Физические упражнения легкоатлетической направленности на этапе ранней специализации в беге на средние дистанции у девушек
ПГУ (Полоцкий государственный университет)
Диплом
на тему: «Физические упражнения легкоатлетической направленности на этапе ранней специализации в беге на средние дистанции у девушек»
по дисциплине: «Физическая культура»
2017
251.00 BYN
Физические упражнения легкоатлетической направленности на этапе ранней специализации в беге на средние дистанции у девушек
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Физическая культура
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПОЦЕССА У БЕГУНОВ
1.1 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
1.2 Технология подготовки юных легкоатлетов на основе возрастных физиологических характеристик
1.3 Этап предварительной подготовки легкоатлетов
1.4 Этап начальной спортивной специализации
1.5 Этап углублённой специализации
ГЛАВА 2 ОСНОВНАЯ ХАРАТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
2.1 Методика начального отбора бегунов в беге на средние дистанции
2.2 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
2.1.1 Начальная подготовка
2.2.2 Специальная подготовка
2.2.3 Спортивное совершенствование
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
3.1 Построение тренировочного процесса девушек 14-16 лет в беге на средние дистанции на основе их индивидуальных особенностей 37
3.2 Методика построения системы оценки функциональных возможностей бегунов на средние дистанции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки [3, с.34].
На первом и втором годах обучения отдельные спортсмены по экспертным оценкам уже могут быть довольно точно ориентирования на определенные виды легкой атлетики. Однако на протяжении всего этапа начальной подготовки 2-3 раза в год для всех занимающихся должны проводиться прикидки по следующим тестам: бег на 60м, бег 800м, тройной прыжок с места, метание ядра снизу двумя руками. Выборочно применяются и другие упражнения. Дело в том, что определение перспективности занимающихся только по спортивным результатам в этом возрасте недостаточно эффективно. В ходе соревнований более целесообразно оценивать их "бойцовские" качества, способность вести спортивную борьбу. Данные зарубежной статистики показывают, что только 10% юных бегунов в 13 лет, входящих в списки лучших этого возраста, остаются к юношескому периоду в списках ведущих.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА У БЕГУНОВ
1.1 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
Бег широко представлен в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и включен в уроки для овладения техникой спринтерского и длительного бега, развития выносливости, скоростных и координационных способностей.
Учащиеся VIII – IX классов продолжают совершенствоваться в беге в равномерном темпе до 20 мин. (юноши) и до 15 мин. (девушки). Этот бег проводят обычно на школьном стадионе или во дворе школы.
Подходы к обучению технике длительного бега традиционны: сначала длина дистанции и скорость бега незначительны, затем постепенно возрастают, и время бега доводится до 15 – 20 мин. Учитель, в зависимости от подготовленности школьников, регулирует скорость бега, добивается, чтобы школьники выполняли бег в равномерном темпе.
Кроме бега в равномерном темпе в VIII классе программой рекомендовано обучать школьников бегу на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки). В V – VII классах школьники уже изучали бег на 1000 – 2000 м и знакомы с техникой бега по прямой и по повороту [3, с.54].
Основы техники бега, заложенные в V – VII классах, на дистанции 1000 – 2000 м совершенствуются в VIII – IX классах. Школьники более основательно изучают технику старта и стартового разгона, бега по дистанции, соблюдения ритма бега и ритма дыхания.
ГЛАВА 2 ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
2.1 Методика начального отбора бегунов в беге на средние дистанции
Начинать занятия и проводить отбор к бегу на выносливость рекомендуется в возрасте 8-11 лет (но не позднее чем в 12 лет). Это обусловлено тем, что естественный интенсивный рост качества общей выносливости наблюдается у детей (особенно у мальчиков) уже с 8 лет, а возраст 11-15 лет наиболее чувствителен к воздействию тренировочных нагрузок.
Изучение опыта работы тренеров, биографий многих спортсменов, наши собственные исследования и наблюдения за юными бегунами позволяют сделать вывод: применительно к бегу на средние и длинные дистанции одноэтапный отбор, проводимый даже на довольно длительном (до полутора лет) отрезке времени, не всегда эффективен. Поэтому организация отбора в названных видах предусматривает его многоэтапность в соответствии с поставленными задачами [23, с.14].
В беге на средние и длинные дистанции отбор следует приурочить к следующим этапам многолетнего тренировочного процесса.
На первом этапе (10-12 лет и моложе) тренер осуществляет набор в группы начальной подготовки. Затем на основе многоборности проводится общая ориентация детей на занятия видами бега на выносливость. Оценка способностей занимающихся и дальнейший отбор осуществляется по результатам тестирования.
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
3.1 Построение тренировочного процесса девушек 14-16 лет в беге на средние дистанции на основе их индивидуальных особенностей
Результаты опроса тренеров позволили выделить следующие основные моменты. Оптимальным возрастом начала специальной тренировкой в беге на средние дистанции тренеры считают возраст 15-16 лет. При индивидуализации тренировочного процесса в этом возрасте предпочтение отдается функциональным, психологическим, морфологическим индивидуальным особенностям спортсменок, а также особенностям в развитии физических качеств.
При планировании тренировочного процесса большинство респондентов (64%) исходят из практического опыта. Оптимальный годовой объем бега в этом возрасте, по мнению тренеров, должен соответствовать 1600 км, а количество стартов - 6-8 на основной дистанции и 8-10 на смежных.
Наиболее приемлемым вариантом в осуществлении индивидуального подхода в связи с особенностями в развитии физических качеств тренеры считают "параллельный" вариант их развития (47% ответов). В связи с особенностями протекания овариально-менструального цикла спортсменок доминирующее число тренеров (93%) считают необходимым вносить коррективы в тренировочный процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы и документов планирования, а также проведенные лабораторные исследования позволяют сделать некоторые выводы относительно эффективность использования различных вариантов планирования тренировочного процесса бегунов на средние дистанции:
1. Многолетний процесс подготовки делится на этапы: предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ - 9 -11 лет), начальной специализации (учебно-тренировочные группы - 12 - 15 лет), углублённой специализации (группы спортивного совершенствования - 16 - 18 лет), спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства - 19 лет и старше). Существуют значительные различия в определении возрастных зон наиболее эффективного естественного развития выносливости, гибкости, быстроты, силы. Для развития выносливости: аэробные возможности (общая выносливость) - с 10 до 12 лет и в 17 - 18 лет; специальная выносливость (спринтерская) - с 14 до 16 лет; анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) - с 15 до 19 лет; быстроты: показатель темпа движений - с 9 до 12 и в 14 - 16 лет; скорость одиночного движения - с 9 до 13 лет; двигательной реакции - с 9 до 19 лет; скоростно-силовые качества - с 9 до 10 и в 14 - 17 лет; абсолютная сила - с 14 до 17 лет; гибкость - с 7 до 10 и в 13 - 14 лет; ловкость - с 7 до 10 и в 16 - 17 лет.Такая динамика обусловливает в определённой мере задачи отдельных этапов многолетней подготовки и является залогом создания специального фундамента физической подготовленности.
2. Вопросы эффективности использования различных средств и методов в процессе подготовки юных бегуний на средине дистанции изучены достаточно глубоко, а проблема разработки методики построения круглогодичной тренировки у бегуний на средние дистанции в возрасте 13-16 лет остается открытой.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2008.-223 с.
2. Бальсевич, В.К.. Аэробные упражнения / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2008. — 142 с.
3. Бахрах, И. И. Физическое развитие школьников 8−17 лет в связи и индивидуальный темпами роста и формирования организма //Медицина, подросток и спорт / И.И. Бахрах.- Смоленск, 2015. — С. 39−53.
4. Вакуров, С. А. Бег на средние дистанции / С.А Вакуров. - М.: Физкультура и спорт, 2014. -55с.
5. Ганеев, Г. Н. Оценка степени предрасположенности учеников 9−15 лет к скоростно-силовым видам легкой атлетики / Г.Н. Ганеев // Теория и практика физической культуры. 2015. - № 5−6. - С. 52.
6. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. -М.: Физкультура и спорт, 2010. - 136 с.
7. Книга тренера по легкой атлетике / Под общ. ред. JI.C. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 177с.
8. Корженевский, А. Н. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам / А.Н. Корженевский // Теория и практика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2013. — № 5−6. — С. 19−23.
9. Кулаков, В.Н. Методика тестирования физической подготовленности учащихся / В.Н. Кулаков // Вестник спортивной Беларуси. 2014. — № 1(5) — С. 42−45.
10. Линец, М. Структура тренировки средневиков / М Линец // Легкая атлетика, 2013. -№ 9. — С.4-17.
11. Матвеев Л.П. Бег на средние и длинные дистанции / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2013. -273 с.
12. Мотылянская Р.Е. Проблемы периодизации спортивной тренировки / Р.Е. Мотылянская. - М.: Физкультура и спорт, 2014. — С. 100−115.
13. Набатникова, М. Я. Некоторые перспективы совершенствования системы тренировочных нагрузок юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Структура тренировочных нагрузок юных спортсменов циклических видов спорт. - М., 2014. -С. 4−9.
14. Никитущкин, В. Г. Концентрированное распределение нагрузок силовойнаправленности юных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции / В.Г. Никитушкин // Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов. - М., 2014. — С. 52−62.
15. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Озолин Н.Г. - М.: Физкультура и спорт, 2010. — 479 с.
16. Основы индивидуализации физического воспитания детей школьного возраста: Методич. пособие / Под. ред. Е. А. Масловского. - Минск:2012. — 137 с.
17. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 280 с.
18. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 2016. — 258 с.
19. Полунин, А.И.. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров / А.И. Полунин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. — 224 с.
20. Старченко, В. И. Метод определения силовых данных в спортивной тренировке / В.И. Старчнко. - Минск: Полымя, 2010. - 246 с.
21. Суслов, Ф. П. Бег на средние дистанции. Отбор и начальная подготовка // Легкая атлетика. 1984. — № 2. — С. 21−22.
22. Суслов, Ф. П. Воспитать бегуна / Ф.П. Суслов, В.Г. Никитушкин // Легкая атлетика. 2009. -№ 9. — С. 11−23.
23. Травин, Ю.Г. Подготовка бегунов на 1500 м / Ю.Г. Травин. - М.: ФиС, 2014. - С. 54−61.
24. Физиология подростка / Под ред. Д. А. Форбера. - М.: Педагогика, 2008. -208с.
25. Филин, В. П., Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М: Физкультура и спорт, 2010. — 255 с.
26. Филин, В. П. Современные методы исследований в спорте: Учеб. пособие / В.П. Филин. -Харьков: Основа, 2014. -132с.
27. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. -224 с.
28. Шапошникова, В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В.И. Шапошникова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. — 159 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 53.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты