Представительная власть раскрывается, прежде всего, через природу власти, способ ее осуществления, через органы, ее реализующие, в связке с понятиями «органы представительной власти», «представительные органы» или «представительные государственные органы», а не только через функциональное назначение. Для вышеназванных субъектов общим является то, что они сформированы путем избрания, а также их представительный характер. Их функциональное предназначение – представление интересов определенной группы граждан, что на прямую указывает на представительную власть. Не обходимо иметь ввиду, что представительная власть выходит за рамки государственной власти, расширяя ее до публичной. Представительную власть можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова – осуществляется через все виды органов представительной власти, в том числе, не относящиеся к государственным (например, Всебелорусское народное собрание). В узком смысле слова – представительная власть осуществляется только через представительные государственные органы, которые образуют самостоятельный вид власти – представительную государственную власть» [15, c. 72].
Данную мысль подтверждают и известные теоретики права, так, российский ученый А. Т. Карасев дает следующую краткую характеристику: «Представительная власть понимается как одно из звеньев публичной власти, при помощи которого народ осуществляет свои суверенные права. Основными же органами, осуществляющими представительную власть, выступают представительные органы власти (государственные, муниципальные)» или «Публичная власть, осуществляемая системой представительных учреждений, реализующих представительную, законодательную (нормотворческую), контрольную и финансовую функции» [24, c. 82].
Российский ученый Р. В. Косов под представительной властью понимает «…способность субъектов, уполномоченных на то народом, осуществлять представительскую и нормотворческую деятельность, связанную с организацией и регулированием общественных отношений» [29, c. 37].
[...]
2 Комплектование и структура парламента
2.1 Порядок формирования Парламента
Основным источником регулирования деятельности Национального собрания Республики Беларусь является Основной закон нашей страны – Конституция Республики Беларусь [1]. Также к нормативно-правовым документам, которые регулируют деятельность Парламента относятся закон Республики Беларусь «О национальном собрании Республики Беларусь» [3], закон Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» [5], а также непосредственно регламенты каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь [6].
Как уже было отмечено, в Конституции Республики Беларусь отведена глава 4, которая полностью посвящена вопросам регулирования деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь.
Состав Палаты представителей Республики Беларусь насчитывает 110 депутатов. Это количество закреплено на законодательном уровне в ст. 91 Конституции Республики Беларусь. Избирательный процесс, в ходе которого происходят выборы в депутаты Палаты представителей Республики Беларусь, должен осуществляться посредством «всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании» [1].
Выборы в новый состав в Палату представителей Республики Беларусь должны быть назначены не позднее, чем за три месяца до непосредственного дня голосования.
Лицо, которое претендует войти в состав Палаты представителей Республики Беларусь, должно соответствовать двум важным критериям. Прежде всего, это должен быть гражданин Республики Беларусь. Второй критерий заключается в том, что на момент дня выборов в Палату представителей Республики Беларусь лицу должен исполниться 21 год. Эти критерии закреплены на законодательном уровне в ст. 92 Конституции Республики Беларусь.
При этом следует понимать, что совместительство одним лицом должностей в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь не допускается.
Стандартный срок полномочий состава Палата представителей составляет 5 лет. Данный срок действующего состава Палаты представителей может быть продлен только в исключительном случае – случае войны.
Основной организационно-правовой формой работы Парламента является сессия. Первое заседание палат парламента после выборов созывается Центральной комиссией по республиканским выборам и референдумам и начинает свою работу не позднее, чем через 30 дней после выборов. При этом 30-дневный срок для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей исчисляется со дня проведения второго тура голосования по выборам в Палату ее нового состава [14, c. 126].
В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно.
Полномочия Палаты представителей могут преждевременно закончиться отказом в доверии правительству или двукратным отказом дать согласие на назначение премьер–министра. Полномочия Палаты представителей также могут быть прекращены досрочно на основании решения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции. Президент принимает решение по этим вопросам не позднее, чем через 2 месяца после официальных консультаций с представителями палат.
Палата не может быть распущена: во время чрезвычайного или военного положения; в последние 6 месяцев полномочий Президента; в период, когда палаты принимают решение о досрочном освобождении Президента от должности.
[...]
3 Организация деятельности парламента
3.1 Осуществление функций представительства
Изучая Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» [3] и Регламенты Палат Национального собрания Республики Беларусь [6] можно подразделить компетенцию на общую, специальную и исключительную.
Общая компетенция:
1) Законодательные полномочия палат Национального собрания:
– рассматривает по предложению Президента, Всебелорусского народного собрания, не менее одной трети от полного состава каждой из палат Парламента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
– Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
Любой законопроект, если другое не установлено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а после в Совете Республики;
2) Делегирование законодательных полномочий Палатой представителей и Советом Республики Президенту Республики Беларусь;
Не допускается делегирование Президенту Республики Беларусь полномочий на издание декретов:
– о внесении изменений и дополнений в Конституцию Беларуси, о толковании Конституции Беларуси;
– о внесении изменений и (или) дополнений в основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, законы о военной доктрине Беларуси (программные законы);
– об утверждении отчета о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
– об изменении порядка выборов Президента Республики Беларусь и Национального собрания;
– о внесении изменений в закон о передаче законодательных полномочий Президенту Беларуси [39, c. 81];
3) рассмотрение палатами Национального собрания временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона;
4) рассмотрение палатами Национального собрания вопросов о досрочном освобождении от должности или смещении Президента Республики Беларусь;
5) рассмотрение палатами Национального собрания вопроса о проведении республиканского референдума;
6) заслушивание палатами Национального собрания ежегодных посланий Президента Республики Беларусь к Парламенту [6].
Порядок проведения указанных выше процедур регламентируется законодательными актами Республики Беларусь.
Специальная компетенция:
1) заседания палат Национального собрания для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства Республики Беларусь;
2) рассмотрение палатами Национального собрания запросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики;
3) обращение палат Национального собрания в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения:
– о соответствии законов, указов, декретов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Беларуси и международно-правовым актам, принимаемым республикой;
[...]
Заключение
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы.
Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы.
Представительная власть – особый вид публичной власти, являющийся функциональной частью представительной системы, занимающий особое положение в конституционно-правовых отношениях, представляющий интересы народа посредством органов власти, объединенных общими имманентными признаками.
Сущность представительной власти состоит в том, что она образуется из совокупности органов, имманентным свойством которых выступает представительный характер, что является основанием для их дифференциации в качестве самостоятельного вида власти в общей системе органов государственной власти, обусловленным порядком формирования, целями и задачами.
Основные характеристики представительной власти: представительная власть чаще трактуется как публичная, а не только как государственная; это совокупность полномочий, реализуемых посредством субъектов; источником является обязательно народ; определяется через полномочия, функции; реализуется органами власти (выборными представителями, чаще коллегиальными органами), объединенными общими признаками.
В ходе исследования мы остановились на определении парламента как высшего органа государственной власти, распространяющего свои решения на всю территорию страны. Этот орган отличает особый способ формирования, основанный на принципе представительства, позволяющий отражать социальную структуру общества. В большинстве государств развитой демократии практически каждый гражданин обладает и активным избирательным правом (правом личного участия в избрании парламентариев), и пассивным (правом быть избранным в парламент).
Сущность и социальное предназначение парламента как органа народного представительства находит свое воплощение в его функциях, к которым, прежде всего, относится представительная функция, как «имманентное свойство и качество любой государственной власти», которая «претендует на выражение всеобщих интересов и, соответственно, все ее органы в этом смысле являются представительными».
Парламент представляет собой «общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти». Сущность и социальное предназначение парламента как органа народного представительства находит свое воплощение в его функциях, к которым, прежде всего, относится представительная функция.
Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. Так, в развитии института парламента, парламентаризма на территории Беларуси можно выделить три исторических этапа развития: дореволюционный, послереволюционный и современный.
Общие положения о Парламенте Республики Беларусь содержатся в главе 4 Конституции Республики Беларусь, именуемой «Парламент – Национальное Собрание». Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Роль Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в развитии белорусской государственности и общества общества значительна. Изменения и дополнения Конституции, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., позволили Парламенту занять более активную позицию в обеспечении стабильности общественных отношений, влиять на их регулирование и часто координировать эти процессы. Основными задачами являются законотворчество, реализация представительной функции народа Беларуси, закрепленной и гарантируемой Конституцией, как источника власти, а также обеспечение стабильности развития общества и государства в интересах соблюдения конституционных прав и свобод граждан.
[...]
1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 февраля 2022 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2024.
2. О Всебелорусском народном собрании [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 7 февраля 2023 г., № 248-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
3. О национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г., № 370-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
4. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
5. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 ноября 1998 г., № 196-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 235-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, 18 декабря 2015 г., № 707-П5/VIII: в ред. Постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 25 января 2023 г. № 545-П7/IX// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
8. О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ (ред. от 31.07.2023 г., с изм. от 27.11.2023 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3637/.
9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/143a15eed9e586b063f96e3fd6d299b790c606df/.
Специальная литература:
10. Аверинцев, С. С. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
11. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Г. Г. Арутюнян, М. В. Баглай. – М.: Норма, 2006. – 544 с.
12. Баглай, М. В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов – Москва: Издательство БЭК, 1998. – 519 с.
13. Баглай, М. В. Конституционное право Рос сийской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баг лай, Б. Н. Габричидзе. – Москва: Инфра-М, 1996. – 512 c.
14. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – 2-изд., перераб. – Минск : Вышэйшая школа, 2021. – 407 с.
15. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск : «Право и экономика», 2001. – 745 с.
16. Василевич, Г. А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
17. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : конспект лекций / Г.А. Василевич, Д.Г. Василевич. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2019. – 215 с.
18. Василевич, Г. А. Новеллы белорусской Конституции как фактор устойчивого развития государства / Г. А. Василевич // Право.by. – 2022. – № 2(76). – С. 14-23.
19. Волкова, Н. С. Парламент как институт народного представительства / Н. С. Волкова // Символ науки. – 2016. – № 7. – С. 117-118.
20. Гутнова, Е.В. Возникновение английского парламента: (из истории английского общества и государства XIII века) / Е. В. Гутнова. – Москва : Изд-во Московского ун-та, 1960. – 579 с.
21. Демичев, Д. М. Общая теория права : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Международное право» / Д. М. Демичев, А. А. Бочков. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 479 с.
22. Дубовицкий, В. Н. Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / В. Н. Дубовицкий // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. ; редкол. В. И. Семенков, Г.А. Василевич [и др.]; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск : Право и экономика, 2009. – Вып. 4. – С. 237-253.
23. Земляк, К. М. Законодательная власть как вид государственной власти / К. М. Земляк // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 44-48.
24. Карасев, А. Т. Представительная власть в Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики / А. Т. Карасев. – Текст: непосредственный // Социум и власть. – 2011. – № 4 (32). – С. 81-84.
25. Карасев, А. Т. Представительная власть как вид публичной власти / А. Т. Карасев, А. В. Савоськин, А. С. Морозова. – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 6. – С. 135-139.
26. Козак, М. А. К вопросу регламентации статуса Всебелорусского народного собрания. – Текст : непосредственный // Научно-практический журнал «Право.by». – Минск: НЦПИ Республики Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 92-97.
27. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и [др.]: под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. – М.: Издательство: ЮНИ ТИ-ДАНА, 2006. – 767 с.
28. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. -Москва: Проспект, 2013.- 584с.
29. Косов, Р. В. Пределы власти (история возник новения, содержание и практика реализации до ктрины разделения властей) / Р. В. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамбов. госуд. техн. ун-та, 2005. – 176 с.
30. Курак, А. И. Конституционное право Республики Беларусь. Практикум : Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов и курсантов учреждений высшего образования по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право» / А. И. Курак, А. А. Подупейко; учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2018. – 371 с.
31. Лукьянов, А. И. Парламентаризм в России: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция». М.: Норма: Инфра-М, 2010. С. 13.
32. Махмудова, С. А. Истоки и функции парламентаризма как института государственной власти // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № -5. С. 147.
33. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь : ответы на экзаменационные вопросы / Т. С. Масловская. – 2-е изд. – Минск : Тетралит, 2017. – 223 с.
34. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич. – 2002. – 203 с.
35. Никулин, В. В. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / В. В. Никулин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332 с.
36. Парламент и парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации. Актуальные вопросы современного права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.А. Глотова. – М., 2019. – 680 с.
37. Подупейко, А. А. Роль Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в обеспечении стабильного развития белорусского общества / А. А. Подупейко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2023. – № 1(45). – С. 102-107.
38. Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792.
39. Практикум по конституционному праву : учеб.-метод. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г.А. Василевича, Т.М. Киселевой. – Минск : БГУ, 2018. – 207 с.
40. Решетников, С. В. Парламент и правительство как политические институты в современном обществе / С. В. Решетников // Закономерности трансформации политических институтов в современном мире и в Республике Беларусь : материалы круглого стола кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, Минск, 30 марта 2023 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 75-78.
41. Сазон, К. Д. Конституционная модернизация в контексте обеспечения национальных интересов Республики Беларусь / К. Д. Сазон // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2022. – № 1. – С. 23–29
42. Сивинцева О. В. Теория и практика современного парламентаризма: учебно-методическое пособие / О. В. Сивинцева, Е. А. Троицкая ; Пермский государственный национальный исследовательский универси тет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 172 с.
43. Степаненко, Д. М. Президент и Парламент Республики Беларусь: роль и место в системе государственного регулирования инновационной деятельности / Д. М. Степаненко // Вісник Кам'янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Економічні науки. – 2020. – № 15. – С. 64-71.
44. Тихомирова, М.Ю. Юридическая энциклопедия / М.Ю. Тихомирова. – М., 1998. – 980 с.
45. Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов / пер. с англ. под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 384.
46. Чиркин, В. Е. Основы конституционного права / В. Е. Чиркин. – М., 1996. – 526 с.
47. Чуприс, О. И. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности Основного Закона и обновленной государственности / О. И. Чуприс // Право.by. – 2022. – № 2. – С. 5-13.
48. Шавцова, А. В. Некоторые аспекты исследования конституционного статуса и правовой регламентации Совета Министров в системе органов исполнительной власти / А. В. Шавцова // Рэспублiка Беларусь. 20 год незалежнасцi: зб. Матэрыялы Мiж нар. навук.-практ. канф., Мiнск, 24-25 лiстап. 2011 г. / рэдкал.: А. А. Каваленя [i iнш.] – Мiнск: Беларус. навука, 2012. – 574 с.
49. Шавцова, А. В. Представительная власть: понятие и содержание / А. В. Шавцова, М. А. Козак // Право и общество. – 2021. – № 3(4). – С. 19-24.
50. Шупицкая, О. Н. Принцип равенства как основной конституционный принцип в Республике Беларусь / О. Н. Шупицкая // Актуальные проблемы гражданского права. – 2016. – № 2 (8). – С. 249-256.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 45%.
Уникальность свыше 45%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 74.
В работе также имеется аннотация на русском языке, выполненная в программе MS Word.
В работе также имеется аннотация на русском языке, выполненная в программе MS Word.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты