Военно-политическая безопасность Республики Беларусь: механизм обеспечения Диссертация
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Военно-политическая безопасность Республики Беларусь: механизм обеспечения»
по дисциплине: «Политология»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
240.00 BYN
Военно-политическая безопасность Республики Беларусь: механизм обеспечения
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СОСТОЯНИЯ
2.1 Общие положения о военно-политической безопасности
2.2 Состояние военно-политической безопасности в Республике Беларусь
Глава 3. Обеспечение военно-политической безопасности в Республике Беларусь
3.1 Механизм обеспечения военно-политической безопасности в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование обеспечения военно-политической безопасности Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СОСТОЯНИЯ
2.1 Общие положения о военно-политической безопасности
Обеспечение безопасности государства и ее защита – это не только самая важная обязанность руководства страны и ее правящей элиты, но и забота о каждом гражданине. Не понимая необходимости личного участия в защите национальных интересов государства в сфере обороны, независимо от профессиональной принадлежности гражданина, невозможно обеспечить физическое существование государства, его территориальную целостность, конституционный порядок, национальный суверенитет, культурное сохранение и духовное единство людей, а также независимое устойчивое развитие.
В современных условиях уровень государственной безопасности и сохранение его обороноспособности является важнейшим критерием эффективности государственного и военного контроля. Принимая во внимание растущие риски для системы государственной безопасности, целесообразно сформировать понимание не только среди государственных и военных руководителей, но и широких слоев общества основных тенденций продолжающегося насилия, основных черт современной войны. Только четкое понимание сферы насилия управленцами на всех уровнях, адекватная постановка целей в области обороны, наличие необходимых материальных и духовных ресурсов, готовность и способность всех граждан страны защищать национальные интересы сохраняют равновесное состояние.
В настоящее время проблема военно-политической безопасности является весьма актуальной. Анализ сущности национальной безопасности показывает, что она функционирует в результате нормативных действий различных институтов. Одним из таких институтов является военно-политическая безопасность, которая в контексте демократических преобразований остается важным фактором обеспечения политической и государственной стабильности.
Военно-политическая безопасность Республики Беларусь в современных условиях зависит от адекватного и своевременного финансирования военной сферы, создания эффективной системы управления военным строительством и управления военной организацией Республики Беларусь, разработки и совершенствования теоретических и организационных основ формирования и планирования развития военной организации страны, а также реализация основных направлений военного строительства с учетом кардинальных изменений за последние десятилетия.
Под влиянием эволюции взглядов на средства и методы обеспечения национальной безопасности растет понимание необходимости принципиального переосмысления подходов к формированию системы обеспечения военно-политической безопасности страны, убеждения в том, что без ее улучшения невозможно достичь главной цели - обеспечения национальной безопасности (стабильной международной и внутриполитической ситуации в стране, ее суверенитета и территориальной целостности, защиты и реализации национальных интересов) с использованием как невоенных мер, так и военной силы.
Обеспечение военно-политической безопасности Республики Беларусь предполагает:
- целевое выделение бюджетных средств на программное развитие органов исполнительной власти, осуществляющих защиту национальных интересов Беларуси с применением силы, является важнейшим условием обеспечения оборонной безопасности;
- формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению военно-политической безопасности Республики Беларусь, консолидации усилий всех отраслей и органов власти, концентрации и рационального использования выделенных сил, средств и ресурсов.
2.2 Состояние военно-политической безопасности в Республике Беларусь
На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военно-политической безопасностью и защитой государства от вооруженного нападения извне. В настоящее время этот компонент национальной безопасности также играет важную роль, которая включает такие факторы, как:
состояние вооруженных сил страны и возможные места военных действий;
наличие (или отсутствие) военных союзников;
размер военного бюджета;
научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральное состояние нации.
В связи с этим необходимо подчеркнуть роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, общественных сил и институтов. Военная политика состоит в организации и использовании средств вооруженного насилия для решения определенных политических задач.
В задачи военной политики входят:
1) обеспечение национальной безопасности и, прежде всего, целостности территории государства;
2) обеспечение безопасности судоходства своих флотов;
3) защита граждан государства за пределами его территории в случае угрозы их личной безопасности.
Для решения этих проблем созданы специальные общественно-политические институты: военные институты; правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики; военно-промышленный комплекс; спецслужбы и др.
Так, институты, обеспечивающие военно-политическую безопасность выполняют следующие функции:
а) организационная, связанная с разработкой военной политики, управлением ее реализацией, соответствующей научной и нормативной поддержкой;
б) научно-технические, требующие мер по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами и предприятий военно-промышленного комплекса новейшими технологиями;
в) международные, отражающие необходимость международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер укрепления доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением контрактов в военной области и т. д.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.
Существуют разные подходы к военной безопасности:
во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты национальных интересов;
во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возможность причинения вреда обществу в результате вооруженного насилия, то есть состояния гарантированного исключения военного насилия;
в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособность страны, которая предотвращает или сдерживает агрессию, снижает опасность для национальных интересов страны и вероятность ее участия в войне или военных конфликтах и в случае угрозы интересам государства, общества, личности;
в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения ущерба личности, обществу, государству, мировому сообществу в результате вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз или способность объектов безопасности противостоять им [6, c. 15].
Глава 3. Обеспечение военно-политической безопасности в Республике Беларусь
3.1 Механизм обеспечения военно-политической безопасности в Республике Беларусь
Механизм обеспечения безопасности – непрерывный и направленный процесс применения последовательных мер сдерживающего характера по отношению к дестабилизирующим силам как внутрисистемного, так и межсистемного характера.
Несомненно, раскрытие сущности военно-политического механизма обеспечения безопасности – необходимое условие осознанной и продуктивной деятельности субъектов военной политики.
Термин «механизм» в буквальном смысле слова является техническим и означает систему тел, предназначенных для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел [2]. Вместе с тем этим понятием может обозначаться устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности [6, c. 22].
Применительно к обеспечению безопасности государства и общества, использование этого термина позволяет представить упорядоченную деятельность, соответствующую целям социальных субъектов.
Военно-политический механизм обеспечения военной безопасности (ВПМ) – это объективно обусловленная и субъективно реализуемая совокупность властных, управленческих и координационных действий, связанных с организацией и использованием средств вооруженного насилия для превенции и элиминации внешних и внутренних военных опасностей, и угроз.
В механизме обеспечения военно-политической безопасности важным этапом является оценка его эффективности. Категория эффективности вообще предполагает достижение наивысших результатов при наименьших затратах труда и времени.
Любая деятельность требует определенных духовных, материальных, физических, финансовых затрат. Более эффективной считается та деятельность, которая позволяет достигать заданной цели с наименьшими затратами сил и средств.
В самом общем виде эффективность ВПМ можно определить, как отношение достигнутого в ходе решения задач обеспечения безопасности к затраченным для этого средствам. Эффективность обусловливается спецификой взаимодействия компонентов системы безопасности и будет иметь положительную знаковую величину в случае, если функционирующий потенциал безопасности способен оказать результативное противодействие потенциальным и реальным внешним и внутренним угрозам реализации жизненно важных интересов объектов системы во всех сферах общественной жизни. При оценке эффективности ВПМ, разумеется, необходимо исходить из концепции предельно допустимых нагрузок на все сферы жизнедеятельности государства и общества, учитывать, прежде всего, материальные затраты. Но сводить все к ним было бы неправильно: «перепроизводство» в военной области может нанести непоправимый ущерб экономике страны, а «недопроизводство» в этой сфере резко снижает оборонный потенциал. Помимо учета материальных затрат, необходимо исходить и с точки зрения «полезности» этих затрат, т. е. достигнутого военно-политического эффекта.
Эффективность ВПМ дифференцирована на ожидаемую и фактическую. Первая определяется до начала реализации поставленной цели – это эффективность предполагаемая. Она показывает, какой должна быть безопасность и что необходимо для ее обеспечения. Вторая характеризует реальное состояние безопасности по сравнению с предполагаемой.
3.2 Совершенствование обеспечения военно-политической безопасности Республики Беларусь
В качестве основных направлений совершенствования военно-политической безопасности Республики Беларусь можно выделить:
- оснащение Вооруженных Сил Республики Беларусь и других войск оружием, военной и специальной техникой; обеспечение их материальными ресурсами, ресурсами и услугами; общее управление эксплуатационной техникой на территории Беларуси в интересах обороны;
- организация военно-политического и стратегического руководства обороной страны, Вооруженных Сил и других войск;
- принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;
- создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны;
- определение приоритетных национальных интересов в области военной безопасности, комплекса политико-дипломатических и других невоенных средств и способов его обеспечения;
- разведывательная и контрразведывательная деятельность;
- совершенствование существующих и создание новых эффективных международных механизмов контроля за распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- подготовка территории страны к обороне;
- поддержание Вооруженных Сил и других правоохранительных органов, осуществляющих оборону, в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной обороне страны;
- развитие военной науки и военного искусства;
- укрепление и развитие военно-промышленного комплекса;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами в военной сфере;
- расширение мер укрепления доверия в военной области, в том числе связанных с обменом военной информацией на взаимной основе;
- предотвращение нанесения ущерба военной безопасности Беларуси вследствие нарушения ранее достигнутых международных соглашений об ограничении и сокращении ядерных и обычных вооружений [2].
Основные направления реформирования Вооруженных сил Республики Беларусь на современный момент определяются общей ориентацией на повышение их эффективности, упрочение морально-психологического состояния, улучшение материально-технического и социального обеспечения военной организации государства и включают:
– оптимизацию системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие ее компонентов;
– совершенствование стратегического планирования, приведение объема и содержания задач военной организации в соответствие с реальными потребностями обороны и безопасности Республики Беларусь;
– совершенствование систем мобилизационной и боевой готовности, мобилизационной подготовки в военной организации Республики Беларусь;
– развитие вооружения и военной техники, совершенствование оборонно-промышленного комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на мозаичность методов насилия, война в своем основании включает вооруженную борьбу, а существующие и перспективные средства насилия комбинируются в определенную гибридную систему из различных направлений человеческой деятельности и противоречий этнического, религиозного, культурного и политико-экономического характера.
Безусловно, только постоянное научное осмысление самой политики позволит нам уяснить сущность войны, так как война впитывает свойства проводимой политики. Как отмечал К. Клаузевиц: «Когда политика становится более грандиозной и мощной, то таковой же становится и война; и этот рост может дойти до такой высоты, что война приобретет свой абсолютный облик».
Мировой опыт показывает: одним из надежных гарантов стабильности и безопасности любого государства являются Вооруженные Силы. Их соответствие современным требованиям, способность противостоять вызовам, рискам и угрозам безопасности государства гарантия мирной жизни. Достижение этого невозможно без понимания военно-политической ситуации и формирования чувства личной ответственности каждого солдата за безупречное исполнение им воинской обязанности.
Стоит отметить тот факт, что понятия «киберпреступление» и «кибератака» тесно взаимосвязаны, невзирая на то, что природа этих определений разная. Отсутствие единого подхода к данным понятиям создаёт ряд сложностей как в понимании, так и в регулировании правоотношений в сфере киберпространства, что не позволяет эффективно и качественно решать задачи, существующие в современном мире, которые разрастаются с каждым днем и несут в себе опасность для будущих поколений и будущего человечества в целом.
На сегодняшний день создана международная правовая база по борьбе с терроризмом, в основе которой лежат принципы законности, приоритетности реализации мер предупреждения терроризма, не избегания наказания за террористическую деятельность и др.; в центре которой лежит антитеррористическая деятельность на уровне всех государств.
1. Жадобин, Ю.В. Обеспечение военной безопасности Республики Беларусь: концептуальные положения / Жадобин Ю.В // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2011. – № 1. – С. 55-57.
2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=C21400137&p1=1&p5=0. – Дата доступа:
3. Мальцнев, Л.С. Вооруженные Силы Республики Беларусь: История и современность/ Л.С. Мальцев. – Минск : Асобны Дах, 2003. – 215 с.
4. О некоторых вопросах Комитета государственной безопасности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 23 июля 2013 г., № 325 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Дата обращения:
5. Рубинов, А. Белорусская модель. Некоторые вопросы политики на современном этапе / А. Рубинов // Беларуская думка. – 2010. – № 3. – С. 16-17.
6. Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь. Из выступления президента Беларуси А.Г.Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании // Беларуская думка. – 2010. - № 12. – С. 15-22.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты