Михаил Фокин
Фокин Михаил Михайлович (1880 Петербург – 1942 Нью-Йорк) – артист, балетмейстер, педагог. По окончании Петербургского театрального училища (класс Н.Г. Легата), педагоги П.К. Карсавин, Н.И. Волков 1898-1918 в Мариинском театре. На выпускном спектакле исполнил партии Адониса («Две звезды») и Учителя танцев («Урок танцев в гостинице»). Дебютировал в pas de quarte («Пахита»). Выступал также в характерных танцах. Стройный, пропорционально сложенный танцовщик, с большим прыжком и виртуозной техникой мелких движения, Фокин обладал врожденной танцевальностью, умением красиво и элегантно держаться на сцене тонкой артистичность. Его исполнительная манера сконцентрировала в себе лучшие качества академической традиции. Танцовщик тяготел к героической приподнятости, умел оттенять характерность персонажа.
Как балетмейстер дебютировал спектаклем Петербургского театрально училища «Ацис и Галатея» (1905 г.) А.В. Кадлеца Базиль, Солор, Жан де Бриен. В 1906 году поставил «Сон в летнюю ночь » на музыку Ф. Мендельсона для артистов Мариинского театра. С 1910 года стал балетмейстером Мариинского театра. Соответственно духу времени Фокин отказался от присущих балету прошлого отвлеченности и двуплановости, продиктованной делением выразительных средств на танец и пантомиму. Одна из главных его идей – не составлять комбинаций из готовых и установившихся танцевальных движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету, а находить новый неповторимый хореографический образ каждого спектакля. Отрицая условный жест, он соединил в танце пластичные богатства окружающего мира, «оживленного» изобразительного искусства, фольклора разных народов, классического танца, причем классический танец применялся не как универсальная система, а как средство, равноправное с другими.
В творчестве Фокина преобладали сюжетные балеты, драматически напряженные и действенно насыщенные. Незаурядная музыкальность позволила ему ставить спектакли на музыку, не предназначенную для балета. Фокин продолжал начатые предшественниками искания в области танцевального симфонизма, сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки
1. Энциклопедия «Русский балет»; А. Деген, И. Ступников Петербургский балет (1903-2003)