Раскрытие творческого потенциала личности гениальности в подростковом возрасте через нетрадиционные техники рисования и игры Диплом
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Диплом
на тему: «Раскрытие творческого потенциала личности гениальности в подростковом возрасте через нетрадиционные техники рисования и игры»
по дисциплине: «Методика обучения изобразительному искусству»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Раскрытие творческого потенциала личности гениальности в подростковом возрасте через нетрадиционные техники рисования и игры
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Методика обучения изобразительному искусству
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты развития творческого потенциала личности подростка
1.1. Креативное и творческое мышление как основа творческого потенциала личности
1.2. Особенности развития творческого потенциала личности в подростковом возрасте
2. Нетрадиционные техники рисования в раскрытии творческого потенциала личности подростка
2.2. Методика использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала личности подростка
2.3 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях умения человека нестандартно мыслить, творчески решать задачи и прогнозировать возможные результаты деятельности приобретают высокую значимость в любом виде деятельности и профессии. Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает человеку возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции. В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление, воображение является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом. На сегодняшний день общество вынуждено решать значительно больше проблемных задач, чем когда-либо. Разрешив одну задачу, необходимо решать новые. Решение проблемных задач есть творчество, так как при этом создаются новые материальные и духовные ценности. Таким образом, можно говорить о необходимости развития творческого мышления. Современное общество предъявляет к человеку чрезмерные требования и обеспечивает обоснованную жизненную позицию, достигая максимальных успехов во многих сферах деятельности. Наравне с предметными знаниями – это креативность мышления и креативный подход к выполнению поставленных задач. Учитывая требования современного мира, развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования, поскольку именно подростковый период чувствителен к развитию творческого потенциала детей. Благодаря творческому подходу, дети открывают для себя новые аспекты своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, развивают двигательные навыки. Творческая деятельность помогает увидеть ребенка новым, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления. Объект исследования – методика преподавания рисования в подростковом возрасте. Предмет исследования – развитие творческого потенциала личности в подростковом возрасте с помощью нетрадиционных техник рисования. Цель работы – выявить особенности развития творческого потенциала личности в подростковом возрасте и разработать комплекс упражнений, используя нетрадиционные техники рисования.
1 Теоретические аспекты развития творческого потенциала личности подростка
1.1. Креативное и творческое мышление как основа творческого потенциала личности
Творческое мышление человека играет важную роль в современном обществе, которое высоко расценивает способность создавать нечто новое, оригинальное и одновременно полезное, удачное и красивое. Сегодня от людей требуются не шаблонные привычные действия, а новизна идей, подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям. Необходимо учитывать и тот факт, что доля умственного труда стремительно возрастает практически во всех профессиях, а механическая, однообразная, исполнительская работа все более автоматизируется, отходит к деятельности с применением машин и новых технологий. Очевидно, что умственные возможности человека включают творческие способности как один из основных показателей их развитости. В свою очередь, развитие творческого мышления является одной из важнейших задач в развитии современного человека современного человека. Высокая значимость для общества способность человека к творческому мышлению доказывается тем, что именно результаты творческой деятельности людей составляют все культурные достижения и ценности, накопленные человечеством. Качество последующих поколений также определяется не только их высокой квалификацией, специализацией, но в значительной степени творческим потенциалом подрастающего поколения, возможностью расширенного общественного воспроизводства. Проблеме развития творческого мышления посвящено немало научных исследований. В отечественной психологии исследованием этой проблемы занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, Е.Е. Туник, В.В. Гагай, О.И. Никифорова, Б. М. Теплов и др. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои исследования творческому мышлению, можно выделить Дж.П. Гилфорда, Э.П. Торренса, К. Тэйлора, Г. Грубера и др. Многочисленные работы, посвященные различным вопросам развития творческого мышления, указывают на актуальность данной проблематики. Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, фигурирует там, где речь идет о способностях и одаренности, упоминается практически везде, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий. Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество». В исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству» («творческость»), и «творческое мышление». В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим. Так, Дж.Гилфорд рассматривает творческое мышление как «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию» [9]. Эти новообразования касаются мотивации, ее целей, оценок и смыслов. «Творческое мышление – продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений» [21, с. 294]. Согласно Э.П. Торренсу, «творческое мышление – это процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, проверка и оценка этих гипотез; их пересмотр и перепроверка; сообщение результата» [12, с.493]. Я.А. Пономарев, описывая механизм творческого процесса, отмечает единство интуитивного и логического в реализации творческого мышления, при этом организация этого единства включает в себя иерархию плавно переходящих один в другой структурных уровней [7]. Д.Б. Богоявленская раскрывает понятие творческого мышления в рамках концепции интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность является единицей исследования творчества. В качестве меры интеллектуальной активности, ее наиболее значимой качественной характеристики может выступать интеллектуальная инициатива. Интеллектуальная инициатива есть продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы [1]. Рассматривая концепцию Д.Б. Богоявленской, В.В. Гагай отмечает, что творческое мышление – это «система взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют сложные, неоднозначные взаимозависимости. Специфика когнитивных и личностных компонентов и характер их взаимодействия определяют продуктивность творческого мышления и динамику его развития» [3, с.29].
2. Нетрадиционные техники рисования в раскрытии творческого потенциала личности подростка
2.1. Нетрадиционные техники рисования, используемые в подростковом возрасте
Использование нетрадиционных техник рисования имеет огромное значение в формировании творческой личности подростка и является одним из важных средств познания мира, так как оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Чем же хороши нетрадиционные техники рисования? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. В процессе обучения нетрадиционным техникам рисования подростки знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Данные техники не утомляют подростков, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Развитие творческого потенциала личности подростка с помощью нетрадиционных техник рисования должно проходить при выполнении следующих условий:
Использование нетрадиционных техник рисования имеет огромное значение в формировании творческой личности подростка и является одним из важных средств познания мира, так как оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Чем же хороши нетрадиционные техники рисования? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. В процессе обучения нетрадиционным техникам рисования подростки знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Данные техники не утомляют подростков, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Развитие творческого потенциала личности подростка с помощью нетрадиционных техник рисования должно проходить при выполнении следующих условий:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные учебные задачи при выполнении заданий:
- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
- Помочь детям овладеть различными техническими приемами при работе нетрадиционными техниками.
- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
- Развивать творчество, фантазию.
- Активизировать детей при выборе тематики.
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
- Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Процесс развития творческих способностей у старших школьников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Обеспечение педагога дидактическим материалом;
2. Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;
3. Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.
4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.
5. Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности.
6. Творческий подход педагога к отбору содержания заданий, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
7. Использование в педагогическом процессе игровой ситуации.
8. Правильное размещение центра изобразительного искусства. Он должен располагаться около туалетной комнаты. В которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, т и другие предметы, использованные на занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.
9. Организация интересного содержательного занятия на котором происходит обогащение подростка о яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
10. Учет индивидуальных особенностей подростка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день. К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные упражнения, редко применяемые в общеобразовательных школах.
Заключение
Задача № 1. Раскрыто креативное и творческое мышление. Были рассмотрены научные источники про проблеме исследования. Было выявлено, что творческое воображение – одна из самых удивительных способностей человеческого разума – творчески решать интеллектуальные задачи, то есть не с помощью ранее освоенного алгоритма, а гибко, адаптивно и с определенной степенью предприимчивости. Творческое мышление, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводит к новым идеям и открытиям. Творческие способности проявляются в способности адекватно реагировать на изменения в жизни, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в попытке избежать очевидных традиционных решений, в продвижении нестандартных, необычных идей. Но самое главное, что творческий потенциал позволяет удовлетворить высочайшую потребность человека - потребность в самореализации.
Задача №2. Выявлены особенности развития творческого потенциала личности в подростковом возрасте. Были изучены научные источники по проблеме развития личности в подростковом возрасте. Было выявлено, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к независимости, свободе, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт достаточно часто подвергают их случайным влияниям. В развитии творческих способностей особенно важными являются следующие условия: влияние на подростка творческой личности; организация творческой деятельности подростка. По итогам исследования были выделены следующие направления развития творческих способностей подростков: стимулирование творчества; использование в учебном процессе творческих учебных задач; создание проблемных ситуаций творческого характера; организация творческой деятельности, используя пример творческой личности, которая направляет их творческую активность.
Задача № 3. Выявить нетрадиционные техники рисования используемые в подростковом возрасте. Были рассмотрены различные нетрадиционные техники, и отобраны те из них, которые можно использовать в подростковом возрасте: техники «Эбру», техника «Росчерк», «Вибрато», «Ассоциативное рисование», «Слепая контурная линия», «Рисование с закрытыми глазами, «Мой характер», «Живая линия».
1. Айзина, Ю.В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблагополучных семей : автореф. дисc. … канд. психол. наук / Ю.В. Айзина. – М., 2002. – 23 с.
2. Анцыферова, Л.И. Системный подход в психологии личности / Л.И. Анцыферова // Принцип системности в психологии личности. – М. : Знание, 1990. – 208 с.
3. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 6. – С. 44–46.
4. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. –М. : Гардарики, 2003. – 260 с.
5. Бурухина, Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков / Е.В. Бурухина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 28–32.
6. Воробьева, М.С. Роль дружбы в жизни современного подростка / М.С. Воробьева // Глобальный научный потенциал. – 2012.– №19. – С. 240–242.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : Кн. для учителя. – 3-е издание – М. : Просвещение, 1991. – 180 с.
8. Гафитулин, М.С. Уровни новизны : методика оценки творческой деятельности и получения новизны / М.С. Гафитулин // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 16–20.
9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М. : Прогресс, 2000. – 140 с.
10. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, М.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии.– 1995. – №1. – С.42–46.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М. : Просвещение,1986. –Т. 1. – 320 с.
12. Знаков, В. В. Психология понимания и нарративная психология / В.В. Знаков // Учен. записки каф. общ. психол. МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – М. : МГУ, 2002. – С. 37–44.
13. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 1968. – № 3. – С. 8–11.
14. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2005. – 180 с.
15. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2004. – 180 с.
16. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 210 с.
17. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М. : Научная литература, 1979. – 260 с.
18. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание.– 2009. – № 12. – С.12–15.
19. Крупнов, А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 9-12.
20. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.
21. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М. : Логос, 2008. – 576 с.
22. Ледовских, И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии / И.А. Ледовских, Н.А. Ручкова // Вестник КГУ: научно-метод. журн. Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Вып. 3. – С. 310-316.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
24. Новейший психологический словарь / под. общ. ред. В.Б. Шапари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 680 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология : учебник / Л.Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 2006. – 320 с.
26. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина. – М. : Академкнига, 2007. – 220 с.
27. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М. : Наука, 2006. – 303 с.
28. Приступа, Г.Н. Современный урок : учебное пособие / Г.Н. Приступа. – Рязань : РГПИ, 2009. – 110 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2007.– 382 с.
30. Сиденко, Е.А. К вопросу об адаптации подростка / Е.А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 1. – С. 120–122.
31. Скрипкина, Т. П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М. : Логос, 2000. – 264 с.
32. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. – Спб. : Спб УПМ, 2007. – 140 с.
33. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М. : Просвещение, 2006. – 140 с.
34. Николаева Н.А. / Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. : https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-netradicionyh-tehnik-risovanija-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
35. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
36. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 2001. – 180 с.
37. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2007. – 232 с.
39. Юркова, Е.В. Социально-психологические исследования дружбы / Е.В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. – СПб. : ИПП, 2009. – С. 96–101.
40. Якушева, Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента / Т.Г. Якушева // Ученые записки Саратовского госпединститута. – Саратов, 1957. – С. 111-126.
41. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 62-65.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты