Дифференциация компетентности и компетенции и состав компетентности
Литература
Дифференциация компетентности и компетенции и состав компетентности
Аннотация В статье представлена дифференциация понятий компетентности и компетенции, проанализированы различные подходы к данным понятиям. Также в статье представлен состав компетентности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, лингвистика
Summary The article presents the differentiation of the concepts of competence and competence, analyzes various approaches to these concepts. The article also presents the composition of competence.
Keywords: competence, linguistics
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к педагогической системе. За последнее десятилетие в Беларуси произошли серьезные преобразования в этой области.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» и «компетенция» распространяются с середины 60-х годов прошлого века, становясь основой для формирования компетентностного подхода в образовании.
Классическое определение компетенции - (от латинского competo - искомый; соответствует, подходит) имеет несколько значений:
- круг полномочий, установленный законом, включением или иным актом конкретного органа или должностного лица;
- знания и опыт в конкретной области [6].
Основываясь на этимологии и семантике «компетенций» и концепции обобщенного подхода к ее пониманию в науке, выделяют его общую междисциплинарную категориальную сущность, в которой способность живого организма выполнять совместные действия в ответ на соответствующие внешние раздражители является реакция. Результатом этой реакции (рефлексии) является компетенция, которая не только комментируется как натуралистическое описание биологической природы человека, но и экстраполируется на социальную и социально определенную сферу человеческой деятельности.
Понятие «компетентность» включает в себя сложный, емкий контент, который сочетает в себе профессиональные, социальные, психологические, правовые и другие характеристики. Таким образом, профессиональная компетентность представляет собой сочетание способностей, навыков и личных качеств, необходимых для успешной карьеры в определенной области.
В настоящее время в научной литературе: не существует единого подхода к определению «профессиональная компетентность», которая рассматривается как совокупность знаний и навыков, определяющих эффективность труда; количество навыков для выполнения задания; сочетание личных качеств и свойств; всесторонние знания и профессионально значимые личные качества; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к работе; способность выполнять сложные формы действия, сходные с культурой и пр. Разнообразие интерпретаций понятия «профессиональная компетентность» обусловлено различиями в научных подходах: личностно-активный, системный, структурный, информационный, культурный и пр. [4, c. 45].
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
3. Безрукова, В.С. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / В.С. Безрукова // Директор школы. - 1999. - № 8. – С. 25-30.
4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003.- № 10. – С. 8-14.
5. Денежкина, Е.О. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций. - 2015. - № 3- 4. - С. 53-55.
6. Лузянина, Л.Л. Коммуникативная культура учителя и педагогические условия ее развития / Л.Л. Лузянина. - Вестник Омского университета, 2002. - №3. - С. 93–96.
7. Охотникова, В.В., Вопросы коммуникативной компетентности при подготовке специалиста в вузе / В.В. Охотникова, Н.Н. Суртаева. - СПб., 2002. – 169 с.
8. Сухобская Г.С., Психотерапевтический эффект тренингов обучения для учителя / Г.С. Сухобская, Н.М. Божко // Ин- форм. бюллетень: Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., 1995. № 4. – С. 18-20.
9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО. 23 апреля 2002 / А.В. Хуторской. Центр «Эйдос». [URL]: www.eidos.ru/news/compet.htm
10. Царькова, Е.А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е.А. Царькова // Профессиональное образование. 2004. № 6. – С. 5-6.
11. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие / М.А. Чошанов. - М., 1996. – 160 с.