Развитие эмоционального интеллекта у юношей и девушек с разным статусным положением в группе Диссертация
БГПУ им. М. Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Развитие эмоционального интеллекта у юношей и девушек с разным статусным положением в группе»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
171.00 BYN
Развитие эмоционального интеллекта у юношей и девушек с разным статусным положением в группе
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе имеется только глава 1.
В работе имеется только глава 1.
Поделиться
Введение
Глава 1. Проблема эмоционального интеллекта человека и статусного положения в группе в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его структура
1.2 Статусное положение в группе: понятие и виды
1.3 Психологические особенности юношей и девушек
Выводы по первой главе
Список использованных источников
Глава 1. Проблема эмоционального интеллекта человека и статусного положения в группе в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его структура
1.2 Статусное положение в группе: понятие и виды
1.3 Психологические особенности юношей и девушек
Выводы по первой главе
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется вопросам изучения эмоционального интеллекта. Понятие эмоционального интеллекта возникло примерно в 90-х годах 20 века. Именно эмоциональный интеллект играет важную роль в системе эмоционально-волевой саморегуляции личности и как следствие формирует наиболее важные личностные качества человека. Особую роль эмоциональный интеллект играет именно в системе построения прочных социальных отношений, базой которых является именно интимно-личностное общение в целом. Социально-эмоциональное развитие личности основано на возможностях разрешения конфликтных ситуаций в рамках взаимодействия с другими людьми на основе умения эффективно работать в командной деятельности.
Большую часть собственной жизни люди проводят в системе функционирования той или иной группы и занимают определенное положение в данной группе. Некоторые люди принимаются в группе положительно, другие люди не обладают высоким уровнем эмоционального принятия. В юношеском возрасте люди обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, который оказывает влияние на определение того или иного социального статуса в группе. Процесс развития эмоционального выгорания оказывает непосредственное влияние на систему повышения уровня межличностного взаимодействия на основе повышения лидерских качеств в целом.
Для людей юношеского возраста характерными являются такие особенности как развитие эмоционального и теоретического мышления, определение основ интеллектуального развития. Для современного мира вопрос развития эмоционального интеллекта стал довольно актуальным. Уровень эмоционального интеллекта оказывает непосредственное влияние на систему отношений в группе и помогает определять его эффективность. Для современной психологической науки важными являются такие особенности как недостаточный уровень развития научных знаний про эмоциональный интеллект на основе социальных и профессиональных групп. Именно юношеский возраст является недостаточно изученным с точки зрения развития эмоционального интеллекта в целом.
Исследованиями в области изучения особенностей развития эмоционального интеллекта у юношей и девушек с разным статусным положением в группе занимались многие отечественные и зарубежные исследователи среди которых необходимо выделить таких как И.Н. Андреева, А.С. Беляева, Д.В. Беспалов, Л.Д. Камышникова, Е.С. Иванова, А.Е. Каргина, А.В. Карпов и т.д. Данные исследователи указывали на наличие прямой взаимосвязи между показателями развития эмоционального интеллекта в системе межличностных отношений.
Противоречия между необходимостью учета эмоционального интеллекта в системе межличностных отношений и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в социальной психологии.
Проблема исследования: какое влияние особенности эмоционального интеллекта имеют на процессы межличностных отношений в группе и формирования определенного социального статуса?
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
[...]
Глава 1. Проблема эмоционального интеллекта человека и статусного положения в группе в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его структура
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) [3, с. 111].
На основе анализа способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, П. Сэловей и Ю. Мэйер выделили четыре компонента эмоционального интеллекта, которые находятся в иерархии, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно [4, с.22].
Предложенная П. Сэловеем и Ю. Мэйером четырехкомпонентная, иерархичная «модель эмоционального интеллекта состоит из следующих компонентов:
– восприятия, идентификации эмоций, их выражения. Этот компонент состоит в способности воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия той или иной эмоции;
– фасилитации мышления, то есть способности вызвать конкретную эмоцию, контролировать ее проявление. Эмоции способны оказывать влияние на важную информацию. При конкретных условиях эмоциональные переживания могут выступать в качестве фасилитаторов или ингибиторов мыслительной деятельности. Такими условиями выступают интенсивность эмоции и личностные характеристики субъекта, к примеру, его волевые качества и направленность личности;
– понимание эмоций. Этот компонент отражает способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения. Понимание эмоций заключается в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в появлении к ним определенного отношения. Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, выступает в качестве необходимого аспекта осознания и оценки собственных личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей;
– управление эмоциями. Эта способность связана с контролем за эмоциями, эго рефлексивной регуляцией эмоций через осознание эмоций, способностью переживать позитивные и негативные эмоции, умением снижать интенсивность отрицательных эмоций, способностью вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от целей» [5, с.78].
Выражение эмоций превращается в хорошо разработанное средство более или менее сознательного воздействия на людей. Выражение эмоций не только отражает уже сформированное переживание, но и само, подключаясь, формирует его. Аналогичным образом, формулируя свою мысль, человек тем самым формирует ее, формирует чувство, выражая его. Выражение эмоций имеет направленность на другого человека. В ходе эмотивного взаимодействия его субъекты обмениваются эмоциями и отношениями, успешность которого зависит от правильного понимания одним субъектом эмоциональных переживаний другого [2, с.25].
С возможностями выражения эмоций связано их различение. В процессе взаимодействия с окружающими особенно важно, чтобы субъекты имели возможность дифференцировать эмоции – не только собственные, но и других людей. К психологическим механизмам, которые обеспечивают процесс восприятия и понимания другого человека, относятся: идентификация и эмпатия, рефлексия и аттракция. Эти перцептивные способности обеспечивают успешное межличностное взаимодействие [6, с.311].
[...]
1. Абдиева, Г. И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г. И. Абдиева // Globus. – 2021. – Т. 7, № 2 (59). – С. 26-28
2. Айгунова, О. А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник московского городского педагогического университета. // Серия: педагогика и психология. – 2016. – № 4. – С. 25-34.
3. Айзенк, Г. Ю. Понятие и определение интеллекта / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111-131
4. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – Спб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78-86
6. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
7. Анохина, А. С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / О.А. Токарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 311-314
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Пед. о-во России, 2011. – 402 с.
9. Болтаева, Л. Ш. Формирование личности в юношеском возрасте / Л. Ш. Болтаева, Т. Д. Салгириева // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Международной научно-практической конференции. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 120-123
10. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М.: Смысл;издат. Центр «Академия», 2014. – 544 с.
11. Вознюк, Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29
12. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 446 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
14. Гайнанова, Л. Р. Понятие эмоционального интеллекта и основные подходы к его исследованию / Л.Р. Гайнанова // Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2020 г. – 165-168 с.
15. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – с. 111–113; с. 118–120.
16. Гарсковая, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2009. – С. 25-26
17. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
18. Довженко, Е.М. Становление понятия «Эмоциональный интеллект» // Известия ИППО. – 2021. – № 4. – С. 100-104
19. Киселева, Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс человека / Т.С. Кисилева, Е.А. Сергиенко // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 4. – С. 45-49
20. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. – 4–е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
21. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / под ред. ДВ. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36
22. Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Морено. – М.: Приори, 2005. – 169 с.
23. Мурадова, С.В. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в музыкально-игровой деятельности / С.В. Мурадова, Е.И. Толокнеева // Педагогический журнал. – 2019. – Т.9.– № 4 (А) – С. 32-42
24. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена: основные функции: монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
25. Ракитянская, Л. Становление и развитие понятия «эмоциональный интеллект»: историко-философский анализ / Л. Ракитянская // Непрерывное развитие: теория и практика – №3. – 2018. – С. 36-42
26. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1, № 4. – С. 3–2
27. Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А.И. Савенков. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
28. Сергиенко, Е. А. Ветрова И. И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера - Сэловея - Карузо / Психологические исследования: электрон.науч. журн. – 2009. – № 6(8). – С.8-13
29. Симбирцева, Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте / Н.В. Симбирцева // Вестник КемГУ. – 2008. – № 3. – С. 54-56.
30. Смолин, Д.В. Введение в эмоциональный интеллект: Конспект лекций / Д.В. Смолин. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 208 c.
31. Шнайдер, М. И. Эмоциональный интеллект: понятие и история развития / О. Одишарова // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017 г. – С. 187-189
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе имеется только глава 1.
В работе имеется только глава 1.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты