РЕКЛАМА КАК ОСОБЫЙ ВИД МАССОВОГО ИСКУССТВА
РЕКЛАМА КАК ОСОБЫЙ ВИД МАССОВОГО ИСКУССТВА
Реклама – это передача информации, имеющая характер убеждения, о товарах, работах, услугах или идеях известных рекламодателях посредством различных носителей.
Для начала будет не лишним вспомнить слова одного из достаточно известных мировых рекламистов Россера Ривза: «Итак, чего бы вы хотели? Гениального текста? Нового шедевра в рекламном искусстве? Или, черт возьми, вам нужно, чтобы проклятая кривая уровня продаж наконец перестала падать и начала подниматься вверх?»
В этом есть рациональная мысль, ведь когда мы думаем об искусстве в рекламе, сразу же вспоминаются ролики с Венецианских фестивалей и других публичных выставок достижений рекламной индустрии. Все эти видеоролики, плакаты, BTL-акции пестрят различными идеями, концепциями, художественным исполнением. Однако, действительно ли так важна художественная выразительность для того, чтобы реклама стала успешной? Это касается и рекламного ролика, и текстов, и различного рода плакатов. Не является ли пародия намек на высокое искусство излишним в рекламном бизнесе?
В настоящее время реклама все больше становится ближе к статусу социального и общественного института. Реклама в современном мире во многом определяет культурные, экономические, социальные взгляды общества. Реклама уже продолжительное время находится в фокусе внимания ряда гуманитарных и экономических дисциплин: социологии, психологии, истории, экономики, маркетинга и др.
В конце 90-х гг. XX века реклама стала пониматься как сложная межпредметная сфера человеческой деятельности, которая включена в социокультурную среду.
Реклама сегодня выступает как значимый культурный феномен. Он охватывает различные сферы жизнедеятельности человека. Реклама быстро входит в жизнь любого современного человека, и занимает особое место в сознании людей. С помощью рекламы перестраивается человеческое мировоззрение, привлекает внимание к вещественным, а не духовным сторонам жизни. Реклама может влиять на настроение, модели поведения, стиль жизни человека. Именно это позволяет рассматривать рекламу как универсальное социокультурное явление, в том числе и как явление искусства.
В современной культуре, да и в принципе в современном обществе в целом, появляются и распространяются тенденции глобализации. Постепенно размываются границы между элитарными и массовыми видами искусства, а также между различными видами человеческой культуры в целом. Особое место в сознании современных людей начинают занимать культурно-развлекательные, а также развлекательно-зрелищные формы культуры – кино, телевидение. Реклама отражает все процессы, происходящие в сознании людей, она ярко демонстрирует все современные тенденции в развитии эстетического восприятия и мироощущения общества.
Если говорить о том, что реклама принадлежит к сфере массовой культуры и искусства, то все исследования в этой области направлены на рассмотрение общих философско-идейных оснований такого явления. Недостаточно внимания уделяется непосредственно анализу сущностных характеристик рекламы как особого вида массового искусства.
Маршалл Маклюэн, всемирно известный теоретик СМИ, называл рекламу «величайшим искусством двадцатого века». Но данные оценки всегда имели и принципиальных оппонентов, не менее известных и признанных специалистов в области рекламного дела. Их точки зрения можно кратко свести к высказыванию Раймонда Рубикама: «У рекламы одна цель – продавать, всё остальное от лукавого». Вопрос о разграничении сущностных характеристик рекламы и искусства коренится в сфере художественно-эстетических суждений, правомерность которых одни резко отрицают, другие яростно защищают. Возникшая ситуация позволяет рассматривать контент данного издания весьма актуальным.
Что же такое массовое искусство?
В положительном смысле слова под массовым искусством понимается народное творчество, искусство примитивов, наивное искусство, в котором простота формы искупается искренностью, непосредственностью художественного чувства и следованием исторической традиции.
В негативном смысле под массовым искусством понимают подделку, невзыскательное отношение к искусству. Этим понятием с середины XX в. обозначают произведения, которые порождались массовой культурой и были ориентированы на "среднего" человека со слаборазвитым художественным вкусом и транслирующиеся через СМИ (телевидение, кино, популярная музыка, печатная графика, многотиражные произведения литературы в жанрах любовного романа, детектива, триллера, боевика и т.п.).