Концепция любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна. Диплом
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Концепция любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна.»
по дисциплине: «Русский язык и литература»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Концепция любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русский язык и литература
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
Глава 1 Тема любви в прозе И.А. Бунина
1.1. Тема любви в прозе И.А. Бунина периода эмиграции
1.2. Особенности раскрытия темы любви в цикле рассказов «Темные аллеи»
Глава 2 Женские образы в творчестве А. Куприна
2.1. Тема в повестях «Гранатовый браслет», «Поединок» и рассказах
2.2. Женские образы в повестях «Олеся», «Суламифь»
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Тема любви – одна из центральнейших тем в творчестве множества писателей, так как любовь является одной из высоких ценностей в жизни человека. Любовь – бескорыстное чувство, которое все может отдать, ничего не требуя взамен. Это дар, который дается лишь раз в жизни, равный романтике, поэзии. К.Г. Паустовский писал, что у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоуханье. Это чувство способно изменить человека до неузнаваемости: сделать его немыслимо счастливым или же предельно несчастным. Ради любви совершали необдуманные поступки, подвиги, шли на многие жертвы, стрелялись на дуэлях. Несмотря на то, что любовь не всегда приносила счастье, людям хотелось, чтобы частичка ее оставалась в душе, согревая в трудную минуту жизни. Вот и многих писателей касалась эта тема во всех ее аспектах. Они писали о ней бесконечно: вчитываясь в их произведения, хотелось уловить саму суть, попытаться разгадать самые непонятные вещи, ведь любовь у многих из них трагична и заведомо обречена на страдания.
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель, поэт, почетный академик Петербургской АН, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России. Принадлежал к старинному дворянскому роду польского происхождения. Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже. Иван Бунин получил Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Получив денежное вознаграждение за премию, Иван Бунин потратил 120 тысяч франков на помощь литераторам и просто эмигрантам.
Средняя Россия, в которой прошло детство и юность Бунина, глубоко запала в душу писателя. Он считал, что именно средняя полоса России дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах. В 1920 эмигрировал. В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927–1929, 1933) и цикл рассказов «Темные аллеи» (1938-40). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом.
Глава 1 Тема любви в прозе И.А. Бунина.
1.1. Тема любви в прозе И.А. Бунина периода эмиграции.
Любовь в произведениях И. А. Бунина носит особый, тонкий, но при этом глубинный характер. Лиризм автора здесь стал неким собирательным элементом, ведь не только тема межличностных человеческих отношений, но и многие другие были насыщены лирическим началом. Тоска по Родине, по родному краю, менталитет, который чужд, – вот те факторы, которые способствовали формированию бунинского лиризма, так ярко проявившегося в процессе раскрытия автором темы любви.
Ранняя проза Бунина была демонстративно лирична, ее “эпический характер” нарочито ослаблен [28, с. 418]). Важным “показателем родства бунинской прозы с поэзией” Э.А. Полоцкая считала героя-рассказчика ранних рассказов писателя, “как бы скопированного с лирического героя стихотворений”: “Повествователь Бунина, подобно лирическому герою в поэзии – синтетическое лицо: это и рассказчик, и герой, и носитель авторского начала. Как действующее лицо, он больше созерцает и наблюдает, чем участвует в событиях. Да и события в произведениях этой поры занимают мало места; размышления и описания природы зачастую составляют сюжетную основу многих рассказов и подавляющего большинства стихотворений этих лет” [28, с. 414].
В первые годы после революции и затем в эмиграции в творчестве Бунина преобладает публицистика, и не только в жанре очерка, речи, заметки – публицистичны и стихи, и новеллистика писателя. Это почти век спустя понятно, что в самом начале 1920-х гг. формировалась новая литературная физиономия Бунина, происходил главный поворот в его творчестве. Сам же писатель, еще кипевший интересами революции и расколовшей Россию гражданской войны, вовлеченный в общественные и идеологические споры эмиграции, еще уповавший на скорый крах большевиков и возвращение в отечество и одновременно занявший главенствующее положение в литературе зарубежья, должен был просто вернуться к письменному столу и начать писать. Бунин словно опробует новое перо, вспоминая прежние сюжеты и придавая прежним разжиженным лирическим зарисовкам новый трагический оттенок. Никакой метафизики, никаких попыток докопаться до сути происшедшего: Бунин едва ли не с облегчением отказывается от никогда его не занимавших, но навязываемых традицией и временем социальных вопросов и оставляет человека наедине с мирозданием, с природой, с космосом.
1.2 Особенности раскрытия темы любви в цикле рассказов «Темные аллеи».
В конце 1930-х гг. и во время Второй мировой Бунин создаёт около 38 рассказов о любви, которые составили его книгу «Тёмные аллеи», вышедшую в 1946 г. Этот цикл Бунин считал своим «наилучшим произведением в смысле сжатости, живописи и литературного мастерства» [1, с. 41].
По утверждению И. П. Вантенкова, большинство миниатюр Бунина созданы в полном соответствии с жанром лирической прозы: «Написанные от первого лица произведения напоминают страницы дневника лирического героя, который, как правило, выступает в качестве единственного персонажа, объединяющего действие. Поэтому вместо традиционного сюжета <...> поток мыслей и чувств героя, тонко чувствующего и рефлектирующего, страстно влюблённого в жизнь и одновременно мучимого её загадкой» [11, с. 67]
Приступая к анализу цикла рассказов Ивана Бунина «Темные аллеи», необходимо прежде всего обратить внимание на название текста и попытаться понять, какой смыл вкладывал художник в понятие-образ «темные аллеи», ибо именно это понятие-метафора становится камертоном всего цикла.
Прежде исследователи уже обращали внимание на то, что в качестве заголовка Бунин избирает образ, зафиксированный в лирическом стихотворении Николая Огарева «Обыкновенная повесть». На связь названия рассказа с элегией Огарева указал сам Бунин, зафиксировав в одной из заметок «Происхождение моих рассказов» следующее обстоятельство: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении: “Была чудесная весна!” <…> Потом почему-то представилось то, чем начинается этот рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный… Остальное всё как-то само собой сложилось, выдумалось…» [11, с. 371].
Однако следует задаться вопросом о том, почему цикл рассказов о «светлом» чувстве любви Бунин называет оборотом с использованием эпитета «темные». Можно предположить, что в конце своей жизни, когда художник приступал к созданию рассказов-воспоминаний о любви, чувство влюбленности не виделось ему слишком радужным. К тому же мотив воспоминаний, к которому обращается писатель уже в первом рассказе, заставляет апеллировать к далекому прошлому – к памяти о его грустной (и трагической) любви к Варваре Пащенко, к воспоминанию о тяжелом разрыве молодых людей, о попытке самоубийства начинающего художника и, несомненно, о ранней смерти Вареньки. Таким образом, название рассказа «Темные аллеи» задает ракурс обращения (ориентации) внутреннего творческого зрения художника к прошлому, к былому, к давно прошедшему, изначально формирует одну из главных констант позднего бунинского творчества – категорию памяти. Именно память станет одной из важнейших доминант мотивной структуры первого рассказа и, как следствие, всего цикла. Темные аллеи памяти станут тем поэтическим хронотопом, в котором будут разворачиваться события первого рассказа и сюжетные линии всех последующих текстов цикла.
Глава 2 Женские образы в творчестве А. Куприна.
2.1. Тема в повестях «Гранатовый браслет», «Поединок» и рассказах.
По мнению Н.Бердяева, любовь есть всегда любовь к личности, любовь есть неиссякаемая энергия. Но подлинный смысл и цель ее не в помощи ближнему, не в добрых делах, а в соединении душ, в содружестве и братстве любви.
Отношение к женщине формировалось у Н.Бердяева под влиянием учения В.Соловьева о Вечной Женственности. Женщина, по мнению Н.Бердяева, намного ближе к любви, потому что ее природа и природа любви одинакова. Он объясняет сущность женской любви таким образом: «Женская любовь целостна, она захватывает все ее существо. Она может стать смертельно опасной, так как, по мнению философа в ней есть магия и деспотизм, в то же время она может подняться до необычайной высоты и спасти своей верностью» [7, с. 226].
Н.Бердяев говорит о том, что любовь трагична в этом мире и не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви то, что сохраняет ее таинственную святость, это – отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Сущность любви, по мнению Бердяева, в жертвенной гибели, которая кладет на любовь печаль вечности, любовь теснее, истиннее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта – залог вечности.
Автор пишет: «Любовь – акт творческий, созидающий, в любви утверждается личность единственная и неповторимая. Все, что подчиняется индивидуальному, социальному порядку, враждебно любви, ее неповторимой тайне. Любовь не знает закона, не знает послушания ни чьей воле. Жертвенность любви, ее отречение от мирского благоустройства, делают ее свободной» [2]. Бердяев утверждает, что любовь нужна для божественных предназначений, поэтому любовь не должна бояться порождаемых ею страданий. В.Соловьев в своей книге «Смысл любви» говорит и о другой любви, о любви родительской. Материнская любовь, по Соловьеву, достигает высокой степени самопожертвования и не требует от родителей преодоления эгоизма, в родительской любви не может быть полной взаимности и жизненного общения уже потому, что любящая и любимое принадлежат к разным поколениям.
2.2. Женские образы в повестях «Олеся», «Суламифь».
Центральным во многих произведениях разных периодов творчества и жанров А.И. Куприна является женский образ. Уже первое прозаическое произведение «Последний дебют» (1889) выражает неравнодушие автора к женской судьбе. Повестями, где тема любви раскрывается через женские образы, у А.И. Куприна являются «Олеся» (1898) и «Суламифь» (1908).
Основой для создания романтической истории любви Суламифь и Соломона стал сюжет из библейской книги «Песнь Песней». Вдохновленный любовью, которая «никогда не забудется», А. И. Куприн в своем письме к Д. Н. Мамину-Сибиряку писал: «Она пленяет меня силой чувства, поэзией и высоким творческим вдохновением. И я хотел бы, чтобы замечательное художественное произведение стало достоянием многих читателей, которые его совсем не знают» [25, с. 137]. Следует указать, что писатель не просто позаимствовал сюжет из библейской легенды, он возродил и переосмыслил ветхозаветный текст. Таким образом сюжетно-образный материал трансформировался. Реализуя свой творческий замысел, А. И. Куприн расширяет сюжетно-композиционную структуру библейской поэмы, видоизменяет систему образов, обогащая портретные характеристики персонажей новыми деталями. Он старается придать своим героям земные реалистичные черты. А. И. Куприн наделяет образ Суламифь «портретной выразительностью», тем самым придает ему живые черты: «Невыразимо прекрасное смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи и разбегаются по спине и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур» [26, с. 134]. Образ Соломона тоже наделен человеческими чертами, но в тоже время автор добавляет ему величественность: «Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд. И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю» [26, с. 145].
Важное место в повести отведено красоте человеческой души. Ведь именно чистота и непорочность души Суламифь привлекла мудреца Соломона. Критик В. В. Воровской оценил повесть как «гимн женской красоте и молодости» [3, с. 378]. Многие женщины покорялись владыке Соломону, но не страстная и ревнивая Астис, и не восточные принцессы, одаренные красотой и мудростью, не смогли пробудить чувства в его сердце. Лишь Суламифь – простая девушка, дочь виноградника, робкая и нежная смогла влюбить в себя царя. А. И. Куприн придерживался мнения, что красотой наделены люди гармоничные с естественным поведением. Такое понимание человеческой красоты схоже с чеховским высказыванием о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Поэтому в образе девушки гармонично сочетаются внешняя и внутренняя красота, что говорит о единстве физического облика и духовного мира. Но не только внешняя красота пленила Соломона. «Суламифь восхищает царя чистотой своего сердца, доверчивостью, нежностью характера, преданностью и смелостью в любви» [6, с. 95], – отмечает Ф. И. Кулешов. Любовь Соломона настолько сильна, что он готов пожертвовать своей жизнью ради возлюбленной: «Попроси у меня мою жизнь – я с восторгом отдам ее тебе... – Я буду только жалеть, что слишком малой ценой заплатил за твою любовь» [26, с. 313].
Через всю повесть проходит борьба двух чувств – любви и ненависти. Образ главной героини олицетворяет светлую, настоящую и жертвенную любовь и в тоже время противопоставляется ненависти и ревности в образе Астис, которая совершает кровавые обряды в храме Озириса и Изиды. Суламифь несет в себе свет и тепло. Она полюбила царя всем сердцем, сделала его духовно богаче, подарив ему свою любовь, которая перевоплотила ее, помогла увидеть красоту окружающего мира, обогатила внутренний мир.
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Особое место в творчестве И. А. Бунина занимает тема любви. Ей посвящены многие произведения писателя и весь цикл рассказов «Темные аллеи» («Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925), «Ида» (1925) и др.).
В своих произведениях автор подчеркивал глубочайшую значимость любви в жизни каждого человека, превознося это чувство до уровня сверхсилы, рока судьбы, солнечного удара, ослепляющего глаза и озаряющего сердце. Любовь И. Бунина, как правило, трагична, иногда она ведет к неизбежной гибели. Лирический герой не познает семейного счастья, высокие чувства не подвергаются уничтожению обыденностью и бытом.
Особенностью любви бунинского героя является желание перенести не отвлеченно, а существенным образом центр своей жизни за пределы собственной эмпирической данности. В любви, по Бунину, обнажаются подлинные чувства человека, его творческая натура. В этом феномен и загадка любви. Ничто не интересует человека так, как осознание собственной значимости, истинности и цельности своего существования. Каждой идет к этому «восхождению» своим путем.
Лиричность бунинских рассказов о любви характеризуется слабо выраженным сюжетом и почти совершенным отсутствием фабулы. В таких случаях отсутствие сюжетной основы заменяется созданием рассказа-портрета. Лиризм бунинской прозы о любви, при отсутствии сюжета и фабулы, характеризуется описанием «потока сознания». Композиционной особенностью такого бесфабульного повествования стал приём, когда внимание посвящено одному яркому «мгновению» из жизни героев: одна-единственная короткая и нечаянная встреча переворачивает жизнь героев и порождает пронзительно-острые переживания и воспоминания.
И ещё одна особенность, присущая бунинским «любовным» произведениям – это всегда безысходность, трагичность любви. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Именно те герои, для которых любовь становится духовным событием, обретают статус личности в художественном мире Бунина.
1. Аверин, Б.А. Научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения И.А. Бунина, А.И. Куприна / Б.А. Аверин // Русская литература. – 1971. – №1. – С. 226-230.
2. Алданов, М. Памяти А.И. Куприна / М. Алданов // Литературное обозрение. – 1994. – №7-8. – С. 63.
3. Афанасьев, В. А. Куприн А. И. Критико-биографический очерк / В. А. Афанасьев. – М. : Худож. литература, 1970. – 245 с.
4. Бабореко, А. Поэзия и правда Бунина / А. Бабореко // Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М. : Вагриус, 2007. – 528 с.
5. Батюшков, К.Н. Очерки русской литературы конца XIX – начала XX вв. / К.Н. Батюшков, Ф.Д. Батюшков. – М., 1978.– С. 57-84.
6. Бердникова, О. А. Мотивы искушения в творчестве И. А. Бунина в аспекте христианской антропологии / О.А. Бердникова // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. – 2009. – № 1. – С. 12–19.
7. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви / Н.А. Бердяев // Новое и религиозное сознание и общественность. – М., 1999. – 230 с.
8. Богданова, О. В. Современный взгляд на русскую литературу ХIХ – середины ХХ века (классика в новом прочтении) / О.В. Богданова. – СПб.: Береста, 2017. – 588 с.
9. Бунин, И. А. Собрание сочинений: в 9-ти т. / под общ. ред. А. С. Мясникова, Б. С. Рюрикова, А. Т. Твардовского. – М.: Художественная литература, 1966. – Т. 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952. – 399 с.
10. Бунин И. А.: Pro et contra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Б. В. Аверин, Л. Ринкер и др. Спб., 2001. 648 с.
11. Вантенков, И. П. Бунин-повествователь (Рассказы 1890–1916 гг.) / И.П. Ватенков. – Минск: Наука, 1974. – 278 с.
12. Волков, А.А. С. Любовь должна быть трагедией. Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» / А.А. Волков // Литература. – 2002. – №8. – С. 18.
13. Волков, А. А. Творчество А. И. Куприна / А. А. Волков. – М. : Сов. писатель, 1981. – 123 с.
14. Воровский, В. В. Литературная критика / В. В. Воровский. – М. : Худож. литература, 1971. – 574 с.
15. Гречнев, В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи» (психологические заметки) / В.Я. Гречнев // Русская литература. – 1996. – № 3. – С. 226-235.
16. Грудицина, Е. Л. Поэтика цикла И. А. Бунина «Тёмные аллеи»: автореф. дис…канд. филол. наук / Е.Л. Грудицина. – Казань, 1999. – 24 с.
17. Дмитриевская, Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве 3. Н. Гиппиус) / Л.Н. Дмитриевская. – Ярославль : Литера, 2005. – 220 с.
18. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – М. : Флинта, Наука. – 2000. – 280 с.
19. Зимина-Дырда, Т. Ю. Функции цветообразов в портретах персонажей (на примере прозы И. А. Бунина) / Т.Ю. Зимина-Дырда // Вопросы лингвистики и литературоведения. – 2009. – № 3. – С. 18-22.
20. Иван Бунин: философский дискурс: коллективная монография: к 135-летию со дня рождения И. А. Бунина / отв. ред. Е. Т. Атаманова. – Елец : ЕГУ, 2005. – 280 с.
21. Карпенко, Г. Ю. Творчество И. А. Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков / Г.Ю. Карпенко. – Самара : Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998. – 113 c.
22. Крутикова, Л. В. В мире художественных исканий Бунина (как создавались рассказы 1911-1916 гг.) / Л.В. Крутикова // Литературное наследство. – М.: Наука, 1973. – Т. 84. Иван Бунин. Кн. 2. – С. 90-120.
23. Крутикова, Л. В. А. И. Куприн / Л. В. Крутикова. – Ленинград- М. : Просвещение, 1971. – 220 с.
24. Кулешов, Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна / Ф. И. Кулешов. – Минск : Изд-во БГУ, 1983. – 206 с.
25. Куприн, А. И. Сочинения : в 9 т. / А. И. Куприн. – Т. 4. Рассказы, повести. – М. : Худож. литература, 1981. – 354 с.
26. Куприн, А.И. Олеся. Повести и рассказы о любви / А.И. Куприн. – М. : Эксмо, 2013. – 360 с.
27. Нахратова, М. М. Ключевое слово любовь в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» / М. М. Нахратова // Русский язык в школе. – 2003. – № 4. – С. 64-67.
28. Полоцкая, Э.А. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего Бунина / Э.А. Полоцкая // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. – 1970. – Т. XXIX. – № 5. – С. 39-42.
29. Символика цвета в русской традиционной культуре // https://www.perunica.ru/svoboda/7762-simvolika- cveta-v-russkoy-tradicionnoy-kulture.html.
30. Спивак, Р. С. Энергожизнь рассказа И. Бунина «Темные аллеи» / Р.С. Спивак // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология». – 2010. – № 4 (10). – С. 156-164.
31. Сухих, И. Н. Русская любовь в темных аллеях («Темные аллеи» И. Бунина) / И.И. Сухих // Серебряный век русской литературы: сб. ст. / отв. ред. О. В. Богданова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Фак-т филологии и искусств, 2009. – С. 201-220.
32. Штильман, А. О мастерстве писателя: повесть А. Куприна «Гранатовый браслет» / А. Штильман // Литература. – 2002. – № 8. – С. 13.
33. Этов, В. Н. Четыре урока Куприна / В. Н. Этов // Литературная учеба. – 1984. – № 4. – С. 199-207.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты