Структуры повседневности Минщины (на примере Речицкого повета Миской губернии)
Список использованных источников
Структуры повседневности Минщины (на примере Речицкого повета Миской губернии)
В данном эссе рассматриваются такие структуры повседневности как вера белорусских жителей ХIХ в колдовство и свадебный обряд на примере жителей Речицкого повета Миской губернии.
Одним из существеннейших моментов в жизни белоруса XIX в. в рамках первой сферы является вера в колдовство, всевозможные знамения, в дурной глаз и т. п. В Беларуси повсеместно признавалось, что существуют люди, которые могут совершать всевозможные заклинания для подчинения стихийных и других природных сил. Считалось, что с помощью использования этих сил возможно отклонить грозящее бедствие, изгнать «нечистика», врачевать болезни, способствовать достижению счастья и удовольствий, а с другой стороны насылать на других всевозможные несчастья, смерть, болезни, навлекать на людей нечистую силу, призывать тоску, сумасшествие, припадки, разрушать мир и согласие в семье и тому подобное.
По утверждению знаменитого белорусоведа М. В. Довнара-Запольского, для белорусов XIХ была характерна «твёрдая вера в леших, водяных, домовых, ведьм, наяду с этим являются и живые служители этой неизвестно, но страшной силы: ведьмаки, ведьмы, ведуны и до сих пор существуют. Чуть ли не в каждой деревне надеется старичок и старушка, которые в окрестностях слывут ведьмаком или ведьмой. Но окрестный люд крепко верует в их знание и чудодейственную силу: к ним обращаются за советом, если что либо пропадёт, случиться неприятность, болезнь, долгое отсутствие кого-либо из членов семьи. Все эти вопросы непосредственно находиться в ведении подобного рода людей» [2, с. 2].
Способных совершать подобные деяния, а, следовательно, обладавших высшим знанием, называли по-разному – чародеями, чаровниками, колдунами, знахарями, ворожбитами, ведьмаками, ведьмами, волколаками. По мнению А. Богдановича, эти названия соответствуют более древним, исчезнувшим из обихода в XIX в., – кудесник, волхв, вещая женка.
1. Горбачёва, О. В. Материалы судопроизводства как источник по истории повседневности белорусской деревни ХIX в. / О. В. Горбачёва // Этнокультурное развитие Беларуси в XIX – начале ХXI в.: материалы междунар. науч.-практ. конф. г. Минск, 19–20 мая 2010 / исторический факультет Белорусского государственного университета (г. Минск; редкол. : Т. А. Новогродский (отв. ред.) [и др.] [Электронный ресурс]. — Минск: БГУ, 2011. — С.164 — 173. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/50489.
2. Довнар-Запольский, М.В. Белорусская свадьба и свадебные песни: Этнографический этюд М. Запольского // М. В. Довнар-Запольский. — Киев : типография И. Давиденко, 1888. — 38 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rulit.me/author/dovnar-zapolskij-mitrofan-viktorovich/belorusskaya-svadba-i-svadebnye-pesni-download-free-553513.html.